НА ВСЕХ ОРГАНИЗАТОРОВ В СУД
В Арбитражном суде РТ на днях завершилось судебное разбирательство по иску министерства внутренних дел Калмыкии. Дело связано с ДТП, произошедшим в 2011 году на ралли «Шелковый путь», и силовики были вынуждены через суд взыскивать 2 млн. рублей возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника полиции. Полицейский, как выяснилось, сопровождал участников этого спортивного шоу. А вот вопрос, с кого взыскивать компенсацию, стал для суда настоящей головоломкой.
Ответчиков было несколько: от московского некоммерческого партнерства «Силквей ралли» — Ильнар Ислямов, от московского ООО «Дирекция ралли «Шелковый путь» Артем Якубов — сын легендарного Семена Якубова, долгие годы возглавлявшего команду «КАМАЗ-Мастер». Последний на заключительном заседании стал представлять и «Силквей ралли». В числе ответчиков было также некоммерческое партнерство «КАМАЗ-АВТОСПОРТ» из Набережных Челнов, но его представители отсутствовали. Одним словом, к ответу были приглашены практически все компании, которые задействованы в организации ралли «Шелковый путь».
БЕЛЬГИЙСКИЙ ФОРС-МАЖОР
Ралли-рейд «Шелковый путь», которое впервые стартовало из Казани в сентябре 2009 года, имело протяженность 4,5 тыс. километров (из них спецучастков — 3,2 тыс. км). Помимо территории России маршрут проходил через Казахстан и финишировал в Туркменистане.
Идеологами ралли-рейда считают лидеров команды «КАМАЗ-Мастер» (в первый год среди спонсоров значился и челнинский автогигант), многократных победителей «Париж-Дакар». Именно в эти годы легендарный «Дакар» переживал не лучшие времена. Из-за беспокойной обстановки в Африке он переехал в Южную Америку и еще не успел там встать на ноги, и у России появился уникальный шанс создать свою альтернативу. Но, как сейчас признают эксперты, попытка не удалась, ралли проходит теперь только по территории России. Что интересно, после ухода из команды «КАМАЗ-Мастер» Семен Якубов посвятил все свое свободное время этому проекту.
Оговоримся сразу, что в подобных экстремальных автомобильных мероприятиях, как признают эксперты, не обходится без ДТП и жертв. Но, как говорят наши источники, близкие к команде «КАМАЗ-Мастер», до июля 2011 года на российском ралли не было ни одной серьезной аварии, поэтому подробности произошедшего 13 июля 2011 года стали чем-то из ряда вон выходящим, в чем лично убедился и корреспондент «БИЗНЕС Online», посетивший судебное заседание.
Это был третий по счету «Шелковый путь», приуроченный к Олимпиаде-2014. Он стартовал с Красной площади в Москве, пройдя через Липецк, Волгоград, Астрахань, Ставрополь, Майкоп, финишировал в Сочи. Длилось оно 7 дней — с 9 по 16 июля.
Все шло как по маслу, пока работающий на ралли бельгиец Крис Тевье (его личность весьма загадочна, в самой дирекции на запросы газеты «БИЗНЕС Online» не ответили, но, судя по высказываниям участников процесса, бельгиец числился корреспондентом, привлеченным для освещения ралли) не сел за руль Mitsubishi L200. Автомобиль принадлежал «КАМАЗ-АВТОСПОРТ», но на период соревнований «Силквей ралли» взяло его в аренду. Но кто и зачем пустил бельгийца за руль, осталось неизвестным.
В СТЕПЯХ КАЛМЫКИИ
Пояснения сторон в суде воссоздали следующую картину ДТП: 13 июля 2011 года Тевье, будучи за рулем Mitsubishi, если говорить языком милицейских протоколов, совершил столкновение. По версии, озвученной представителем МВД Калмыкии Шараевым, оно произошло при выезде на встречную полосу с впереди идущим автомобилем. По версии, высказанной на суде Артемом Якубовым, столкновение машин произошло в вечернее время на обочине. В результате аварии пострадал подполковник полиции Константин Васильев, а также автомобиль, в котором он находился. Как впоследствии заявил Ислямов, пострадавший полицейский был при исполнении служебных обязанностей и сопровождал проходившие этапы ралли. В результате аварии Васильев получил травмы, из-за которых он был вынужден оставить службу. Ему, согласно закону о полиции, было выплачено единовременное пособие в размере 2 млн. рублей. Эту сумму и взыскивало МВД Калмыкии с организаторов «Шелкового пути».
