55.jpg
 

ЦЕННОСТЬ РАВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЗМОЖНОСТЯМ И СПОСОБНОСТЯМ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

Основная миссия центра VERA – оказание помощи детям коррекционных образовательных учреждений Татарстана, обучение детей со множеством физиологических нарушений. Поэтому и девиз центра звучит так: «Ценность равного отношения к возможностям и способностям каждого человека».

11.jpg
 

На открытии центра гостям была представлена лаборатория технологий инклюзивного образования VERA, оснащенная необходимым оборудованием для занятий с детьми с разными образовательными возможностями и потребностями. В день открытия центра как раз и проходило одно такое занятие в инклюзивной группе «Вместе веселее!». Специальный психолог Вера Горынина и педагог по танцевально-двигательной терапии Илона Морозова организовали для детей развивающие игры, направленные на совершенствование их коммуникативной и познавательной сфер (мышления, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания и воображения). Дети с большим любопытством играли на настоящих африканских барабанах – джембе, выполняли упражнения, направленные на коррекцию двигательных нарушений и улучшение психоэмоционального состояния. Гостям удалось увидеть реальное занятие и работу с инклюзивной группой.

44.jpg
 

Позже на теоретико-методологическом семинаре были представлены коррекционно-развивающие программы, разработанные учеными кафедры теоретической и инклюзивной педагогики. Среди них: «Социализация и адаптация детей с множественными нарушениями развития», «Коррекционно-развивающая работа для детей с ОНР и тяжелыми нарушениями речи», «Музыкальная терапия с использованием афробразильских музыкальных инструментов», «Танцевально-двигательная терапия», «Информационные технологии в инклюзивном образовании» – и это еще не полный список разработок кафедры.

66.jpg
 

ПЕДАГОГАМ НАДО РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ КАЧЕСТВА ФАСИЛИТАТОРА

«Для реализации всех вышеуказанных программ преподавателям необходимо обладать особыми навыками и умениями. Необходимо развивать качества фасилитатора** у современных педагогов», – подчеркнула проректор по непрерывному обучению, завкафедрой теоретической и инклюзивной педагогики и основатель центра д.п.н., профессор Дания Ахметова Она представила программу повышения квалификации педагогов по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования» и программу развития качеств фасилитатора, которые сегодня уже реализуется в районах Татарстана.

«Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, педагог должен обладать хотя бы базовыми знаниями в области специальной психологии и коррекционной педагогики», – отметил директор центра VERA Артем Игнатьев.

Проект кафедры получил поддержку руководства Института экономики, управления и права. В частности, и.о. ректора Института экономики, управления и права Асия Тимирясова заявила следующее: «Этот проект является социально ориентированным и чрезвычайно востребованным. Здесь сочетается практика и научно-методологическая основа. Этот центр станет кирпичиком на пути к построению и формированию инклюзивного общества».

33.jpg
 

После презентации коррекционно-развивающих программ заведующая детским стационаром при 18-й городской больнице Татьяна Мороз обратилась к присутствующим в зале с просьбой: «Мы остро нуждаемся в квалифицированных специалистах, прежде всего психологах, владеющих технологиями работы с нашими детьми и их матерями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Надеемся на помощь психологов вашего центра».

Действительно, у центра множество направлений работы, одно из наиболее обсуждаемых – разработка программ по социально-психологической реабилитации и ресоциализации бывших осужденных, и представители центра «Милосердие» выразили желание сотрудничать в этой области.

Поздравила с открытием центра и.о. директора комплексного центра подготовки кадров и развития отрасли министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Роза Игнатьева: «За короткий период коллективом молодым, но очень профессиональным проделана огромная работа». Она подчеркнула значимость появления центра VERA и востребованность специалистов, благодаря которым общество сможет уйти от «беды» –  социальной эксклюзии (исключения), принявшей в нашем обществе угрожающий характер. Свое выступление Игнатьева завершила словами Булата Окуджавы: «Я с ними не раз уходил от беды…»

0+

* Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

** Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — лёгкий, удобный) – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста».