44476.jpg
Рустем Сибгатуллин: «Учитывая популярность «Лизинг-гранта», мы в фонд этой программы заложили немаленькие деньги — 586 миллионов рублей. Деньги еще есть, предпринимателям надо заявляться»

ПРОХОДЯТ ТОЛЬКО ПРОИЗВОДСТВЕННИКИ

— Первые гранты по программе «Лизинг-грант» получили уже 65 победителей, причем заявок было 66. Очень высокий процент успеха, такого еще не было. Что этому поспособствовало?

Артем Наумов: Да, так было впервые. Раньше действительно на заседаниях экспертной комиссии многие заявки отсеивались. В этом году все по-другому, и здесь сыграли роль сразу несколько факторов. Во-первых, многие предприниматели Татарстана уже хорошо знают программу «Лизинг-грант». Во-вторых, мы всем заявителям четко говорили: проходят только производственники. На самом деле «неподходящих» заявок было очень много, но они были сняты на уровне консультаций. Скажем, в наш центр поддержки предпринимателей (ЦПП) звонили и говорили: мы торгуем продуктами, можно будет нам получить грант? Мы отвечали, что нельзя, и объясняли почему. А в предыдущие годы людям почему-то не говорили сразу, что они не могут участвовать в конкурсе. Может, для статистики, может, еще по каким-то причинам. Так что на выходе комиссия выбирала, условно говоря, одного из трех. И можно было сказать: вот как тщательно мы отбирали проекты, только один из трех проходил! Тщательность — это неплохо, но с точки зрения отношения к людям — плохо.

— Конечно, у предпринимателей обида оставалась... Время потратили, деньги, и все, оказывается, напрасно...

А.Н.: В этом году мы постарались дать хороший пиар программы поддержки предпринимателей, но все равно она только-только начинает наращивать обороты. Причем мы слышим от предпринимателей много негативных отзывов насчет прошлых лет, дескать, да понятно же, что грант получить — это нереально...

— Оказывается, реально, 65 из 66 весьма неплохо. Почти 100 процентов...

А.Н.: Как в этом году происходит подготовка к защите проекта? Человек приносит свою заявку по программе «Лизинг-грант» и все документы к ней. Если заявка связана с производством, мы ее принимаем и консультируем предпринимателя, да не один раз. Порой 7 - 8 консультаций даем. Предлагаем добавить какие-то бумаги, чтобы усилить заявку, сделать слайдовую презентацию, записать видеоролик.... Но и при такой предварительной подготовке все равно три-четыре проекта комиссию не прошли, заявители не смогли доказать нам, что они на самом деле занимаются производством. Все остальные доказали, обосновали, представили документы, договоры.... Были и начинающие, хотя в этом году в конкурсе участвуют больше действующих предпринимателей.

Рустем Сибгатуллин: Один принципиальный момент. Практика прошлых лет: заявки сдавали в закрытых конвертах. Экспертная комиссия до их открытия не знала, кто готовил документы, консалтеры или сами предприниматели, качественную или некачественную они получали консультацию.... Поэтому и было много отказов по формальным признакам.

— Из-за чего и разразился в прошлом году громкий скандал...

Р.С.: В этом году был создан ЦПП и введена новая практика приема заявок. Их сдавали в минэкономики или в ЦПП в открытом виде. И по регламенту было 10 дней на рассмотрение заявок. Специалисты обращали внимание на возможность отказа по тем самым формальным признакам и тут же сообщали заявителям, что нужно в документах поправить, чтобы такого не случилось. Такое принципиальное изменение в технологии подачи заявок дало возможность экспертной комиссии не влезать во все эти мелкие формальности...

— Дескать, вот на этой бумаге у вас печати нет...

Р.С.: ...а уже рассматривать заявку по сути. Тем более что мы ввели обязательную практику присутствия на защите проекта либо руководителя предприятия, либо, по доверенности, его представителя. Им эксперты могут задавать вопросы, ответы на которые не увидели в поданной заявке.

41864.jpg
Артем Наумов: «Некоторые главы, я так понимаю, считают: вот есть минэкономики и Рустем Рафкатович, они пускай эти 34 процента и делают»

ДЕНЬГИ ЕЩЕ ЕСТЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НАДО ЗАЯВЛЯТЬСЯ!

— Сколько еще подано заявок?

Р.С.: По «Лизинг-гранту» пока прошло первое заседание экспертной комиссии по 66 заявкам, второе намечено на 16 сентября. Сейчас собираем новые заявки, их подано уже 84. Наверняка будет больше. Учитывая популярность «Лизинг-гранта», мы в фонд этой программы заложили немаленькие деньги — 586 миллионов рублей. Так что когда проведем очередное заседание комиссии, это не будет означать, что все средства кончились. Деньги еще есть, предпринимателям надо заявляться.

— А как с другими направлениями поддержки?

Р.С.: Мы провели конкурс по инновационному предпринимательству. Эта сфера более сложная, от участников требуется документально подтвердить наличие прав на объект интеллектуальной собственности. И в нашей экспертной комиссии, соответственно, работают представители всех крупных вузов республики, промплощадок, IT-отрасли: и IT-парка, и «Химграда»... Здесь фонд меньше — 123 миллиона рублей. Всего было подано 67 заявок, победили 34. Комиссия эти 67 заявок рассматривала два дня, настолько они требовали внимательного отношения. По формальным признакам претензий не было, отбор шел по сути, смотрели, какая заявка более достойна получить грант. Заявителям надо было показать, что есть инновационного в их проекте. Фонд выбран весь, конкурс завершен.

44479.jpg
Первое заседание экспертной комиссии по «Лизинг-гранту» рассмотрело 66 заявок

МНОГОЕ, КОНЕЧНО, ЗАВИСИТ ОТ ГЛАВ РАЙОНОВ

— Из каких городов и районов РТ больше всего заявок?

Р.С.: Из Казани и Челнов, как самых крупных городов. Когда мы будем подводить итоги, обязательно найдем показатели, по которым можно будет сравнить крупный город с маленьким муниципальным образованием. Скорее всего, по числу заявок на тысячу населения. Пока еще рано об этом говорить.

— Много предпринимателей обращаются к 9 представителям ЦПП в городах и районах республики?

А.Н.: Все представители загружены очень сильно. Кустовой метод, как мы и предполагали, дал эффект. Например, в Челны я сейчас буду брать еще человека, потому что один там просто не успевает. Хотя администрация автограда очень активно работает с предпринимателями, как никакой другой город или муниципальное образование в Татарстане. Вообще, есть районы, которые хотелось бы немножко расшевелить. Там представителей ЦПП нет, но мы делаем выездные мероприятия. Многое, конечно, зависит от глав районов, от того, как они настроены к малому бизнесу, к программам поддержки. Бывает, что в двух соседних районах совершенно разное отношение к малому бизнесу. Мы судим не по словам, а по реальным делам. Например, в Сабинском районе реально поддерживают предпринимателей, помогают с заявками, выделяют человека, который едет на защиту. Причем представитель исполкома на экспертной комиссии обязательно подчеркивает, что претенденту на грант в районе помогут, объясняет, какая именно будет оказана помощь... Вот это, я считаю, серьезно поставленная работа в муниципальном образовании. Но таких районов немного, могу еще Тюлячинский назвать. Хотелось бы, чтобы все муниципалитеты вот так работали. А то получается, что только минэкономики занимается развитием предпринимательства на местах, и Рустем Рафкатович, как начальник департамента поддержки предпринимательства, работает за глав! Которые, вообще-то, должны быть сами заинтересованы, ведь налоги предпринимателей идут в местный бюджет... Но некоторые районы абсолютно никакой активности не проявляют.

— По итогам конкурсов этого года назовете такие районы?

