ОТКРЫТИЕ С ПОМПОЙ И ЗАКАЗЫ НА СОТНЮ САМОЛЕТОВ
Напомним, что осенью 2011 года в Карагандинской области Казахстана в торжественной обстановке с участием президента страны Нурсултана Назарбаева был открыт завод по производству сельскохозяйственных самолетов «Фермер». Казанское ООО «Фирма «МВЕН» стало и соучредителем предприятия. Тогда финансовый директор «МВЕН» Михаил Невельский рассказывал «БИЗНЕС Online», что решение о строительстве завода было принято год назад. Звучала цифра инвестиций в $11,5 млн. (с учетом курса тенге к доллару 2011 года) без учета вложений государства в инфраструктуру.
«Мы разработчики и поставщики технологий. Обучаем в Казани казахстанских специалистов. Кое-что вкладываем, конечно, почему и являемся соучредителями. Но основной финансовый вклад — казахстанская сторона, у которой разработан план индустриализации, по которому делается очень много, и в этот же план включили и авиазавод. Это частные инвестиции с поддержкой государства», — заявил он. Тогда же представители «МВЕН» говорили о том, что в 2012 году будет выпущено около десятка самолетов «Фермер-2», а с 2013 года завод должен выйти на проектную мощность первой очереди — 36 самолетов в год. Объемы, конечно, будут наращиваться, возможно, до 100 машин в год. Одним словом, настрой мвеновцев был достаточно оптимистичным. Среди других моделей самолетов, которые могут выпускаться, назывался и «Фермер-500», и, возможно, «Агромастер».
Но уже в апреле 2012 года появились первые признаки, что с проектом творится что-то неладное. В СМИ появилась информация, что власти Казахстана охладели к продвигаемому в этой стране казанской фирмой «МВЕН» проекту по строительству сельскохозяйственных самолетов. В качестве причины указывалась якобы чрезмерно высокая цена мвеновских самолетов, в качестве альтернативы предлагалось начать выпуск самолетов канадской Zenair. Тогда Невельский объяснил, что это все отголоски столкновений различных лобби, но заверял, что в 2012 году завод «Сункар» (переводится с казахского «сокол») соберет 10 - 12 «Фермеров-2».
«НАС НЕМНОЖЕЧКО «БРОСИЛИ», ПОЛУЧАЕТСЯ»
Неожиданная развязка в проекте с заводом по строительству «Фермеров-2» случилась в середине октября этого года на открытом совещании у Назарбаева. Это что-то вроде субботних (правда, теперь уже закрытых для СМИ) совещаний у Минниханова, где президент Казахстана в достаточно жесткой форме критикует чиновников самого различного уровня: от ответственного за вывоз с улиц мусора до руководителей фонда благосостояния, скупающих все интересные активы в стране.
«В Караганде, например, завод по производству самолетов «Фермер», который с большой гордостью в свое время Серик Ныгметович (премьер-министр Казахстана Серик Ахметов — ред.) показывал, выпустил всего один аэроплан. И то, говорят, не летает. Сел на одно крыло. Зачем такая показуха нужна, если мы не работаем?» — заявил тогда глава Казахстана. Данное выступление транслировалось по центральному телевидению. Следом казахское ТV посвятило эпизоду с «Фермером-2» отдельные сюжеты. В них виновными были представлены казанцы.
Так, заместитель директора по производству Андрей Глушень на телеканале «Астана» связал все с бездействием российских партнеров. «Производство простаивает вот уже два года из-за отсутствия сертификата на серийный выпуск машин, также у карагандинцев нет даже чертежей, по которым нужно строить самолет», — говорится в сюжете. «Мы отправили несколько чертежей («МВЕН» — ред.) конструкторам казахстанским. Заключение одно — по таким чертежам невозможно собрать самолет. Вот даже здесь видно, что детали должны быть одинаковыми, но они совершено разные. Такой самолет долго не пролетает, — заявляет в телекамеры Глушень. — Мы обращались к нашим российским партнерам, но так и не получили от них ответа. Нас немножечко «бросили», получается».