Дополняют картину материалы дела, опубликованные на сайте Арбитражного суда РТ. Из них следует, что 13 июля 2011 года на 190 км автотрассы А-154 Ставрополь — Астрахань водитель автомашины Mitsubishi L-200 регистрационный знак Р 145 РУ Theuwis Kris Johan Maria выехал на полосу встречного движения, допустил столкновение с автомашиной Volkswagen Passat регистрационный знак А 007 ОК под управлением Кафизова С.А. В результате ДТП водитель Кафизов С.А. и пассажир, полковник Констатинтин Васильев «с различными повреждениями госпитализированы в районную больницу п.Яшкуль Республики Калмыкия». Что интересно, в отношении бельгийца даже пытались возбудить уголовное дело, но следственный комитет в этом отказал. Не удивительно, что после этого журналиста из Европы больше в России не видели и не могли с ним связаться.
ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН
В ходе заседаний Шараев достаточно долго определялся, с кого же МВД хочет взыскать компенсацию. Первоначально в списке было и челнинское некоммерческое партнерство «КАМАЗ-Автоспорт», НП «Силквей ралли» и ООО «Дирекция ралли «Шелковый путь», была также попытка взыскать компенсацию с ОСАО «РЕСО-Гарантия». Однако после судебного перерыва представитель МВД Калмыкии заявил ходатайство о том, чтобы оставить в ответчиках только «Силквей ралли».
В ходе прений представитель «Силквей ралли» Ислямов признал, что факт ДТП они не отрицают и вину водителя не оспаривают. Однако считают, что также не являются надлежащими ответчиками, так как ответственность была застрахована в ОСАО «РЕСО-Гарантия». По заявлению Ислямова, страховой компанией уже в добровольном порядке была произведена выплата за повреждение автомобиля. Ответственность же в отношении ущерба жизни и здоровья третьих лиц была застрахована с лимитом ответственности на каждый страховой случай в 13 млн. евро. Также отметилось, что лимит выплат «совсем даже не исчерпан». Таким образом, по мнению Ислямова, ответчиком должно являться «РЕСО-Гарантия».
Ралли-рейд «Шелковый путь» стартовал с Красной площади в Москве, пройдя через Липецк, Волгоград, Астрахань, Ставрополь, Майкоп, финишировал в Сочи |
Представитель дирекции ралли «Шелковый путь» Артем Якубов сначала рассказал, что уже в течение пяти лет по распоряжению правительства РФ федеральным минспорта проводится международное ралли «Шелковый путь». В ралли принимают участие более тысячи человек, порядка 300 единиц наземного автотранспорта и 14 бортов воздушной техники. Безопасность обеспечивают как сотрудники полиции, в том числе и дорожной, так и другие организации.
Что же касается собственно ДТП, то из речи Якубова следовало, что после завершения одного из этапов соревнования сотрудники организаторов ралли, «то есть журналисты, в том числе Тевье и его напарник, возвращались по дороге общего пользования и совершили столкновение. Соответственно, эти журналисты международных изданий были привлечены на гонку, чтобы освещать ее. Приехали на короткий период, выполнили свою работу и покинули территорию РФ. После этого инцидента с ними связывались несколько раз, для того чтобы уточнить детали, но в последние два года с ними связи не было». После заседания на уточняющий вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» представитель «Шелкового пути» заявил, что Тевье был не профессиональным водителем, а «сотрудником дирекции ралли», который не участвовал в ралли в качестве гонщика.
СТРАХОВЩИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОНИ ТОЖЕ КВИТЫ
Некоторую новую информацию привнес присутствовавший на последующем заседании представитель ОСАО «РЕСО-Гарантия» Рафис Биктагиров. Напомним, что до перерыва все три первоначальных ответчика посчитали, что данный ущерб должна выплачивать страховая компания. Страховщик же заявил, что страховой случай они признали и произвели выплату. Произвели ее в полном объеме, выполнив свои обязательства. Он заявил, что касаемо причинения вреда жизни и здоровью они заплатили более 2 млн. 800 тыс. рублей, а также за причинение вреда имуществу выплатили более 450 тыс. рублей.