А.Н.: Обязательно назовем и аутсайдеров, и лидеров. И доложим президенту. Потому что сейчас акцент огромный на малый бизнес. Никто не отменял поставленную главой республики задачу достигнуть 34 процентов доли ВРП. Над решением этой задачи не только министерство экономики должно работать. А некоторые главы, я так понимаю, считают: вот есть минэкономики и Рустем Рафкатович, они пускай эти 34 процента и делают.

ЗАЧЕМ ПРЕВРАЩАТЬ ПРОГРАММУ ПОДДЕРЖКИ В НЕКУЮ ХАЛЯВНУЮ КОРМУШКУ?

— Вы уже сказали о некоторых особенностях нынешних конкурсов. Что еще проявилось ярко?

А.Н.: Хорошо сработала отсрочка по платежам лизинг-гранта. Теперь предпринимателю не надо платить сразу, до участия в конкурсе. Многие предприниматели раньше не рисковали принимать участие в программах господдержки, потому что без гранта не собирались в лизинге участвовать, а первый взнос надо было проплатить еще перед защитой проекта. Заплатишь, грант не получишь, а деньги-то уже не вернешь! В этом году специалисты департамента поддержки предпринимательства ввели в условия конкурсов пункт, который позволяет предпринимателям, даже действующим, предъявлять только договор с лизинговой компанией. Не получил грант — можешь от лизинга отказаться. Получил — в течение 30 дней идешь и по заключенному договору проплачиваешь деньги, приносишь платежку, и тебе компенсируют. Буква закона исполнена, но клиентоориентированно, лицом к людям.

— Есть жалобы от предпринимателей, претендующих на гранты?

Р.С.: Жалоб в письменном виде ни одной не было.

А.Н.: Некоторые сетуют, что маленький процент компенсации заложили, могли бы и побольше. Но зачем превращать программу поддержки в некую халявную кормушку?

Р.С.: Высказывают претензии, что программа «Лизинг-грант» заточена только на производственный бизнес, а где услуги? Услуги грузоперевозок, строительства, ЖКХ, медицинские... Но на данный момент приоритет республики — развитие производственной составляющей малого и среднего бизнеса, реального сектора экономики, который у нас пока не дотягивает до мировых показателей. Поэтому цель программы «Лизинг-грант» — развивать производство и модернизировать оборудование в производственной сфере.

— А в будущем предприниматели, которые действуют в сфере услуг, смогут получать гранты?

Р.С.: Это не исключено. Будем смотреть, как работает программа в этом году, будут ли усиливаться просьбы по другим направлениям, будем изучать статистику... И будем принимать решение, открывать ли «Лизинг-грант» для услуг, но, конечно, тоже в приоритетных направлениях. Думаю, это не будут услуги в сфере торговли, ее доля в обороте малого бизнеса и без того большая и с ростом идет.

— А как с туризмом? Государство поможет предпринимателям?

Р.С.: По этому поводу к нам тоже обращаются: почему нет таких грантов.

А.Н.: В Татарстане немало замечательных мест, интересных для туристов. Мы в «ОПОРЕ России» эту тему исследовали: потенциал у территории просто огромный с точки зрения туризма. Проблема в том, что туризмом недостаточно занимаются.

— «Проклятие нефти»...

Р.С.: По туризму нужна отдельная программа, это не будет «Лизинг-грант».

А.Н.: Там другие требования, другие акценты. Думаю, будут вопросы с землей, с разрешениями, с помощью в строительстве... А результаты господдержки могут быть очень весомыми. Вот горный Алтай — там 200 тысяч населения и полтора миллиона туристов каждый год! У них это бюджетообразующая отрасль, там основное министерство — министерство туризма. И я знаю, что там есть задумка выходить уже на европейские страны, начать на иностранных языках продвигаться в интернете.

В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ СОСТАВЛЮ ЗАЯВКУ САМ

— Вернемся к нашей республике. Как работают в этом году консалтинговые компании?