Далее в эфире появляется запись разговора с Ильей Ермоленко — заместителем генерального директора компании «МВЕН», который комментирует затянувшийся процесс сертификации самолета: «Это сложный вопрос. Просто «СуперДжет», например, 6 лет испытывают. А наш «Фермер» — два года. У нас есть договор, и мы будем выпускать самолеты».
Ануар Ахметжанов — заместитель акима Карагандинской области — в некотором смысле вошел в полемику с президентом, заявив, что не считает, что это была показуха. «Тогда все было реально. Трудно было предугадать, что так себя россияне поведут. Сейчас рассматриваем вопрос так, чтобы все-таки получить эти документы и сертификат. Если нет, тогда будут дорабатывать с другими конструкторами», — заверли чиновник.
В заключительной части сюжета говорится, чтобы завод не простаивал, здесь планируют выпускать беспилотные самолеты словенского производства для МЧС и полиции. Их уже ждут спасатели и полицейские. «Ну, а многострадальных «Фермеров» планируют запустить в 2015 году», — завершается сюжет.
Отметим, что свои выводы из вышеупомянутого выступления казахстанского президента сделали силовики. Спустя несколько дней после критики с казахского Олимпа, как передает Kazakhstan Today, было возбуждено уголовное дело по факту хищения денег, выделенных на строительство завода по выпуску сельскохозяйственных самолетов. Фигурантом его стали неназванные сотрудники ТОО «КазАвиаСпектр» (юридический собственник завода). Известно, что среди учредителей компании местный предприниматель, некоторое время живший в Казани Бахытжан Сейткулов, и некие партнеры. В «МВЕН» не раскрывают схему взаимотношений с ТОО «КазАвиаСпектр».
В СМИ сразу вспомнили об информации, распространенной пресс-службой акимата Карагандинской области, об объеме инвестиций: «Этот завод, построенный по программе форсированного индустриального развития, оценивается в 1,648 миллиарда тенге. Государство на данный проект выделило 750 миллионов тенге по программе «Дорожная карта — 2020», холдинг «КазАгро» выделил кредит в 846 миллионов тенге на льготных условиях». То есть по нынешнему курсу это около $10 миллионов.
«У НАС ОСТАНОВЛЕН ДОГОВОР В СВЯЗИ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ»
Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с Виктором Ермоленко — генеральным директором ООО «Фирма «МВЕН», который представил свою версию событий:
«У нас с ними (казахстанской стороной — ред.) в 2011 году в связи с отсутствием финансирования был приостановлен договор. Сейчас идут внутренние разборки в Казахстане. То, что они там оправдываются перед президентом, — это их дело.
Видимо, у них произошло нецелевое использование денег, куда-то деньги пропали. И они сейчас как могут оправдываются. То, что там идет уголовное дело, правильно, потому что деньги, которые должны были идти на самолеты, они использовали куда-то. Пусть они и разбираются. Если бы мы были виноваты в чем-то, то они бы давно уже на нас подали в суд. У них нет никаких оснований, потому что они не финансируют.
В нашей части в Казахстане все полностью приостановлено. Они где-то получили какие-то матрицы и что-то там пытаются делать с привлечением Америки, Словении. Но к нам это отношения не имеет. Что касается «Фермера-2», то в Казахстане мы сертификацией его не занимались, так как ведем работу по сертификации этого самолета с международным авиационным регистром в Москве. Данный сертификат будет действовать и на Казахстан и, в общем, на все страны СНГ.
Виктор Ермоленко: «Мы казахстанской стороне не передавали никаких чертежей. Они врут там просто и отбиваются перед президентом. А не переданы документы — опять-таки по причине отсутствия финансирования» |
Мы казахстанской стороне не передавали никаких чертежей, никакой оснастки — ничего у них нет. Они врут там просто и отбиваются перед президентом. А не переданы документы — опять-таки по причине отсутствия финансирования.