Биктагиров также отметил, что риски, которые МВД по Калмыкии предъявляет согласно закону «О полиции», не были застрахованы в их компании. По его словам, компания несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, которая определяется согласно правилам страхования гражданской ответственности. А по данным правилам, они несут ответственность только за лечение и потерянный заработок. Компенсация же, предусмотренная законом о полиции, в правилах не предусмотрена.
В ДОГОВОРЕ ПРЯМО УКАЗАНЫ СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ
Представитель «Силквей ралли» заявил, что не признает иск. По словам Ислямова, выплата, произведенная МВД по Калмыкии, является компенсационной. Он отметил, что если буквально толковать закон о полиции, то получается, что право регресса допускается, только если вред причинен имуществу. Вред же жизни и здоровью при буквальном чтении закона в порядке регресса не подлежит возмещению. Если же ущерб подлежит возмещению, по мнению Ислямова, это должна сделать компания «РЕСО-Гарантия».
Якубов также в своем выступлении отметил, что гражданская ответственность в рамках ралли, являвшегося государственным проектом, была полностью застрахована в «РЕСО-Гарантия». «Составлен был договор, который покрывает все случаи нанесения вреда». Он отметил, что прямо в тексте договора прописано, что застрахованным лицом является государство, муниципалитеты, госучреждения и ...сотрудники правоохранительных органов. Он продолжил, что за счет «Силквей ралли» были осуществлены выплаты всем лицам, пострадавшим в этой аварии, осуществлена транспортировка в госпиталь, где на протяжении трех месяцев осуществлялось лечение. В результате люди были спасены от более тяжких последствий. Якубов уточнил, что часть понесенных расходов, подтверждаемых документально, была выставлена в «РЕСО-Гарантия». «И «РЕСО» действительно покрыло все расходы, о которых мы знали на тот момент. И только через полтора года МВД по Калмыкии было предъявлено дополнительное требование». Якубов заявил, что считает, что данный риск также был застрахован в «РЕСО-Гарантия».
В итоге судом было принято решение иск удовлетворить и взыскать с «Силквей ралли» в пользу МВД по Республике Калмыкия сумму возмещения вреда в размере 2 млн. рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции в месячный срок.
В «КАМАЗ-Автоспорт», «Силквей ралли» и дирекции ралли от комментариев газете «БИЗНЕС Online» воздержались.
НАДО УЧИТЫВАТЬ ТОНКОСТИ НАШЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» узнали мнения экспертов по этой ситуации. Все эксперты отметили, что дело имеет много нюансов и предоставляет сложность для разрешения.
Фарид Хамадеев — директор филиала ООО «Росгосстрах» в Казани:
— Это сложный случай. Сложность связана и с причинением вреда здоровью, и с особенностями правового положения сотрудника полиции. Важный нюанс содержится в том, что по закону все сотрудники МВД застрахованы. По сути, получается, что человек по закону о полиции уже получил страховку. Поэтому здесь должен возникать спор между страховыми компаниями, а не между участниками этого процесса.
Если организатор ралли застраховал свою ответственность, то это ДТП, по моему мнению, подпадает под страховое событие. Более того, компания «РЕСО», как я понимаю, произвела выплату. А что еще «сверху» надо выплатить, это вопрос суд должен рассмотреть, навскидку не разобраться.
Если так смотреть, то и одна сторона права, и другая. Надо еще учитывать тонкости нашего законодательства. Так, если страховая компания произведет выплату, потом могут прийти налоговики и сказать, что это не было страховым событием, у них тоже есть свое мнение, так как выплата не должна быть безосновательной. Если же есть решение суда, то для страховой компании это является основанием для выплаты.
В принципе, как я понимаю, эту сумму в 2 миллиона рублей должно было выплатить не МВД, а страховая компания, в которой был застрахован сотрудник полиции. Не совсем понятно, почему именно МВД подало данный иск. Маловероятно, что министерство именно из своих финансов осуществило данную выплату.
