«ЕСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЫШЛЕНИЯ, НО НЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ»
- Не совсем правильно говорить, что падение метеорита - явление редкое, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор Астрономической обсерватории им. Энгельгардта Института физики КФУ Юрий Нефедьев. - На Землю падает огромное количество таких «камней», меньшего, правда, размера. А иногда и большего, ведь 80 процентов Земли покрыто водой, и многие тела падают в таких местах, что мы с вами просто не видим их падения. Кстати, в Татарстане найдено достаточное количество, в том числе и больших (сантиметров 50 в поперечнике), метеоритов - их можно увидеть в геологическом музее Казанского федерального университета.
- Юрий Анатольевич, но по масштабности челябинское явление, наверное, все-таки не рядовое…
- Челябинский метеорит делает исключительным то, что он, во-первых, почти упал на крупный населенный пункт, и во-вторых, по всей видимости, был из достаточно малоплотного вещества, а потому и взорвался. Если бы он был более плотным, то упал бы на землю без взрыва в земной атмосфере, но, разумеется, мог бы привести к определенным разрушениям уже в месте своего падения. Но не было бы такого «хлопка» - это достаточно редкое явление. Историческим аналогом может служить, например, Тунгусский метеорит. Но, слава Богу, Челябинский метеорит был намного меньшего размера, иначе последствия были бы поистине катастрофические.
- Сегодня говорят о создании чуть ли не противометеоритной обороны. Несколько фантастично, не находите?
- Очень трудно создать полноценную систему для борьбы с такими явлениями. Необходимо сказать, что это достаточно случайное явление, которое трудно предсказать, с которым в настоящее время ничего невозможно сделать, так как на Земле пока нет таких технических возможностей. Следует успокаиваться тем фактом, что в Челябинске был не метеорит более крупного размера или астероид. Астероид, иначе - малая планета, начиная с 10-километрового диаметра, при падении на земную поверхность, может полностью уничтожить биологическую жизнь, по крайней мере, крупнее муравьев ничего не останется, и в настоящее время мы ничего этому явлению противопоставить не можем. Во-первых, поднимется много пыли, Солнце закроется, начнется вечная зима. Во-вторых, падающие с неба раскаленные компоненты сожгут всю земную поверхность. В-третьих, будет очень сильная ударная волна… Размер астероида, прошедшего на днях мимо Земли на очень небольшом расстоянии, был порядка 50 метров. Его падение тоже привело бы к значительной катастрофе, но не к тотальному исчезновению жизни на Земле.
- Астероидную опасность мы можем отслеживать, а потенциально – и устранять?
- Астероиды в настоящее время интенсивно наблюдаются и можно сказать, что большая их часть известна. Но! Огромное количество астероидов для нас потенциально опасны. У них из-за действия друг на друга и притяжения более массивных небесных тел орбита все время изменяется, и может измениться так, что астероид полетит на Землю. Существуют теоретические гипотезы, как предотвратить такое падение, но пока на Земле нет для этого технических возможностей. Если такой «камень» прилетит, то упадет однозначно.
Кстати отмечу, что, например, в США основная масса оптических наблюдений астероидов производится любителями – в маленьких частных обсерваториях на небольших телескопах. Наблюдение астероидов любителями астрономии – это хобби, которое, кстати, в свое время в США хорошо оплачивалось: 1 тысяча долларов за один открытый новый астероид. И таких любителей много в Японии, США, Европе. Все данные наблюдений поступают в центр, действующий в рамках Международного астрономического союза. Я помню времена, когда и в СССР было огромное количество любителей астрономии, которые проводили наблюдения ради своего удовольствия. Сейчас в России количество таких любителей астрономических наблюдений достаточно сильно сократилось.
ЧТОБЫ РАЗЛИЧИТЬ ГАЙКУ НА ОРБИТЕ
- Хорошо. Неспособны мы «отбивать» метеориты, но хотя бы засечь процесс падения для исследования можем?
- Видимо, в течение года в нашей обсерватории будет установлен уникальный прибор под названием «Мегатартора», который предназначен для непрерывного наблюдения всех быстротекущих процессов, включая падение тел, подобных челябинскому, на всей видимой небесной полусфере. Главное, чтобы отражательные способности у объекта были достаточные, и он летел бы не совсем перпендикулярно к поверхности Земли. Например, обычную гайку на земной орбите мы вполне сможем наблюдать.
- Где уже работают такие приборы?
- Подобные приборы в мире существуют, но только одноканальные, которые охватывают лишь небольшой кусочек неба. А наш, 9-канальный будет наблюдать в автоматическом режиме всю видимую полусферу. «Мегатартора» - это девять небольших, 10-сантиметрового диаметра телескопов. Каждый «осматривает» свою часть неба, и поэтому весь небосвод под контролем. Если где-то происходит быстрое движение, то все 9 телескопчиков сразу направляются в эту точку, и она изучается с огромной разрешающей способностью. Это наблюдение и космического мусора (что важно для полетов космических кораблей), и астероидов, и взрывов сверхновых. Думаю, даже небольшой по размеру метеорит «Мегатартора» будет способна засечь на подлете, но, повторюсь, это будет чисто познавательное знание, так как предотвратить само падение небесного тела мы пока не в состоянии.
- Где делают прибор и сколько такая редкость стоит?
- Его сейчас изготавливают в Специальной астрофизической обсерватории РАН. Стоимость - 32 миллиона рублей, которые выделены по программе развития КФУ. Кстати, уже образовалась некая очередь по получению такого телескопа, но изготовители прибора всем отвечают: «Сначала – для Казани». Также обращались и к нам в обсерваторию, мы договорились о совместном будущем использовании прибора. Я твердо уверен, что наука должна приносить пользу всем людям, и, разумеется, в первую очередь это касается астрономии, которую никак не могут вернуть в школьную программу. К концу текущего года прибор будет физически готов, но очень много времени, видимо, займет наладка очень сложного программного обеспечения.
ТЕРМИНАЛЫ АЭРОПОРТА КАЗАНЬ ЗАСТРАХОВАНЫ ОТ ПАДЕНИЯ МЕТЕОРИТА
Кстати, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», от падения метеорита застрахованы, например, терминалы международного аэропорта Казань (МАК). Среди прочего, в договоре прописан и этот пункт, сообщили в пресс-службе МАК.
"Мегатортора" увидит на орбите даже гайку |
А кто еще в Татарстане страхуется от метеоритов? Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» советник директора филиала «ПСК-Казань» ОАО «Страховая группа «МСК» Александр Норден, пока никто из жителей Татарстана не обращался к ним с просьбой застраховаться от падения метеорита. «В 2007 году, когда в республике был ураган с градом, некоторые застраховались от урагана, - припомнил Норден. - Когда в 2010 году была жара, также находились граждане, которые страховались от последствий жары. Но эти случаи нельзя назвать необычными… Обычно отдельно от чего-то не страхуются, отдельного тарифа не существует. Однако в общий перечень рисков входит также падение летающих объектов… Такое крупное событие, как падение метеорита, для страховщиков, безусловно, благо. Думаю, что со временем некоторые страховые компании будут использовать метеорит как PR-ход и объявлять, например: «Наша компания поможет застраховать Кремль от падения метеорита».
Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» директор департамента страхования ООО «Ак Барс страхование» Ольга Хабибуллина, большинство правил по страхованию имущества содержат этот риск – падение летающих объектов и их частей: «Наши правила тоже его содержат. Но ажиотажа со стороны желающих застраховаться от метеорита в данный момент нет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.