Персонал завода действительно учился в Казани, но они учились клеить. Никто там собирать самолет не умеет. У них нет необходимого образования: ни у руководителей завода, ни у сотрудников. Почему-то некоторые предполагают, что самолет может сделать любая кухарка, но для этого необходимо учиться несколько лет. Сборке самолетов там никто не обучен. Они только получили элементарные навыки по выклейке композитных деталей. Самолет, конечно, весь композитный, но силовые элементы делать они не умеют. В принципе, они могут делать «декоративные» элементы. Но сейчас на казахстанском заводе и этих ребят уже нет. Из-за отсутствия финансирования там остались всего несколько человек.
В России идет процедура сертификации самолета «Фермер-500». Процедура сертификации типа — это длительная процедура, связанная с проведением наземных и летных испытаний, испытаний деталей. В данном вопросе сложно загадывать, но мы планируем, что до конца 2014 года будет получен сертификат. В Казани мы выпустили 10 сельхозсамолетов «Фермер-2». Нас в республике, конечно, поддерживают и внимательно относятся. Сейчас идет работа по использованию на наших самолетах дизельных двигателей. В этом президент РТ также оказывает поддержку.
Самолет «Фермер-500» |
«ЭНТУЗИАЗМ ЗАКОНЧИЛСЯ, ПОТОМУ ЧТО ОСВАИВАТЬ БОЛЬШЕ НЕЧЕГО»
Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали ситуацию с проектом, его перспективы.
Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар»:
— Причина неудачи проекта может быть банальная — начали за здравие, закончили за упокой. Та болезнь, которая у нас процветает вовсю в России, — так называемое освоение бюджетных средств, и понятно, в чью сторону, в основном, все идет. Казахстан, к сожалению, эта болезнь тоже не обошла стороной. Я бываю там как минимум раз в год и вижу, что они не далеко от нас ушли в этом вопросе. Начали все здорово, собрали первую машину, отрапортовали, а деньги-то потом кончились. Думаю, не все из них ушли по назначению. На этом энтузиазм закончился, потому что осваивать больше нечего, а надо реально работать по продвижению продукта, по выпуску и так далее, по созданию всей инфраструктуры. А этим надо заниматься денно и нощно.
Далее в этом проекте все зависит от того, как себя проявит в этом вопросе глава страны. У нас ведь тоже вот с коррупцией каждый день борются, только результатов пока не видно.
Могу назвать успешные проекты украинских авиаразработчиков за рубежом, а вот наших — затрудняюсь. Если взять военную технику, то в Бельгии совместно собирают наши, передали модель китайцам, и они сейчас успешно работают, мы им дальше не нужны. А в области гражданского авиастроения нам нечего показывать. А вот, например, Иран выпускает по украинским технологиям грузопассажирский самолет АН-140.
Перспективы у этого проекта «МВЕН», конечно, есть. Самолет предназначен для сельского хозяйства, он неприхотлив, приспособлен к эксплуатации в тяжелых условиях. Если представить, что со стороны Ирана пойдет саранча, как с ней бороться? Техники нет, а с саранчой иначе, как с авиацией, не поборешься. Наверное, все ждут, пока гром грянет. У нас нечем ни опылять, ни задерживать саранчу. Для всего этого нужна госпрограмма, государственная поддержка. На сегодня я знаю, что обещано было много, я сам при этом присутствовал. У нас сертификация стоит безумных денег. И опять же пресловутое освоение. Непонятно, почему нужны такие огромные средства для того, чтобы сертифицировать технику. Там нет таких затрат. Насколько я знаю, проект «МВЕН» продолжает жить своей жизнью. Насколько хватит их энтузиазма и денег, мне сложно сказать.
Олег Пантелеев — главный редактор портала «АвиаПорт.Ru»:
— Я не располагаю информацией, какая там сейчас реально ситуация, в чем проблема. Но с другой стороны, есть довольно очевидные факты: пока из не слишком большого и не слишком маленького количества проектов по сборке на территории Казахстана летательных аппаратов далеко не во всем есть хоть какой-нибудь прогресс. Не говоря уже о достижении заявленных показателей с точки зрения выпуска техники и объемов продаж. Фактически надо понимать, что потенциал рынка сельхозсамолетов на бумаге благодаря усилиям некоторых маркетологов очень большой, но по факту продажи новых, довольно дорогостоящих машин, объективно будет ограничено.
