С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОРЕГИСТРАТОРА И КАРТ

В распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказалось 40-страничное экспертное заключение громкого казанского ДТП на ул. Эсперанто с участием и Daewoo Nexia. Заключение выполнял Юрий Антипов - известный независимый автоэксперт (бывший следователь транспортной прокуратуры), принимал участие в анализе материалов дела о ДТП на Ленинском пр. в Москве с участием автомобиля вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова). Технический анализ ситуации он проводил по просьбе вдовы погибшего водителя Анны Фурштатовой

Сегодня выводы по казанскому делу будут переданы следствию.

Напомним, 3 июля на ул. Эсперанто спорткар, за рулем которого находился предприниматель Сергей Руснак, совершил лобовое столкновение с автомобилем Daewoo Nexia, в результате чего погиб водитель последнего. Трагедия получила широкий общественный резонанс. ДТП прокомментировали и пообещали беспристрастно установить виновников полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич и глава республиканского ГИБДД Рифкат Минниханов.

«К сожалению, пока по непонятным причинам следствию не удаётся снять информацию с бортового компьютера, регистрирующего последние события, связанные с состоянием узлов автомобиля «Порше» и его параметров, - написал Антипов во введении. - Имея на руках эти данные, отпала бы необходимость в написании этого экспертного заключения».

В своих выводах московский эксперт опирался на видеозаписи с видеорегистратора автомобиля, двигавшегося с Porshe в попутном направлении (эта запись приобщена к уголовному делу), сопоставляя их с геодезическими картами.

В своем исследовании Антипов берется ответить на два вопроса, но они в этой истории являются ключевыми. Первый, на который эксперт дает ответ путем последовательных вычислений: с какой скоростью двигался автомобиль Porshe в момент обгона им автомобиля с видеорегистратором? Второй - какая наиболее вероятная причина потери курсовой устойчивости автомобилем Porshe.

…СО СКОРОСТЬЮ 122 КМ/ЧАС

Как говорится в заключении, скорость автомобиля Руснака была рассчитана на основе данных с видеорегистратора и параметров этого участка улицы – по отношению к проезжающим домам, скорости автомобиля с видеорегистратором. Известно, что последний ехал со скоростью 62 км/ч. Путем приведенных расчетов Антипов делает вывод - спорткар, обгоняя его, двигался со скоростью 122 км/ч. Погрешность такого расчета составляет +/- 10%.

«Нет никаких оснований считать, что при движении к месту ДТП (до него оставалось не более 100 - 130 метров) скорость автомобилем Porshe была снижена. Исходя из режима работы двигателя после завершения обгона (по звуку, записанному на видеорегистратор) и отсутствию вспыхивания в дальнейшем стоп-фонарей автомобиля Porshe, очевидно, что как минимум, некоторое время после обгона и до столкновения автомобиль Porshe ещё более повышал свою скорость», - пишет в своем заключении Антипов.

НА СКОРОСТИ ПО МОКРОМУ АСФАЛЬТУ

В своем заключении Антипов, пожалуй, первым заметил, что ДТП произошло после того, как по ул. Эсперанто проехала поливочная машина. Такой вывод он делает, исходя из сравнения дорожного покрытия и пешеходной дорожки.

Причем, помимо того, что на записи видно, как блестит асфальтовое покрытие в свете фар едущих навстречу машин, этот факт наглядно подтверждается состоянием дорожного покрытия с правой стороны, где отчетливо видна разница в цвете сухого и мокрого асфальта.

По мнению эксперта, мокрый асфальт с учетом того, что на этом участке дорога делает резкий поворот налево, вполне мог способствовать потере курсовой устойчивости автомобиля Porshe - тем более, при значительном превышении скоростного режима в городских условиях.

Кадры, записанные видеорегистратором, оказались ценными и потому, что на них видно - с момента обгона до момента столкновения интенсивность светового излучения и площадь излучения задних фонарей автомобиля Porshe не менялись. Поэтому эксперт делает вывод - в этот промежуток времени не было давления в тормозной системе. Иными словами, водитель не пользовался педалью тормоза, и санкционированного торможения не было.

«Покадровый анализ записанного звука показал, что примерно за одну секунду до начавшейся потери курсовой устойчивости в автомобиле Porshe осуществили переключение передачи трансмиссии с последующим увеличением тяги двигателя. После переключения передачи при увеличении оборотов двигателя при очень большом крутящем моменте двигателя автомобиля Porshe возникла прогрессирующая пробуксовка колес», - делает вывод в своем экспертном заключении Антипов.

«РЕАКЦИЯ У ВОДИТЕЛЯ НА СПОРТКАРЕ ДОЛЖНА БЫТЬ МГНОВЕННОЙ»

«Результаты экспертизы говорят, скорее всего, о том, что водитель Porsche слишком медленно переключал скорость, это нужно было сделать быстрее, - поясняет газете «БИЗНЕС Online» Рамиль Хайруллин, региональный представитель федерации автомобилистов России. - Видимо, он замешкался и его выбросило. Автомобиль рассчитан на спортивные соревнования, и реакция у водителя должна быть мгновенной. Водитель использовал Porsche как обыкновенный городской автомобиль».

Согласен Хайруллин с тем, что свою роль сыграла и мокрая дорога.

«Обороты двигателя очень большие и пробуксовка на этом заднеприводном автомобиле привела к тому, что его развернуло. Заднеприводные машины на скользкой дороге начинает крутить, и если в этом случае добавить газу, заносить станет еще сильнее. На переднеприводном наоборот – газом можно вывернуть машину. Скорее всего, когда его уже начало заносить, водитель прибавил газ, что усугубило ситуацию. Видимо, раньше он ездил на переднеприводных автомобилях и не был знаком с этой спецификой», - говорит представитель ФАР.

Олег Шатов - руководитель Казанской школы высшего водительского мастерства говорит, что мог бы предположить, что водитель переключался на следующую передачу, но случайно перешел на пониженную. «Допустим, он переключался с третьей на четвертую, а переключил вторую, - говорит Шатов. - Также я предполагаю, что в связи с тем, что были перепутаны передачи, возникла не пробуксовка, а, наоборот, проскальзывание. Резкое торможение двигателем могло к этому привезти. Судя по видео, лужи были только вдоль обочины, и дорога не была настолько мокрой, чтобы стать одним из ключевых факторов аварии. Все-таки, мне кажется причиной стала или техническая неисправность, или перепутанная передача, в результате которой произошло торможение двигателем и автомобиль занесло. Я согласен с тем, что скорость была никак не меньше 122 км/ч, я также просчитал это по расстоянию и времени, которое проехал автомобиль. Конечно же, у спортивного автомобиля особая специфика управления. Водители таких авто должны быть особенно подготовлены. Навыков обычной автошколы здесь недостаточно».