А.Н.: Раньше госорганы с ними не шли на контакт, не подсказывали, как правильно оформить заявку. А мы, наоборот, открыты. Консалтинговые фирмы официально консультируются с нами. Причем для контакта я выделил самых грамотных наших специалистов. Потому что консалтинговые фирмы для нас тоже важны, они способствуют увеличению потока заявок, тому, что больше предпринимателей смогут получить грант и успешно вести свой бизнес. Но возникла некая проблема. Некоторые (пока не будем их называть, но если это будет продолжаться — назовем) стали злоупотреблять нашей открытостью. Звонят предпринимателю и так хитро представляются, что он делает вывод, будто эта консалтинговая фирма официально выступает от минэкономики, от министерства предлагает им подать заявку! Естественно, за соответствующее вознаграждение. Вроде, не соврали, но в то же время обманули.

Р.С.: Это рынок, и мы, как госорган, не можем запрещать как одной стороне — предлагать услуги, так и другой стороне — пользоваться этими услугами. Если договорились о чем-то, пожалуйста, закон не нарушен. Но некрасиво действовать такими методами, представляться якобы от минэкономики. Мы вообще требования конкурсов прописали так, что юрист или экономист, или бухгалтер фирмы, или ее руководитель может сам составить заявку. На первом заседании экспертной комиссии я между делом спросил одного предпринимателя, сам ли он готовил заявку? Он сказал, что нет, заказал услугу консалтинговой фирме, заплатил 14 тысяч, плюс должен заплатить еще и за выигрыш, но в следующий раз будет составлять заявку сам, понял, что сможет. В любой фирме это смогут сделать, тем более что у нас есть ЦПП, где всегда проконсультируют.

А.Н.: Мы провели небольшой эксперимент, попросили трех предпринимателей из «ОПОРЫ России» заполнить заявку на наш конкурс, чтобы проверить, сколько это занимает времени. Получилось — от 1 часа 50 минут до 2,5 часов. Всего-то! Причем заявку заполняли предприниматели, которые вообще не в теме... Сейчас будет еще проще: мы только что вывесили на сайт ЦПП шаблон заявки. Теперь вообще не надо думать, где ставить цифры и черточки: все проставлено, только поменяй условные цифры на свои.

— Еще какие у вас советы тем, кто хочет участвовать в конкурсах?

А.Н.: Если вы производственник, то нынешняя программа «Лизинг-грант» однозначно ваша. Кто-то наверняка давно мечтал поставить новый станочек или дополнительную линию. Шансы выиграть грант у таких предпринимателей очень высоки. Тем более пока фонд программы не исчерпан, он еще достаточно большой. А показать такому предпринимателю его сильные стороны мы всегда поможем.

Р.С.: Советую предпринимателям периодически посещать сайт минэкономики (раздел «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства») и сайт ЦПП.

А.Н.: На сайте центра поддержки предпринимательства есть возможность задать в электронном виде вопрос и получить консультацию. У нас в последнее время пошел просто поток вопросов... К слову, самый популярный: а какую налоговую систему нам выбрать?

— Интересно, как обстоят дела с теми грантами, по которым не отчитались их получатели? Удалось вернуть деньги?

Р.С.: Ведем досудебную и судебную работу. По получателям 2009 года количество выигранных в арбитраже дел — 34, 2010 года — 17. В процессе досудебного регулирования после нашего уведомления добровольно возвратили средства 19 грантополучателей 2009 года, 3 — 2010 года и 32 — 2011 года.

«ХИМГРАД» И «КИП-МАСТЕР» ПОЛУЧАТ ПО 200 МИЛЛИОНОВ

— Газета «БИЗНЕС Online» опубликовала недавно материал про сверхлимитные федеральные субсидии для Татарстана в размере 605 миллионов рублей. Рустем Рафкатович, расскажите, пожалуйста, подробнее, на что пойдут эти деньги? А то к нашей публикации был такой комментарий: «Надо правильно читать — не «Малый бизнес Татарстана получит больше всех в России», а «Чиновники Татарстана получат больше всех в России, чтобы по своему усмотрению распределить и освоить эти средства, не забыв добавлять все время, что это для малого бизнеса»... Насколько прозрачной будет процедура расходования полученных миллионов?

