СЧЕТ ЗА 288 ДНЕЙ
Арбитражный суд РТ завершил рассмотрение длившегося больше года спора между теруправлением Росимущества по Татарстану и ОАО «Аэропорт Бегишево» (контролируется КАМАЗом) по поводу платы за использование федерального имущества. Речь идет о перроне (место стоянки самолетов) и четырех рулежных дорожках (по ним воздушные суда выруливают к месту старта – взлетно-посадочной полосе) аэропорта, которые являются федеральной собственностью. Инициатор судебного разбирательства – теруправление Росимущества – обратилось в суд еще 15 августа прошлого года, потребовав взыскать с аэропорта Бегишево 18,66 млн. рублей неосновательного обогащения.
Представитель истца Артур Бадретдинов на судебном заседании, которое состоялось в конце минувшей недели, напомнил, что 22 января 2010 года было принято распоряжение о безвозмездной передаче пяти находившихся в республиканской собственности объектов на территории аэропорта Бегишево (перрон и рулежные дорожки А, В, С и Д) в федеральную собственность. Правда, право на нее было соответствующим образом зарегистрировано за федералами лишь через год - в январе 2011 года.
Представитель Росимущества просил суд взыскать с аэропорта Бегишево сумму неосновательного обогащения за фактическое пользование принадлежащим РФ имуществом за 288 дней - с 9 января по 9 ноября 2011 года. Согласно материалам арбитража, первоначально Росимущество насчитало аэропорту 18,66 млн. рублей. Бадретдинов сказал, что теруправление направляло в адрес гендиректора аэропорта письмо, в котором извещало о необходимости внести такую плату. Но аэропорт письмо проигнорировал и ничего не заплатил.
Между тем, на последнем судебном заседании представитель Росимущества просил отложить рассмотрение дела, т. к. намеревался увеличить сумму иска. Как пояснил Бадретдинов, на том основании, что аэропорт Бегишево до сих пор использует федеральное имущество без заключения договора аренды. Однако судья Андрей Горинов отказал ему в этом, отметив, что дело рассматривается больше года - времени было достаточно. И посоветовал взыскивать плату за другие периоды в рамках отдельных исков.
В свою очередь, представитель аэропорта Бегишево Залия Марданова отметила, что по действующему законодательству федеральное имущество должно быть передано в пользование только на основании договора аренды.
Почему договор аренды до сих пор не заключен, Бадретдинов пояснить не смог. Лишь сказал, что в данный момент готовится документация для проведения аукциона на право заключения госконтракта на использование перечисленных объектов аэропорта Бегишево.
НЕ СОШЛИСЬ В ЦЕНЕ
Как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», причиной длительности спора между Росимуществом и аэропортом стал не сам факт платы, а ее размер. Иначе говоря, стороны не сошлись в цене. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, аэропорт категорически не согласился с выставленной ему суммой неосновательного обогащения.
Одним из доводов Бегишево стало то, что даже международному аэропорту Казань, чей пассажиропоток (1,2 млн. человек в 2011 году – ред.) в 4 раза превышает пассажиропоток Бегишево (до 300 тыс. человек) была предъявлена к оплате сопоставимая сумма. Росимущество приняло претензии к сведению и уменьшило требования до 13,6 млн. рублей. При этом ведомство руководствовалось заключением юрагентства «ЮНЭКС». Но ответчика не устроила и эта сумма.
В результате, как и предлагал аэропорт Бегишево, 16 ноября прошлого года по делу была назначена судебная экспертиза. Провести ее Арбитражный суд РТ поручил казанскому филиалу ЗАО «Грант Торнтон Стоимостное консультирование».
Выводы экспертов были представлены на последнем судебном заседании по делу, состоявшемуся 20 сентября: величина арендной платы за использование аэропортом Бегишево перроном и рулежными дорожками за указанный в иске период составляет 5,817 млн. рублей.
Присутствовавший на рассмотрении дела и. о. гендиректора аэропорта Бегишево Сергей Романцов выразил желание ознакомиться с материалами экспертизы. «В течение этого времени некоторые объекты мы не использовали вообще. Например, есть незавершенная строительством рулежная дорожка Д. И достраивать ее в перспективе ФГУ «Администрация гражданских аэропортов и аэродромов» (АГА), которая является распорядителем всех денежных средств реконструкции аэропортов в рамках федеральной программы, не собирается», - пояснил он. Также, по его словам, закрыта для использования часть стоянок для самолетов в связи с несоответствием нормам годности эксплуатации гражданских аэродромов.
Источник в аэропорту подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что ситуация с состоянием пассажирского перрона просто аховая: пять из десяти основных стоянок для самолетов аэропорт не эксплуатировал все лето. Причина – их несоответствие нормам годности эксплуатации гражданских аэродромов. «Ведомственными документами запрещено использование мест стоянок, если глубина трещин и выбоин превышает определенный порог и есть разрушения. Камни попадут в двигатель, сами понимаете что тогда», - пояснил он.
Романцов долго и настойчиво пытался выяснить, учитывались ли все эти нюансы экспертами или нет. И только услышав о том, что рулежная дорожка Д была оценена как 100% незавершенное строительство, он несколько ослабил напор.
Судебная экспертиза расставила все точки над i. Теруправление Росимущества скорректировало свои исковые требования в соответствии с ее заключением. И аэропорт Бегишево их полностью признал. Истец пытался заявить к взысканию еще и проценты, но ему в этом было отказано.
В итоге судья РТ Горинов иск теруправления Росимущества удовлетворил. Помимо уже упомянутых 5,817 млн. рублей в пользу Росимущества, Бегишево предстоит оплатить и экспертизу (почти 384 тыс. рублей). Романцов комментировать решение суда не стал. Источник газеты «БИЗНЕС Online» в аэропорту Бегишево сообщил: «Наше упорство, наконец, принесло плоды. 18 миллионов рублей и 5 миллионов рублей – это все-таки большая разница. Мы готовы платить, но только обоснованную сумму».
ПО ПРИМЕРУ БОЛЬШОГО БРАТА
Судя по всему, аэропорт Бегишево подвиг на судебную тяжбу с Росимуществом пример международного аэропорта Казань (МАК). Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online» 9 июня этого года, еще два года назад, Росимущество предъявило казанскому аэропорту требование об уплате 26,8 млн. рублей неосновательного обогащения (включая 1,9 млн. рублей процентов). Сумму иска составила опять-таки предполагаемая арендная плата, невыплаченная МАК.
Напомним, Татарстан к 2000 году построил в Казани взлетно-посадочную полосу (ВПП) длиной 3,7 км за свой счет, потратив свыше 700 млн. рублей бюджетных средств. Тем не менее в 2008 году власти республики вынуждены были передать аэродромный комплекс, включающий в себя не только ВПП, но и 25 объектов недвижимости, 5 зданий, светосигнальное и метеооборудование в федеральную собственность. В соответствии с Воздушным кодексом объекты единой системы организации воздушного движения могут находиться только в собственности РФ.
1 апреля 2008 года МАК заключил с Росимуществом договор аренды на 5-летний срок и должен был ежемесячно платить 858 тыс. рублей (без НДС). Но договор не исполнялся: он не прошел регистрацию и считался незаключенным. В итоге Росимущество в судебном порядке потребовало от казанского аэропорта выплаты неосновательного обогащения с 1 апреля 2008 года по 1 сентября 2010 года, когда ВПП была передана в ведение ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». МАК отказывался платить, ссылаясь на то, что за эти годы потратил на содержание аэропортового комплекса гораздо больше средств - 123 млн. рублей. Причем, по данным аэропорта, на реконструкцию ВПП и рулежных дорожек им были потрачены те же 26 млн. рублей.
Арбитражный суд РТ поддержал аэропорт, решив, что стороны должны произвести взаимозачет. Но вышестоящие судебные инстанции заключили, что вложения МАК «не выходят за рамки обычной хозяйственной деятельности аэропорта», и он должен заплатить. Не дождавшись добровольного перечисления средств, Росимущество обратилось к приставам.
В июне татарстанский арбитраж по просьбе МАК предоставил ему трехмесячную отсрочку в выплате 26,8 млн. рублей долга, т. к. аэропорт утверждал, что немедленное изъятие этих средств сорвет реконструкцию, которая должна быть завершена к Универсиаде 2013 года. В частности, сроки строительства терминала 1А, который должен вдвое увеличить пропускную способность аэропорта. И в целом станет гибельной для МАК, чья кредиторская задолженность сразу же начнет нарастать как снежный ком.
Между тем МАК так и не смирился с тем, что ему не зачтутся многомиллионные вложения в аэродромный комплекс. В апреле он подал иск в арбитраж, требуя от Росимущества выплаты 113,7 млн. рублей (все расходы МАК по аэродромному комплексу), мотивируя это тем, что сооружения аэропорта, которые были построены еще в 1979 году, в последние годы аэропорт Казань содержал за свой счет. Решение по нему пока не вынесено.
