НОВЫХ МАРШРУТОВ НЕ БУДЕТ. ПОКА

Сегодня начался прием заявок на очередной этап тендера на право осуществления пассажирских перевозок в Набережных Челнах. На официальном сайте мэрии выложены три лота по маршрутам №№21, 22 и 27. Прием заявок на участие во втором этапе тендера будет проходить в течение 30 дней. 5 ноября пройдет вскрытие конвертов с документацией участников. После этого, в течение пяти дней конкурсная комиссия тендера должна будет принять решение по поводу того, кто из перевозчиков получит право на обслуживание маршрутов. Оглашение результатов тендера намечено на 12 ноября.

Напомним, что стартовал тендер еще 10 июля. Тогда так же было выставлено три лота. Выиграли конкурс те же перевозчики, что и ранее обслуживали эти маршруты: №7 – ООО «Авантех», №13 – ИП Василь Нургатин, №35 – ИП Николай Тятюшкин. Однако затем последовал протест прокуратуры на нормативные документы, регламентирующие проведение тендера, и процесс застопорился. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела транспорта исполкома автограда Ильфат Исмагилов, в итоге в конкурсную документацию не были внесены глобальные изменения. Все они носили точечный характер. Теперь регламент полностью готов, работу можно продолжать.

- Мы внесли в регламент несколько изменений и дополнений. В том числе учли моменты, на которые нам указала прокуратура, - сообщил Исмагилов. - Но кардинальных изменений не произошло.

Одним словом, дело сдвинулось с мертвой точки. И как заверили в отделе транспорта челнинского исполкома, остальные лоты будут объявляться на конкурс регулярно. Следующий этап тендера состоится, скорее всего, уже в начале следующей недели. Это опять будет небольшая партия лотов.

Однозначно Исмагилов заявил, что новых маршрутов в Набережных Челнах не появится, однако в существующие будут внесены изменения. Как правило, имеющиеся маршруты продлят до новых микрорайонов. Впрочем, это только пока. Дело в том, что исполком города планирует заключить соглашение с одним из вузов города с тем, чтобы изучить пассажиропоток в автограде. Когда исследование будет произведено, его результаты проанализируют и не исключено, что тогда-то и будут изменены маршруты.

Что же касается тех маршрутов, в которые уже внесены изменения, то и тут полной ясности нет. Например, микрорайон «Замелекесье». Его жители постоянно жалуются, в том числе и в блог мэра, что испытывают большие трудности с транспортным обеспечением. И если, например, в поселок ГЭС, по их словам, добраться несложно, то в Новый город – вечная проблема. Однако с этим мнением не согласен начальник отдела транспорта исполкома.

- Я сам лично встречался с жильцами «Замелекесья» на остановке, - говорит Исмагилов. - И что вы думаете, все, кто ждал автобус, уехали в одном «Форде». Я думаю, это проблема надуманная самими же жильцами.

САМЫЕ СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ

Изменения, уже внесенные в регламент тендера, о которых упомянул Исмагилов, не коснулись двух, пожалуй, самых спорных моментов. Речь идет о минимальных размерах транспортных средств, которые имеют право работать на городских маршрутах. Напомним, согласно условиям конкурса, автобусы малой вместимости должны иметь длину от 6 до 7,5 м, средней – от 8,5 до 10 метров. Налицо курс на избавление от «Газелей», длина которых 5,5 м и «ПАЗов» (7,6 м) в пользу «Фордов» и автобусов большой вместимости – за их наличие у перевозчика претендент на обслуживание маршрута получит дополнительно 16 баллов. Для сравнения: автобусы средней вместимости (от 31 до 60 мест) оцениваются в 6 баллов, малой – в четыре.

Разрабатывая нормативные документы тендера, мэрия автограда наверняка держала в уме, что 52,2% промышленного производства в Набережных Челнах приходится на ОАО «КАМАЗ» (а если учесть всех поставщиков, то эта цифра ощутимо увеличится – не зря применяется термин моногород), который имеет в Нефтекамске (Башкортостан) дочернее предприятие, выпускающее «НефАЗы». Кроме того, существует совместное российско-бразильское СП по производству автобусов средней вместимости Marcopolo. Косвенно, это подтвердил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Олег Афанасьев, руководитель департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ».

- Я считаю, что нам нужно постепенно уходить от автобусов малой вместимости. Но тут главное – не перегнуть палку. Вот мне, например, нравится, как организованы пассажирские перевозки в Москве, да и в Казани примерно так же. Там в часы пик по городу ездят в основном большие автобусы, а малые – в межпиковое время. Мне кажется, если бы мы эту схему взяли на вооружение, это было бы наиболее эффективно и для горожан, и для перевозчиков. Ну, а потом можно вовсе отойти от микроавтобусов. За границей, например, во всех крупных городах пассажирские перевозки осуществляются именно большими автобусами. Малые, как правило, используются на перевозках между городами, - сказал Афанасьев.

