Приглашать на итоговую пресс-конференцию председателя отборочной комиссии – таких прецедентов на Казанском фестивале еще не было. Но случай неординарный. Пожалуй, самый ожидаемый фестивальный фильм «Хайтарма» о депортации крымских татар не попал в конкурсный показ. Как стало известно из источников, визит председателя отборочной комиссии Сергея Лаврентьева на пресс-конференцию был вызван еще и сегодняшней публикацией в нашем издании, где от имени общественности задавались конкретные вопросы устроителям фестиваля.
Лаврентьев рассказал, что поначалу его известили, что «Хайтарма» откроет Казанский кинофестиваль. Посмотрев фильм на диске, эксперт вынес вердикт: фильм действительно достойный. Более того, ленту о трагическом историческом моменте, которому до сих пор не дана внятная оценка, не стоит замалчивать.
Но, приехав в начале августа в Казань, Лаврентьев с удивлением узнал, что «Хайтарма» в конкурсный показа не попала. Как объяснили ему устроители фестиваля, в Казань последовал звонок из МИД РФ. Вроде как «Хайтарму» было не рекомендовано показывать в конкурсном просмотре. Как предположил киновед, это случилось из-за того, что во время показа фильма на фестивале в Симферополе произошел скандал. На «Хайтарму» было «не рекомендовано» приходить российским летчикам. Дело в том, что сюжет фильма связан с летчиком-героем Великой Отечественной войны Амет-ханом Султаном, семья которого была депортирована из Крыма. В нашем же случае, по мнению Лаврентьева, МИД РФ перестраховался. Впрочем, в минкульте факт обращения из ведомства Сергея Лаврова не подтвердили.
- Возможно, что это и лучше. Если бы «Хайтарма» попала в конкурсный присмотр, она могла бы и не получить главный приз фестиваля. В конкурсном показе были фильмы и посильнее. И тогда кто-то мог решить, что тут замешана политика. А так фильм вызвал ажиотаж, вчера всех желающих не могли вместить два зала, – сообщил Лаврентьев.
Оставим за уважаемым жюри право судить, кто же достоин главного приза. Но на Казанском кинофестивале есть еще и приз президента РТ, который присуждается за гуманизм в киноискусстве. У «Хайтармы» были все шансы его получить.
Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о шансах «Хайтармы» на приз президента РТ, Лаврентьев ответил утвердительно.
ЗАЛЫ НЕ ВМЕЩАЛИ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ
Фестиваль этого года, пожалуй, можно назвать самым посещаемым со времен его учреждения. Залы практически ни на одном просмотре не вмещали всех желающих. Один из членов жюри даже предложил на пресс-конференции на будущем фестивале найти залы попросторнее и выделить специальный зал для жюри, которому приходилось работать в тесноте, когда в проходах стояли люди.
Возможно, устроителям феста стоит подумать и об аккредитованных журналистах, потому что многие из них, имея аккредитацию, не попадали на часть просмотров. На международный фестивалях вообще-то существует практика – несколько рядов бронируются для прессы, которая приходит в кинозал работать. Нашему фестивалю стоит подумать об этой традиции...
Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор «Татаркино» Владимир Батраков, по предварительным подсчетам, показы фестиваля этого года посетили более 20 тыс. зрителей.
«РЕШЕНИЯ ВЫНОСИЛИ ЕДИНОГЛАСНО»
По словам председателя жюри, кинорежиссера и продюсера, возглавляющего киноконцерн «Мосфильм», Карена Шахназарова, жюри работало слажено, и все важные решения выносились единогласно.
- Надо сказать спасибо отборочной комиссии, они выбрали такие фильмы, которые могли бы стать украшением многих международных фестивалей. Зрители ходили на фильмы, их было огромное количество. Я иногда задумываюсь: а ту ли профессию я выбрал? Но, видя интерес публики, битком набитые залы, понимаю, что есть что-то в этом странном искусстве – кино, – сказал Шахназаров.
Член жюри от Татарстана, поэт и общественный деятель Разиль Валеев подчеркнул, что фестивали в Казани помогают развтию профессионального киноискусства в республике.
- Смотреть хорошие фильмы – это уже школа, – прокомментировал Валеев.
Эту же тему затронула Вера Лангерова – член жюри из Чехии. По ее словам, во-первых, стоит работать над тем, чтобы повысить класс нашего кинофестиваля, соблюдая определенные критерии. Напомним, что все кинофестивали в мире разбиты по группам – классифиицрованы в смысле престижности. И во-вторых, для стимула татарстанских кинематографистов, возможно, в рамках феста стоит учредить специальный конкурс только для татарстанских фильмов.
Главный вопрос журналистов, кто же получил призы фестиваля, остался без ответа. Жюри решило сохранить интригу до вечера, до церемонии награждения. Но члены комиссии заверили: главным критерием при присуждении наград был серьезный анализ в фильме и глубокие характеры.
«КОГДА МЫ ВЕРНУЛИСЬ В КРЫМ, НАС ВСЕ РАВНО ПРЕСЛЕДОВАЛИ, ПРИХОДИЛИ ИЗ МИЛИЦИИ, НУ ЧТО, МЫ НЕЛЮДИ, ЧТО ЛИ?»
Свои версии снятия фильма «Хайтарма» с конкурсного показа на Казанском кинофестивале газете «БИЗНЕС Online» высказали эксперты.