ИНВЕСТИЦИИ БУДУТ НЕ РАНЬШЕ 2015 ГОДА
И. о. гендиректора ОАО «Аэропорт Бегишево» Сергей Романцов (в этой должности с 3 июля этого года) по окончании судебного процесса ответил на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Оnline».
- Сергей Анатольевич, почему же возникла такая разница в экспертной оценке: 13,6 миллиона рублей и 5,8 миллиона рублей?
- Потому что первая экспертная организация оценивала стоимость использования плоскостных сооружений аэродрома Бегишево (пассажирский перрон и рулежные дорожки) используя методики, которые не учитывают специфику аэродрома. В связи с этим мы ходатайствовали перед судом о назначении судебной экспертизы. Судом была выбрана экспертная организация, которая сделала оценку стоимости использования данных объектов с учетом всей специфики, связанной с эксплуатацией аэродрома. В своей работе она использовала такой документ, как «Методические рекомендации по оценке рыночной стоимости объектов федерального аэродромного имущества и величины арендной платы за их использование - 2010 год». На данный момент существует еще одна методика, которая пока проходит согласования. Мы надеемся, что в скором времени ее примут. Основное ее отличие от предыдущей методики в том, что аэропорты разделены на 5 групп (по количеству обслуживаемых пассажиров в год) и для каждой группы определена ставка аренды в процентах от доходов по взлету-посадке воздушных судов. Данная ставка будет устанавливаться ежегодно соответствующим распоряжением министерства экономического развития РФ.
- Но она более предпочтительна для вас?
- Да. Мы считаем, что применение данной методики позволит оптимизировать размер арендной платы за такое имущество, снизив тем самым финансовую нагрузку на операторов аэропортов, что, в свою очередь, будет способствовать снижению стоимости авиабилетов и повышению доступности услуг воздушного транспорта для населения.
- Вы в какой группе?
- Пока мы находимся во второй группе - с количеством обслуживаемых пассажиров в год от 100 до 300 тысяч человек.
- По какой причине перрон и рулежные дорожки аэропорта Бегишево были переданы в федеральную собственность, и кто является владельцем взлетно-посадочной полосы?
- Еще в 2003 - 2004 годах министерством транспорта и дорожного хозяйства республики (его тогда возглавлял Владимир Швецов – ред.) была проведена работа по включению аэропорта Бегишево в федеральную целевую программу (ФЦП) «Модернизация транспортной системы РФ». Эта программа по Бегишево предполагала разработку проекта реконструкции перрона. Предусмотренные этой программой средства в 2010 году были освоены. Проект реконструкции перрона существует на бумаге и прошел экспертизу.
- О какой сумме идет речь?
- О 20 миллионов рублей. Но для того, чтобы эти федеральные деньги были освоены, мы должны были по закону о федеральном бюджете передать часть имущества аэропорта, находившегося в республиканской собственности, в казну РФ, что успешно и сделали. РФ были переданы перрон и рулежные дорожки. Упомянутая ФЦП действовала с 2005 по 2010 годы. Затем правительством России была принята новая федеральная целевая программа - «Развитие транспортной системы РФ на 2010 - 2015 годы».
- Вы надеялись попасть в нее?
- В эту программу нам тоже удалось войти с предполагаемыми инвестициями более чем 1 миллиард рублей именно касательно реконструкции пассажирского перрона. Предполагалось, что на эти средства перрон будет реконструирован, а затем снова передан в собственность республики. Сейчас это возможно. РФ не держится за это имущество. ФГУП «Администрации гражданских аэродромов и аэропортов» отдельный перрон и рулежные дорожки не нужны – лишь объекты в целом вместе со взлетно-посадочной полосой (ВПП). А взлетно-посадочная полоса аэропорта «Бегишево» находится в собственности минземимущества республики. У нас с министерством заключен договор доверительного управления на полосу со всеми расчетами.
- Почему же эти планы не сбылись?
- Это связано, прежде всего, с оптимизацией расходов федерального бюджета на финансирование программы «Развитие транспортной системы РФ 2010 - 2015 годы». Объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы «Гражданская авиация» в 2012 - 2014 годах был установлен в объемах, меньше изначально предусмотренных подпрограммой на 24,8 процента, 36,6 процента и 54,1 процента (по годам) соответственно. С учетом последних изменений, реализация проекта по реконструкции перрона и рулежных дорожек аэропорта Бегишево за счет средств федерального бюджета предусмотрена с 2015 года.
- Для вас это слишком далекая дата?