Р.С.: Процедура расходования сильно зарегламентирована федеральными нормами. Мы проекты трех инжиниринговых центров, на которые пойдет часть сверхлимитных средств, защищали в минэкономразвития России. Там была комиссия, которая концептуально дала согласие, что такие центры нужны на территории региона, и одобрила представленные сметы. Эксперты по этим сметам работают до сих пор, мы их утверждаем в минэкономразвития РФ, поскольку это и федеральные деньги, 60 процентов, и республиканские, 40. То есть контроль будет со стороны и федерального центра, и республики. Будет создано юридическое лицо (организационно-правовую форму пока не называем) с долей государства. Юрлицо львиную долю выделенных средств потратит на приобретение оборудования по 94 федеральному закону через торги.

— А зачем Татарстану нужны сразу три инжиниринговых центра?

Р.С.: Они будут работать по трем направлениям. Первое — медицинское, по изготовлению макетов человека и частей тела человека. Второе направление — по лазерным технологиям и созданию оборудования. И третье — в области химии и нефтехимии. Эти инжиниринговые центры будут оказывать содействие малому и среднему бизнесу в развитии новых производств, как говорится, от А до Я. С большой вероятностью все три центра будут расположены в Казани, сейчас как раз подбираем для них площадки. Параллельно ведем работу по поиску партнеров в научных учреждениях.

— Часть сверхлимитных средств пойдет и на промпарк?

Р.С.: Минэкономразвития России в этом году впервые объявило конкурс по развитию частных промпарков. Мы в нем участвовали, и из трех промпарков, которые победили в этом конкурсе, два были татарстанские. Один наш парк попал в лимитную часть финансирования, еще один — в сверхлимитную. Так что теперь в рамках федеральной программы по развитию частных промышленных парков «Химград» и «КИП-Мастер» получат по 200 миллионов рублей.

ДО СИХ ПОР ИДУТ ЗВОНКИ: А БУДЕТ ЛИ КОНКУРС ПО СУБСИДИЯМ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ?

— Будут ли в следующем году какие-то изменения в организации конкурсов? И можно уже сказать, какая, предположительно, будет выделена сумма на поддержку малого и среднего бизнеса в республике?

Р.С.: По деньгам, думаю, их будет выделено не меньше чем в нынешнем году. Если говорить о наших планах — их громадье. Но многое зависит от того, как сложится бюджет, от экономического положения республики и России в целом. Но будем стараться выходить по работе с Москвой на финансирование не ниже, чем на уровне этого года. А пока у нас есть время, которое мы должны использовать на то, чтобы правильно понять потребности малого и среднего бизнеса в следующем году. Будем анализировать опыт сегодняшних грантов. Например, я уже вижу, что потребность в субсидиях для инновационных бизнесов в республике большая.

А.Н.: Даже с учетом того, что нужен патент, что он обязательно должен быть оформлен на юрлицо, у нас прямо сейчас есть много желающих участвовать в таком конкурсе. И есть действительно сильные проекты. До сих пор идут звонки: а будет ли конкурс по субсидиям для инновационных компаний?

Р.С.: В будущем году продолжим работать по инфраструктурному развитию, по созданию промышленных площадок в муниципальных образованиях. Хорошие промплощадки в республике уже есть, но там проблема с оформлением документации. И у нас в планах отработать с минэкономразвития России вопрос о смягчении требований к таким муниципальным площадкам. Надо эти требования приблизить к возможностям наших территориалов муниципального уровня. Пока требования минэкономразвития РФ очень высокие, они заточены под промплощадки уровня субъекта Федерации, а не муниципальные. Надо смягчить эти требования, чтобы у муниципалов была возможность получить федеральное софинансирование на развитие своих промплощадок. С таким предложением я уже выступал на круглом столе «Деловой России» в Москве, который проходил в рамках форума ассоциации индустриальных парков. Там был разбор полетов по конкурсу по частным промпаркам. А сейчас мы подготовили письмо в минэкономразвития России. Надеемся на понимание.