Нури Мустафаев – генеральный директор центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ:
- Я думаю, что фильм «Хайтарма» не был показан в конкурсной показе из-за очередной политической боязни. Потому что этот фильм является претензией на то, что пора историю рассказать правдиво, как оно было на самом деле. Я в своей семье испытал все эти горести. Отец у меня – ветеран Великой Отечественной войны, четыре ордена, восемь медалей, и все равно его тоже выслали вместе с семьей в голодную степь. Всю жизнь воевал начиная с 21 июня по 9 мая, а потом голодная степь. Вот за что? Когда мы вернулись в Крым, нас все равно преследовали, приходили из милиции, ну что, мы нелюди, что ли? Хотя я знаю, бандеровцы там половину Украины продали, но никто их не выслал. Это же трагедия народа, которую надо показывать.
Мы уже изоврались в этой истории, делаем и пишем то, что выгодно властям. Чем правдивее мы будем об этом говорить и писать, тем лучше будет наше будущее. Молодые люди будут знать, что в истории это было, чтобы этого больше не повторилось. Надо прощения попросить не только у нас, выслали же многие народы. По моим историческим изысканиям, Сталин поставил цель все мусульманские народы выслать за пределы Урала. Ведь на Кавказе жили не только крымские татары и чеченцы, жили и другие народы, не мусульмане, они же остались. Планировалось выслать и казанских татар, но он умер.
Европейская часть России должна была остаться без мусульман. Надо об этом рассказывать. А то мы боремся за сирийцев, совершенно не думая, как у нас тут живут не только разные национальности, но старики и дети. 18 мая для крымских татар – это день скорби. Представьте себе, что все забрали, начиная от дома, заканчивая животными, и услали. И люди обратно возвращаются, а там живут уже другие. Государство ничем не помогло. Это лейтмотив нашего государства. На российское государство по отношению к людям надеяться нельзя. Поэтому у нас массовая миграция из России, потому что будущего многие не видят.
Азат Ахунов – доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:
- Я думаю, что фильм не включили в основную программу для какой-то перестраховки. Все-таки вокруг этого фильма шло много споров, скандалов. Наверное, организаторы решили перестраховаться, чтобы мусульманский фестиваль прошел спокойно, и не было лишних эксцессов. Хотя по рецензиям, которые я слышал, сам фильм вполне соответствует духу и философии мусульманского кино. Хотя, может быть, на то были какие-то технические причины, фильм был заявлен позже, или еще что-нибудь. Я удивлен, потому что такой раскрученный фильм должен был стать одним из главных на фестивале.
Если говорить о тех исторических событиях, то депортация крымских татар, чеченцев, калмыков и других народов оставила глубокие раны. Я думаю, что эти раны не зажили до сих пор. Поэтому фильмы, книги, статьи в газетах, какие-то заявления политиков на эту тему всегда вызывают массовые обсуждения, дискуссии в обществе, приводят к каким-то активным действиям. С тех пор как Украина живет самостоятельным государством, ветераны уже в какой-то мере устроились. Насколько я знаю, слежу за прессой, не поднимается эта проблема в последнее время. Крымские татары живут своей жизнью, они обустроились, у них есть внутриукраинские проблемы. Проблемы взаимоотношений между крымскими татарами и Россией практически не поднимаются. Я считаю, что крымские татары вполне положительно относятся к России и к русским, тем более что они заинтересованы, в том числе и материально, в притоке туристов из России. Другое дело, что в российском обществе до сих пор еще есть живое мнение, что крымские татары сотрудничали с фашистами, и правильно, что их репрессировали, депортировали. Появление этого фильма спровоцировало активность тех групп населения, которые считают, что крымские татары получили по заслугам и не подлежат реабилитации.
Венера Якупова - главный редактор газеты «Казанские ведомости», заместитель председателя союза журналистов РТ:
- В свое время у меня вышла книга «Крымские татары, или Привет от Сталина». Она основана на моих поездках в Крым в 90-е годы, когда татары начали возвращаться на родину. Мне довелось описывать их возвращение в газете «Комсомолец Татарии» («Молодежь Татарстана»). По тому резонансу, какой получили эти публикации, я поняла, что эта тема супер острая. Как оказалась, это была проблема, о которой нельзя было писать и говорить, в стране была информационная блокада вокруг крымско-татарского вопроса. Было строгое табу на эту тему, и даже в период перестройки крымские татары не могли заявить о своих правах через центральные средства массовой информации.
Местные власти встречали их, мягко говоря, прохладно, несмотря на полную реабилитацию. Как показало мое журналистское расследование, власти Крыма еще и препятствовали возвращению крымских татар на свою историческую родину. Ведь мы выехали с фотокорреспондентом Дмитрием Бунтуковым, в связи с тем что один из крымских татар сжег себя из-за того что долгое время не мог прописаться на родине.
Думаю, главный урок крымско-татарской трагедии для современного общества состоит в том, что мы должны понять, что нет маленького народа и нет маленьких проблем. Нельзя обижать даже самый маленький народ. Память об этой обиде будет жить веками, и будет порождать различные межнациональные конфликты. Я преклоняю голову перед крымскими татарами. Как дерево на скале пускает корни, так и они до сих пор воюют каждый день за право жить на своей исторической родине. Крым живет в моем сердце незаживающей раной. Я всегда буду поддерживать крымских татар в их борьбе за свои права.
Не знаю, по какой причине фильм «Хайтарма» не попал в конкурсную программу, но точно знаю, что Крым – это карта, которую все пытаются разыграть в свою пользу. Как шутят сами крымские татары, если бы мы жили на Ямале, у нас не было бы такой трагедии с выселением и возвращением. Это райское место на земле, и естественно тут сошлись интересы многих геополитических сил.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.