- В настоящее время состояние асфальтобетонного покрытия пассажирского перрона и рулежных дорожек характеризуется просадкой основания, шелушением (старением) покрытия и трещинами, что не соответствует нормам годности к эксплуатации гражданских аэродромов. Кроме того, представляет угрозу безопасности полетов, в связи с чем не эксплуатируются части пассажирского перрона и около 50 процентов мест стоянок под воздушные суда первого - второго класса - ТУ-204, Boeig-737, Аirbus -319/320/321/, Boeig-757-200.
- И какой же может быть выход?
- Из-за того, что данные стоянки крайне необходимы для обеспечения обслуживания воздушных судов, мы приняли решение произвести капитальный ремонт с заменой асфальтового покрытия самых критичных мест пассажирского перрона. Предварительно направили в теруправление Росимущества по Татарстану письмо с просьбой разрешить проведение данных работ и возможностью в дальнейшем учесть затраты на финансирование в платежах за аренду данного имущества, после того как он будет заключен.
- В какую сумму вам обошелся капремонт?
- В два миллиона рублей. Для снижения финансовой нагрузки до момента выделения финансовых средств из федерального бюджета в 2015 году, как вариант, можно рассмотреть вопрос о передаче данных объектов из казны РФ в республиканскую собственность. Затем данные объекты включить в договор доверительного управления взлетно-посадочной полосой, который у нас заключен с минземимущества республики.
- А договор доверительного управления разве не предполагает плату за использование имущества?
- Конечно, он предполагает плату. Но не такого размера. Расчеты производятся, исходя из суммы платежей, уплаченных авиакомпаниями за взлет-посадку в аэропорту Бегишево. Данный аэропортовый сбор устанавливается и регулируется комитетом по тарифам РТ.
- Какие у вас взаимоотношения со ФГУП «Администрация гражданских аэродромов и аэропортов»?
- Предприятие в 2009 году провело инвентаризацию перрона и рулежных дорожек аэропорта Бегишево, закрепило их за собой, но на свой баланс не взяло, мотивируя это тем, что финансирование реконструкции данных объектов в федеральном бюджете отсутствует.
НА ВРЕМЯ УНИВЕРСИАДЫ НИЖНЕКАМСКИЙ АЭРОПОРТ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ЗАПАСНОЙ
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к участникам местного авиарынка.
Петр Трубаев - гендиректор ОАО «Ак Барс Аэро»:
- Мне сложно судить, каково сейчас состояние перрона аэропорта Бегишево. Хотя мы туда, конечно, летаем. Более того, являемся основным перевозчиком. Просто наши воздушные суда поменьше, и мы не испытываем никаких сложностей с перроном. Хотя, по большому счету, последние серьезные вложения в нижнекамский аэропорт были сделаны к тысячелетию Казани.
Я думаю, вопрос его реконструкции так или иначе все же будет решен. На время проведения Универсиады 2013 года в Казани аэропорт Бегишево рассматривается как запасной. И это очень весомый аргумент в пользу приведения его в нормальное состояние.
Магомед Закаржаев - гендиректор ОАО «Казанское авиапредприятие»:
- В 2003 году, когда аэропорт входил в состав авиакомпании «Татарстан», над ним нависла реальная угроза закрытия из-за практически полного износа взлетно-посадочной полосы и состояния светосигнального оборудования. Гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, когда я рассказал ему об этом, вышел с инициативой к президенту республики собрать деньги на реконструкцию, что называется, всем миром. Тогда вложились КАМАЗ, "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", "Татэнерго" и авиакомпания "Татарстан".
Взлетно-посадочная полоса была реконструирована в рекордные сроки - на ней заменили асфальтобетонное покрытие и установили современное светосигнальное оборудование. Это продлило жизнь аэропорту Бегишево как минимум на 15 лет. И я предполагал, что после передачи аэропорта КАМАЗу его дальнейшая жизнь будет безоблачной.
Справка Аэропорт Бегишево построен в 1971 году. Первый рейс совершен 25 декабря 1971 экипажем самолета АН-24. С 1998 года имеет статус международного. Согласно СПАРК, по состоянию на 15 ноября 2011 года единственным владельцем ОАО «Аэропорт Бегишево» являлось ООО «КАМАЗ-Актив» (его акционеры – ООО «Кам-Сауз» (25,76% УК), ОАО «КАМАЗ» (19,96%), ООО «Активы КАМАЗа» (19, 88%), ООО «КамАЗ-Металлургия» (19,88%) и ЗАО «Ремдизель» (14,52%). По итогам 2011 года аэропорт Бегишево получил выручку от продажи в размере 524,2 млн. рублей. Валовая прибыль составила 62,74 млн. рублей. Чистая прибыль – 17,92 млн. рублей. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.