Кроме того, проект в значительной степени политизированный и имел целью показать, что в Казахстане возможно производство высокотехнологичной продукции. Своих разработок у них не было, привлекли сторонние компании. Ранее в Казахстане планировалась реализация и других проектов. Например, должен был собираться самолет ЯК-58, но проект так и не был реализован. О больших успехах в части выпуска продукции пока не слышно.
Конкуренты у проекта «Фермер-2», конечно, есть. Если брать летно-технические характеристики самолета, это одна составляющая проекта. С новыми самолетами «Фермер» конкурировать сможет, потому что в его модель заложен ряд современных характеристик. Но вопрос в другом: конкурировать по факту на российском рынке приходится далеко не с теми же специализированными сельхозсамолетами такого же класса, а далеко не всегда легальными АН и не всегда легальными сверхлегкими самолетами, которые принадлежат частным лицам.
Вообще исторически такие проекты были. У большинства из них продажи исчисляются единицами, и в лучших случаях — десяток-полтора в год. Проблема заключается в том, что сертификация на соответствие достаточно дорогая.
Роман Гринченко — аналитик «Инвесткафе»:
— Проблемой для выпуска Фермера, является конкурент — канадская компания Zenair, самолеты которой собираются в Алмате и стоимость которых ниже, чем у российского аналога. Но данная ситуация не является трагичной для МВЕН, так как есть перспективы работы с другими зарубежными фирмами, например RUAG Aerospace и RED Aircraft.
Магомед Закаржаев — генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:
— Назвать успешные проекты российских авиаразработчиков за рубежом не могу. Я таких проектов не знаю. В России лет на 30 отстали технологи. Кому нужны позавчерашние разработки? Пока они сконструируют, это уже станет вчерашним днем. Если бы российские проекты были кому-нибудь нужны, они бы летали где-нибудь.
«МВЕН» — одна из самых продвинутых фирм в этом отношении, но у нее очень большие сложности с сертификацией. Получить сертификат очень дорого, и не по карману таким фирмам, как «МВЕН». Они бьются как рыба об лед, чтобы пройти сертификацию. После перестройки был спад сельхозработ в стране, но сейчас постепенно идет подъем, и есть шанс, что самолет «Фермер» найдет свою нишу на этом рынке.
Конкуренции с международными игроками нет. В России могут выпускать самолет гораздо дешевле, чем за рубежом. Но пока не запустишь производство на поток, пока не будет реального спроса, это будут, по сути, единичные экземпляры. А нужно делать линию, нужно конкурировать по качеству и цене. Почти все упирается в деньги. Нужна серьезная помощь, федеральная государственная программа поддержки, чтобы возрождать промышленность. Надежды на «Суперджет», к сожалению, себя не оправдали.
Справка ООО «Фирма «МВЕН» образовано в 1990 году. Предприятие ведет работу по трем направлениям: 1. Разработка и производство быстродействующих парашютных систем спасения. 2. Разработка и производство легких летательных аппаратов из полимерно-композитных материалов (ПКМ): специализированный сельскохозяйственный самолет «МВЕН-2 Фермер», цельнокомпозитный четырехместный самолет повышенной комфортности, восьмиместный самолет короткого взлета и посадки многоцелевого назначения. 3. Разработка и производство изделий общего назначения из ПКМ: автокузовы, водяные горки и бассейны, детали для авиационной техники, емкости для химических жидкостей и воды и др. В 2007 году компания «МВЕН» при содействии ИТЦ-КНИАТ и федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере сертифицировала систему менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. «МВЕН» имеет лицензии, выданные Российским авиационно-космическим агентством (от 4 июля 2003 года), на разработку и производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения: легких самолетов, парашютных спасательных систем для легких ЛА, систем для посадки ДПЛА, спортивных парашютов. «МВЕН» — первое и единственное в РФ и СНГ предприятие по производству быстродействующих парашютных систем спасения (БПС), предназначенных для спасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем и пассажирами. На фирме разработано 10 типов систем спасения. Фирма располагает производственными площадями 9 тыс. кв. метров. Численность сотрудников — 90 человек. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.