О поддержке малого бизнеса
"Напомню, что на федеральном уровне мы уже приняли ряд решений по поддержке малого бизнеса, имея в виду преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу. Я напомню, мы 10,5 млрд. выделяем на эти цели и плюс еще кредитная линия Внешэкономбанка - 30 млрд. рублей".
О поддержке региональных бюджетов
"Со своей стороны, Правительство окажет необходимую помощь для стабилизации региональных финансов в целом. Объем федеральной поддержки регионов в новом варианте бюджета увеличивается на 36% по сравнению с 2008 годом. Мы исходим из того, уважаемые коллеги, и многие из вас это знают, что региональные бюджеты также столкнутся с проблемами, и мы должны будем им помочь. Эта помощь в новом варианте бюджета предусмотрена. Всего мы выделяем на эти цели 1 трлн. 200 млрд. рублей".
О корпоративном долге
"Действительно, корпоративный долг большой - 500 млрд. Хочу Вам сказать, - и многие отдают себе в этом отчет, понимают, - что это не долг государства, это корпоративный долг. Возник он в связи с тем, что в нашей экономике, - и я говорил об этом в своем выступлении, - ощущается серьезный недостаток так называемых "длинных" денег. И компании наши, предприятия обращались не только к внутреннему рынку финансирования, но и к внешнему.
Сегодня корпоративный долг сократился на треть. За последние месяцы наши компании в значительной степени расплатились или структурировали, реструктурировали свои долги на 174 млрд. долларов".
О золотовалютных резервах
"Что касается наших золотовалютных резервов. Ничего не потеряно. У нас нет потерь, потому что они были размещены, как это ни покажется странно, грамотно. Из наиболее рискованных инструментов мы в течение последних трех лет последовательно и аккуратно, чтобы не нарушить рынки, наши золотовалютные резервы (открою вам эту государственную тайну) выводили. Я дал такое указание еще, будучи Президентом, три с половиной года тому назад. И потихоньку мы оттуда всё забирали".
Путин предлагает, как вылечить экономику. Поможет ли это лекарство?
За комментариями к сегодняшнему отчету премьер-министра РФ Владимира Путина перед депутатами Госдумы газеты «БИЗНЕС Online» обратилась к известным в Татарстане политикам и предпринимателям.
Антикризисная программа Путина рассчитана на недолгий кризис
Марат Галеев, председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству
- Те меры, которые предложил Путин, носят, я бы сказал, социально-ориентированный характер. Но, с точки зрения экономики, вызывает вопросы обременение по увеличению расходов на оборону. Обычно в кризисной ситуации идут такие расходы государства, которые рассчитаны на последующий мультипликационный эффект, то есть которые дают отдачу в экономике. А премьер в своем выступлении говорил о многих расходных обязательствах, которые, по сути, носят безвозвратный характер. Я не имею в виду социальную часть, в социальной части это неизбежно. Не считая подготовки кадров, которая рано или поздно будет возвратной. Но очень много других безвозвратных обязательств, тем более при пугающе огромном дефиците бюджета – в три триллиона рублей.
Никто не знает, сколько продлится кризис, но эта программа рассчитана на недолгий кризис…
Хорошо, что антимонопольное урегулирование будет усилено, но как – мы еще пока не видели. По крайней мере, законодательство подготовлено и придет в парламент – это хорошо в любом случае. В этом есть очень большая необходимость.
С точки зрения внешнеэкономических связей – почему-то они ограничиваются только Белоруссией и Казахстаном, тогда как задача модификации страны, которую озвучил сам Путин, требует резкого усиления международной кооперации. Этому о места в докладе премьера не нашлось. Но посмотрим…
По поддержке малого и среднего бизнеса – тут все традиционно, нового ничего не было. То, что Путин декларирует, – это хорошо. Кое-что сделано, кое-что обещает сделать добавочно. Это, безусловно, позитив.
Правительство жертвует промышленностью
Иван Грачёв, депутат Госдумы РФ, зам. председателя Комитета ГД по энергетике
- Мы твердо знаем, что бюджеты регионов будут в дефиците, твердо знаем, что уже есть неплатежи зарплат бюджетникам… Оценили, что это, как минимум, триллион рублей. Среднее падение доходов региональных бюджетов на 25–30 процентов – отсюда некомпенсируемый триллион.
Мы согласны с Путиным насчет дефицита бюджета, потому что тоже оценивали, что три – три с половиной триллиона рублей можно отмобилизовать и использовать дополнительно. Из этих трех триллионов, как минимум, триллион надо отдать регионам.
Но премьер сообщил, что заложено только 300 миллиардов, из них всего 120 – живые деньги, остальное какие-то хитрые схемы. Соответственно, это точно означает, что в регионах будут массовые неплатежи бюджетникам в этом году.