ТЕНДЕР НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Рустэм Сабиров — президент союза страховщиков Татарстана, директор казанского филиала страховой группы МСК:
— Нужно смотреть документы и то, кому принадлежала машина. Если дирекции ралли «Шелковый путь», то, получается, дирекция нанесла убытки. Шансы в таком случае есть, что ущерб выплатит дирекция.
Вообще, у нас народ не привык нести ответственность за что-либо. Культивируется какое-то безответственное отношение ко всему в жизни — все ничье, портят чужое имущество. А вообще в этом случае, во-первых, дирекция должна была смотреть, кого нанимает на работу. Во-вторых, организовать контроль за этим водителем. В-третьих, застраховать свою ответственность. Страхование для этого и придумано.
Участник страхового рынка на условиях анонимности:
— Если сотрудник полиции получил травму во время исполнения служебных обязанностей, то должна была выплачивать компенсацию страховая компания, которая по проводимому на федеральном уровне тендеру застраховала жизнь сотрудника МВД. «У «РЕСО», по-видимому, был застрахован тот, «кто въехал», и они должны были выплатить «за здоровье потерпевшего и имущество». А за жизнь сотрудника МВД — должна была осуществить компания, где он был застрахован согласно специальному законодательству.
В данном случае в первую очередь должна была осуществить выплату та компания, где была застрахована жизнь полицейского. И только потом, если сочтет нужным, компания могла обратиться с регрессом к администрации организаторов ралли. Это может произойти при случаях, если дирекция «что-то нарушила». Если же у них, с точки зрения организации, ничего не нарушено, то это не имеет отношение к организаторам ралли. Даже если сотрудник ралли по своей вине совершил там ДТП. Если же были нарушении в организации ралли и полицейский пострадал именно из за них, то страховая компания, осуществившая выплату за полицейского, могла предъявить регрессное требование к организаторам ралли.
Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:
— Первое и главное мировое ралли — это «Дакар». Оно появилось после того, как перестало существовать ралли «Париж-Дакар», потому что дважды или даже больше террористы нападали на участников. И хотя Дакар — это африканский город, но сейчас «Дакар» проходит в Южной Америке. После него идут несколько ралли — китайское, африканское и российское — «Шелковый путь».
«Силквей ралли» — это одно из известнейших в мире ралли, оно находится в первой мировой пятерке, а на нашем континенте оно самое известное. Съезжаются участники со всего мира. Причем в «Шелковом пути» достаточно престижно и интересно участвовать. Это новый, но уже достаточно раскрученный бренд.
История «Шелкового пути» связана с тем, что после закрытия «Париж-Дакар» свои варианты начали предлагать разные континенты, претендуя на пальму первенства. В том числе наши хотели предложить в качестве эквивалента и развивали «Шелковый путь».
Оно первоначально шло по России, Казахстану и Китаю. Но затем стало проводиться только по территории России, но с огромным международным участием. Для многих гонщиков и команд из разных стран «Шелковый путь» — это как главная генеральная репетиция перед «Дакаром».
Что касается ДТП, различных аварий, то они всегда встречаются на ралли. В общем, автоспорт достаточно травматичен, тем более когда тяжелые автомобили, колонны передвигаются по дорогам общего пользования. Каждый раз, к сожалению, кто-то гибнет, какие-то люди получают травмы. На «Дакаре», насколько я помню, в этом году один человек погиб — разбился мотоциклист. Бывает и больше, и это практически каждый год. Случаются столкновения и с автомобилями сопровождения. Для смягчения последствий существуют разные варианты страховок, в том числе страховка, предполагающая использование автомобиля в экстремальных условиях.
Справка Некоммерческое партнерство «КАМАЗ-Автоспорт» Руководитель — Владимир Чагин. Некоммерческое партнерство поддержки автоспорта «Силквей ралли» Генеральный директор — Олег Кравченко. ООО «Дирекция ралли «Шелковый путь» Генеральный директор — Михаил Оношко, согласно данным системы СПАРК, он же является владельцем 100% доли в УК. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.