Впрочем, в регламенте не прописаны конкретные модели автобусов, так что перевозчик волен сам делать выбор. Другой спорный момент тендера – приоритет отдается транспортникам, которые уже имеют опыт работы на челнинских маршрутах. В частности, за стаж более 10 лет перевозчик получит дополнительно 40 баллов, менее года – только 5. Тут есть некоторое противоречие, ведь в последние годы транспортная отрасль в Набережных Челнах вызывает бурное недовольство горожан. А выходит, что именно нынешние перевозчики, которые и подвергаются критике, получают преимущество в тендере. Недаром в первом туре конкурса все три лота достались прежним владельцам маршрутов.

ВМЕШАЛИСЬ ДЕПУТАТЫ

И за это в том числе критиковали нынешнюю систему организации пассажирских перевозок депутаты Горсовета. Кроме того, они отметили, что конкуренции в отрасли нет – как было 10 перевозчиков, так и есть. За нарушения никого не лишают лицензии, в комиссии, которая принимает решения по распределению маршрутов, есть представители ГИБДД и ФСБ, но нет депутатов. В итоге было принято решение создать в горсовете рабочую группу по решению этих вопросов. На данный момент она свою работу закончила.

- Наша группа рассмотрела положение о проведении тендера с точки зрения соответствия закону, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Максим Федоров, депутат горсовета, член рабочей группы. - Мы дали свои рекомендации о проведении тендера. В числе прочего хотелось, чтобы лоты выставлялись не все сразу, а по одному, чтобы на них могли претендовать максимальное количество перевозчиков. Однако однозначно этого придерживаться исполком не может. Ведь есть маршруты, которые всегда были и будут убыточными – например, на Элеваторную гору или в промзону, но они необходимы городу. Поэтому некоторые лоты будут объединены.

По словам Федорова, убыточные маршруты будут даваться «в нагрузку» к рентабельным. Исполком теперь формирует лоты и порядок выставления их на конкурс и предоставляет на рассмотрение депутатам горсовета. Как пояснил Федоров, по большому счету чиновники не обязаны этого делать, но исполком не намерен вступать в конфронтацию с депутатами, а потому не против озвучивать сформированные лоты. Кроме того, у народных избранников были замечания об условии тендера, в котором они видели коррупционную составляющую. Речь идет о преимуществе перевозчика, который уже имеет опыт работы на городских маршрутах. В исполкоме с депутатами согласны, что звучит это действительно несколько некорректно, но, как оказалось, это положение прописано в федеральном законодательстве. Так что на деле оказалось, что этот пункт изменить невозможно.

«БОЛЬШИЕ АВТОБУСЫ УБЫТОЧНЫ, НО ОНИ БУДУТ РАБОТАТЬ»

Впрочем, новые игроки все же появляются. Несколько индивидуальных предпринимателей уже изъявили желание потеснить перевозчиков, обслуживающих челнинские маршруты. В частности, в первом раунде тендера, когда было выставлено всего три лота, и то уже были новые транспортники. Да и глава ЗАО «ПАК-Инвест» Фаргат Набиев не исключает, что и его предприятие поучаствует в тендере. Тем более по количеству автобусов большой вместимости, в том числе и работающих на газу, с «ПАКом» в Набережных Челнах вряд кто может поспорить.

К слову, «метановые» НефАЗы, отработавшие на Универсиаде в Казани и прибывшие затем в автоград, уже колесят по городским маршрутам. По словам Исмагилова, они ездят по всем основным проспектам. Хотя наполняемость их пока оставляет желать лучшего. Все-таки «Форды» и другие микроавтобусы, отбивают у «старших братьев» пассажиров и, соответственно, выручку.

- Да, автобусы большой вместимости могут быть поначалу убыточными, - поясняет Исмагилов, - но они однозначно будут работать на пассажирских перевозках. И это не наша прихоть. Я постоянно читаю отзывы людей в интернете, да и в личном общении слышу, что все уже устали от тесных «Фордов», «Фиатов», «Ситроенов» и «Газелей». Они хотят, чтобы по проспектам ходили большие просторные автобусы. И в них люди садятся гораздо охотнее, если есть такая возможность.