Далее, все говорят, и Путин тоже, про необходимость инновационного развития – декларации же замечательные. Но посмотрите на статьи федерального бюджета, которые имеют отношение к инновационному развитию. По налогам – ноль, по фундаментальной науке – около десяти миллиардов минус, по прикладным необоронным наукам – около семи миллиардов минус, по оборонным, по-моему, – одиннадцать минус. Вся база в минусах. Если одновременно никаких налоговых льгот не дают инноваторам, то нет никаких оснований не только для перехода на инновационные рельсы – да просто для того, чтобы поддержать на нынешнем уровне инновационный потенциал страны.
Дальше – допустим, надо как-то перекантоваться в кризис, нужны просто рабочие места. Значит, малый бизнес. Но что мы слышим? Опять рассказы про административные барьеры, про одно окно. А когда предлагаются налоговые каникулы, Путин мягко против. Дескать, раньше пробовали и вроде как не получилось. А наш опыт – он прямо обратный. Когда по моему закону были налоговые каникулы или в первые годы в принципе освобождение от налогов, тогда только и развивался малый бизнес в стране.
Кроме того, сегодня нам малые предприниматели предъявляют претензии по закону о смене аренды на собственность. А Путин воспринимает этот закон, как хороший, который якобы малым предприятиям дает некоторые льготы по части приобретения имущества. Соответственно, и здесь реально для малых предприятий ничего дельного нет в антикризисной программе.
Ну и о поддержке реального сектора. Если сравнивать вложения в банки с вложениями в реальный сектор – в прошлом году это было примерно 10 к 1. Это абсолютно неправильно. Должны быть прямые государственные инвестиции или прямые государственные заказы для реального сектора экономики – это один из основных вариантов поддержки.
Но сегодня опять на прямые поддержки банков закладывается от 300 до 600 миллиардов по разным каналам, а реальному сектору – 220 миллиардов, из которых основная часть идет в виде схем – на облигации, на уставной капитал…То есть не прямой госзаказ, не прямая поддержка, а какие-то хитрые финансовые варианты. Соответственно, реальному сектору тоже ничего не светит в ближайший год.
У меня лежат расчеты – и собственные, и чужие. Согласно этим расчетам сегодня равновесный курс – 60 плюс минус 15 рублей за доллар. Но в стране путем сжатия денежной массы сейчас пытаются зафиксировать курс на 30 с лишним рублях. В результате мы жертвуем промышленностью, ее планируемый спад – от 30 до 50 процентов в этом году.
Стимулировать спрос
Марсель Шамсутдинов, управляющий группой компаний "РАЙДЭН":
- Предлагаемые меры – одно, а как они будут воплощаться в жизнь – другое. У нас и законы не сказать, что плохие. Но то, что идет во вред чиновникам, чиновники извращают и не делают.
Я бы все-таки больше отдавал денег и всего остального на поддержку спроса. Спрос оживит нашу промышленность, нашу экономику. То есть надо действовать, как в Германии, – там дают 2500 евро, если человек сдает старую машину и покупает новую, германского производства. Или взять США, где Барак Обама раздал, если не ошибаюсь, по 2000 долларов каждой семье, чтобы она что-нибудь купила. Это оживит спрос.
То же самое можно сделать с ипотекой – тогда опять возродится строительство. Все равно ведь деньги лежат. Через агентства ипотечного кредитования можно выкупать у банков закладные, чтобы банки выдавали кредиты, потом выкупать у банков эти кредиты и, может быть, даже субсидировать проценты. Банк дает 16 – 18 процентов ипотеки, можно дать 8 – 10. Государство не обеднеет, а спрос на квартиры резко вырастет. Тогда строители начнут работать, вслед за ними металлурги, отрасль стройматериалов…
Нужно стимулировать спрос!
Что касается малого бизнеса. Жириновский выступал после Путина и кричал о том, что еще 20 лет назад Горбачев говорил про заявительный принцип регистрации предприятий. Ну и где этот заявительный принцип? По-прежнему надо получить лицензию, надо давать взятку…
Надо убрать бюрократические барьеры для малого и среднего бизнеса. Но это не отменяет работу государства как менеджера. Надо шире внедрять общественные работы, делать их значимыми. Строить детские сады, которых катастрофически не хватает. Строить нормальные дороги – а не ямочный ремонт делать. Ремонтировать больницы, они у нас запущены… Налаживать всю инфраструктуру….
И, еще раз повторю, стимулировать спрос. Сейчас это главное – стимулировать спрос. Кто себя сегодня лучше чувствует? Тот, кто работал на внутренний рынок. Экспортеры умерли, потому что весь мир в кризисе, никто ничего не покупает. А внутренний рынок продолжает жить. "Макдоналдс" на коне, увеличивает обороты в России! Потому что работает на внутреннего потребителя…
Елена Чернобровкина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.