4.jpg
 

ПРОИСШЕСТВИЕ В БЕТЬКАХ

В минувшие выходные на переходе через Каму в районе деревни Бетьки с помощью уникальной технологии энергетиками была восстановлена стратегическая линия 500 кВ «Удмуртская-Нижнекамская ГЭС» (построена в 1972 году).

Еще в 2008 году стрела судового крана зацепила линию, результат - повреждение провода на участке 12 м и снижение пропускной способности. Тогда энергетики оперативно устранили повреждение, а системный оператор ввел ряд режимных ограничений. «На участке в 12 метров почти полностью был поврежден токопроводящий повив, повивы были собраны в «чулок», - провел для газеты «БИЗНЕС Online» экскурс в историю инцидента руководитель пресс-центра Сетевой компании Зульфат Мингалиев. – В результате оперативно принятых мер транзит мощности по высоковольтной линии 500 кВ «Удмуртская-Нижнекамская ГЭС» тогда был восстановлен в кратчайшие сроки».

Но это был только первый этап по восстановлению линии и временная мера. Предстояло решить еще более сложную техническую задачу – ликвидировать нагрев на этом участке. Вариантов было немного: либо заменить весь провод длиной более 2 тыс. м и весом около 30 т; либо вырезать этот участок и произвести вставку с двумя прессуемыми зажимами, тогда энергетики попадали под нарушение нормативных правил эксплуатации таких переходов.

3.jpg
 

ОПЫТ МОЖНО РАСПРОСТРАНИТЬ НА ВСЮ РОССИЮ

В Сетевой компании приняли решение отремонтировать линию с применением технологии спиральных зажимов. Спиральная арматура применяется в России уже два десятка лет, однако ранее никогда этот метод не использовался при устранении таких дефектов. Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель начальника испытательной лаборатории ЗАО «НТЦ Электросети» (компания-разработчик метода) Сергей Жигулин: «Длина поврежденного участка - 12 метров, и ремонт повреждений такого объема стандартным способом не провести, необходимо было заменить весь провод. А в нашем случае мы без замены провода произвели спецзажим. Такой метод на столь длинных участках применялся впервые, обычно он используется на локальных участках. Так что это уникальный случай. И у нас получилось! Думаю, этот опыт теперь можно тиражировать по всей стране».

2.jpg
 

Замначальника лаборатории рассказал, чем способ спирального зажима отличается от традиционного ремонта с применением болтовых и прессуемых соединений: «Технология хороша чем? Она гибкая, состоит из проволочек, аналогичных проволокам провода. После монтажа они интегрируются в провод, и он становится таким же гибким, как арматура, помимо этого, исключается возможность повреждения по границам зажимов». Кроме всех вышеперечисленных преимуществ, метод экономичен, не требует серьезных трудозатрат: «Для монтажа не нужно ничего, кроме отвертки и бокорезов, никакого дополнительного инструмента, - отметил Жигулин. - Это дешевый способ с минимальными трудозатратами, позволяющий обеспечивать электропроводность линии на 100 процентов».

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ МЕЖДУ УРАЛОМ И ЦЕНТРОМ

Как отмечают в компании, проведение таких работ невозможно в летнее время – линия проходит над поверхностью реки, помимо этого, здесь активное судоходное движение. Кроме того, ВЛ-500 – транзит между Уралом и центром России, и получить разрешение на отключение линии от системного оператора не так-то просто, необходимы серьезные аргументы. В данной ситуации сошлись интересы и региона, и всей энергосистемы страны. «Ремонтные работы совмещаются с выполнением заводов этой линии на подстанцию «Елабуга-500», которая планируется к вводу в конце этого года, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор филиала ОАО «СО ЕЭС» (региональное диспетчерское управление энергосистемы РТ) Эдуард Галеев. - Поэтому работы были разрешены. Помимо этого, были совмещены сроки работ разных подрядчиков, структур компании и нашего филиала».

5.jpg
 

Галеев объяснил значимость события: «Воздушная линия 500 киловольт «Удмуртская-Нижнекамская ГЭС» - одна из ключевых линий транзита между Уралом и центром, ее вывод в ремонт осложнен режимными ограничениями в регионе. Для того чтобы вывести в ремонт эту линию, были развернуты дополнительные мощности в центре России и введены ограничения на Урале». По словам Галеева, линия была под особым контролем, и в этом году, наконец, принято решение по вводу специального режима и ее ремонту. Директор филиала также отметил, что выполнение ремонтных мероприятий позволит повысить надежность транзита между Уралом и центром России, что положительно отразится на работе энергосистемы всей России.

НЕ БРИГАДЫ, А ОРКЕСТР!

С приходом зимы специалисты Сетевой компании вплотную начали готовиться к ремонту. Проводился мониторинг толщины ледяного покрова, а как ударили сильные морозы, производился намыв льда. 11 февраля многометровый и многотонный «удав» спустили на специальные платформы. Ремонт длился два дня, потом наступил этап регулировки, и одновременно линию подключали к подстанции «Елабуга-500». Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель технического директора Сетевой компании Геннадий Петров. Момент истины наступил 15 февраля, когда провод был поднят, закреплен на опорах на двух берегах Камы и подключен.

«Работали специалисты ООО «МК-73», НТЦ «Электросети», Нижнекамских электрических сетей, управления ОАО «Сетевая компания». Работа многочисленных бригад проходила слаженно, как единого предприятия, – рассказал Петров. – Вы слышали когда-нибудь оркестр под управлением Гергиева? В эти дни он как раз гостил в Казани. Вот примерно такой уровень! Когда не требовалось ни лишних слов, ни движений – достаточно было жеста. Наши ребята – настоящие профессионалы».

1.jpg
 

По словам заместителя технического директора, реализация подобных проектов под силу далеко не всем регионам, поскольку не в каждом из них, как в Татарстане, смогли сохранить профессионалов в отрасли. А на счету у высоковольтников-линейщиков республики уже несколько успешно реализованных проектов по ремонту сложных речных переходов через Каму, Вятку и Иж.