ПОД КОЛПАКОМ У ЕДС

Тендеры в Набережных Челнах проводились не раз, но проблема с транспортным обеспечением горожан не решается много лет. И, по мнению наблюдателей, причина в слабом контроле властей за действиями перевозчиков. Не секрет, что выставив на аукционе несколько десятков «Фордов», транспортник выигрывал конкурс, а затем то на вахту подвяжется, то на шашлыки веселые компании возить, то на межгороде подрабатывает. Да или просто ради экономии топлива не выпускает все автобусы в рейсы. Вот и получается, что по бумагам у него на маршруте работают все транспортные средства, а в реальности – в два раза меньше.

Чтобы такого в будущем не было, в городе появится единая диспетчерская служба. Через систему ГЛОНАСС она будет контролировать движение всего пассажирского транспорта: соблюдение маршрута, простой на линии, график отправления в рейс и так далее. Если будут выявлены нарушения, виновных привлекут к ответственности – либо по линии ГИБДД, либо через административную комиссию. Если же речь будет идти о нарушении договора, заключенного победителем тендера с исполкомом города, то не исключено, что данное соглашение будет расторгнуто, а лот-маршрут будет выставлен на новые торги.

«ПЕРЕВОЗЧИКИ ВИДЯТ СИТУАЦИЮ ИЗНУТРИ, ИСПОЛКОМ – СНАРУЖИ»

Эксперты «БИЗНЕС Оnline» положительно оценивают организацию тендера, однако видят в ней и недостатки.

Николай Тятюшкин – председатель некоммерческого партнерства камских перевозчиков:

- Дело в том, что я еще полгода назад предлагал в качестве эксперимента провести тендер на отдельно взятый маршрут – №305, сейчас он переименован в №35, который я тогда обслуживал. Дело в том, что когда все лоты разыгрываются скопом, потом вдруг что-нибудь не так – прокуратура, суды… И в итоге отменяют результаты всего конкурса – по всем маршрутам. Хотя претензия может касаться всего одного-двух. Поэтому я считаю, что проводить тендер лучше, выставляя один-три лота.

Я участвовал в первом раунде конкурса, где было выставлено три маршрута. Не ожидал, что на маршрут №35 будут другие претенденты, кроме меня, а их оказалось даже двое. Причем один перевозчик ранее никогда не работал в Набережных Челнах. А вообще, конечно, конкуренция на этом рынке невелика. Да, может прийти кто-то из Казани – да Бога ради. Но только все это игрушки. Тем не менее нас смущает то, что тендер постоянно откладывается. Хоть многие и уверены в своей победе – имеют солидный стаж работы, прикупили новую технику и так далее, а все равно внутри где-то сидит сомнение, а вдруг отберут маршрут. Поэтому сейчас главное – все-таки провести тендер. Чтобы перевозчики успокоились. А потом спокойно и без нервотрепки решать существующие проблемы.

Сергей Валишев – собственник таксомоторной компании «5 девяток»:

- Тендер на пассажирские перевозки – непростой конкурс. Ведь перевозчики видят ситуацию изнутри, а исполком города – снаружи. Поэтому тут неизбежны какие-то трения, недовольство, претензии. Так что к его организации надо подойти очень тщательно, чтобы избежать возможных судебных разбирательств. Что же касается условий тендера, то они довольно неплохие – дают перевозчику возможность выбора: на какой маршрут заявляться, исходя из своего автопарка, опыта и прочих параметров.

Неоднозначно выглядит такой параметр, как стаж работы на челнинских проспектах. С одной стороны, он дает явное преимущество нынешним перевозчикам, а с другой, – ну, придет кто-то новенький! Боюсь, что как придет, так и уйдет, мы это уже проходили. А вот чтобы перевозчики стали закупать автобусы большой вместимости, надо чтобы они были прибыльными. Я считаю, что лучший путь к этому – сделать в НефАЗах стоимость проезда ниже, чем в микроавтобусах. Тогда народ будет предпочитать немного подождать, но чуть-чуть сэкономить. Тогда наполняемость «НефАЗов» станет выше, выручка, соответственно, тоже. А пока цена проезда везде одинакова, вряд ли перевозчики захотят выводить большие автобусы на линию, и никаким уговорами или методом принуждения их это не заставят сделать.

Ильдар Фахразиев – генеральный директор ГК «Альтекс»:

- Главная проблема организации пассажирских перевозок в Набережных Челнах – это то, что очень затянулось проведение тендера на оставшиеся лоты. Ситуация, когда перевозчики находятся в подвешенном состоянии, лишает возможности решения многих вопросов. Нам, например, компенсацию за перевозку льготников не платят. И решить эту проблему без проведения тендера никак не получается.