Рыночная экономика замечательна своей имплицитной виртуальностью. События там происходят не только и даже не столько потому, что где-то какой-то завод по выпуску чего-то построили и потому цены на что-то поднялись, а на что-то упали, или где-то кто-то почему-то забастовал, и цены поползли вверх или наоборот, а прежде всего потому, что какое-то значительное лицо сказало нечто, от чего валютные курсы и акции   компаний начали прыгать как сумасшедшие. Достаточно даже слуха, чтобы кого-то обанкротить, а кого-то, само собой, обогатить.

Вот, например, 25 марта евро, до того успешно теснивший доллар, внезапно дал задний ход и стал падать. Что случилось? А ничего. Это всего лишь президент США Барак Обама заявил, что "американская валюта укрепилась". Всего лишь заявил! "Доллар сейчас такой сильный, потому что инвесторы считают США самой сильной экономикой в мире, а американскую политическую систему — самой стабильной в мире", — сказал Обама на пресс-конференции. Ничего не произошло, американская экономика какая была, такой и осталась, и даже о планах никаких не было заявлено, — а евро уже упал!

Упал он по отношению к доллару и 3 апреля после заявления главы Европейского Центробанка Жана-Клода Трише. И что же сказал сей чиновник?   Всего лишь объявил, что на следующем заседании будет рассмотрена "возможность применения нестандартных мер денежно-кредитной политики"! Нет ещё не только "нестандартных мер", но и решения относительно применения этих самых мер, и неизвестно, будет ли оно, — а евро уже валится!

Или вот больной раком глава Apple Стив Джобс уходит в шестимесячный отпуск. Все понимают, что на самом деле, возможно, вечный. И акции сразу упали на 7%! А ведь Джобс давно серьёзно болен, и до этого заявления он уже долгое время мало участвовал в деятельности компании, и все это знали, но как только всем известное было сказано вслух, — пиши пропало.

У нас — то же самое, только, как всегда, ещё круче. Вот Владимир Путин 24 июля прошлого года говорит правду о деятельности компании "Мечел" — и на другой же день её капитализация начинает стремительно падать, уменьшившись в конце концов в 2 раза!

Поэтому современная, по сути виртуальная, акционерно-деривативная экономика, — это экономика сплошного pr, то есть спецопераций, направленных на формирование общественного сознания. Дело дошло до того, что руководство крупнейших компаний в последние годы занималось уже не организацией производства и сбыта, а слияниями и поглощениями, цель которых была повысить капитализацию компаний, зависимость которой от их реальной деятельности неуклонно ослабевала! Долго ли экономика способна существовать в таком виде — это вопрос отдельный, и не для моей колонки.

Само собой, те, кто знает, о чём скажет завтра Жан-Клод Трише или Барак Обама, заранее принимают меры, и на другой же день увеличивают свои капиталы в разы.

Именно поэтому современная экономика — это ещё и экономика сплошного вранья. Скажешь правду — и кому-то так достанется, что полетят клочки по закоулочкам. Ложь громоздится на ложь и ложью погоняет; прикрывая одно, обрушивают другое, и в результате доверие к экономике и её командирам неуклонно падает — что является естественным, стихийным чёрным pr, подкапывающимся под экономику с неуклонностью крота.

Ещё совсем недавно российское руководство уверяло, что России кризис не коснётся.   Например, в октябре премьер Путин заявил, что в России кризиса ликвидности не будет. 4 декабря — что не будет девальвации рубля. Было ли это правильным?

Это было бы правильным в том случае, если бы такое заявление действительно остановило бы девальвацию рубля (при условии, что это было необходимо) или не допустило бы кризиса ликвидности. Но оно допустило и не остановило. Вышло… как бы это помягче сказать… как у Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда!" Это уж не pr, а заклинание. Однако неудачное. Впрочем, любое pr-высказывание по сути и есть заклинание. Бывает, что и удачное…

Татарстанский министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин тоже утверждает, что цены на жильё падать не будут. Это говорится в момент, когда цены на жильё по всей России упали на 30­–60% в валютном исчислении, — то есть они валятся уже и в рублях, — объём сделок сократился на 40–70% только за февраль-март, а ипотечное кредитование и вовсе остановилось. Степан Демура напомнил как-то, что в пик Великой депрессии цена на жильё упала на 80%, а нынешний кризис считается более серьёзным. Если слова министра оправдаются, и цены на жильё в Казани перестанут падать или даже поползут вверх, — это будет хорошей, эффективной pr-акцией. А если цены министра не послушаются — получится то, что и обычно: неудачное заклинание. "Никогда ничему не верьте, пока это не получило официального опровержения", — говорил Бисмарк. Уж он-то умел делать политику. Это было давно, а что уж говорить о нынешней виртуальной политико-экономической реальности!

При этом на остановившемся КАМАЗе выплачивают многомиллионные бонусы руководству за отличную работу и в ус не дуют. А ведь это такой чёрный pr, который впоследствии может выйти боком! Когда в США в аналогичной ситуации руководители обанкротившейся AIG получили многомиллионные бонусы — тоже за отличную работу, естественно, —   возмущение общественности было таким, что руководство компании в панике рекомендовало сотрудникам не ходить вечерами по одному, парковать автомобили в хорошо освещенных местах, не носить на одежде логотип компании и вообще постараться не привлекать внимания, а Конгресс США в рекордные сроки — через несколько дней после выплат — принял закон о 90%-ом налоге на бонусы сотрудникам компаний, получающих финансовую поддержку от государства. При этом президент Обама добавил, что оставшиеся 10% вовсе не предназначаются "отлично работавшим" менеджерам, а предназначены для налога, который должны ввести местные власти для подобных "героев рынка"!

Боятся там чёрного PR, боятся…

13.04.09

Владимир Марченко

 

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.

Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.

Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.

В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.