Обороты российской розничной торговли за 11 месяцев текущего года выросли лишь на 3,9%, в то время как в 2012 году рост составил 6,3%. Реальные располагаемые денежные доходы населения за те же 11 месяцев выросли на 3,6%, а задолженность физлиц перед банками достигла почти 30% доходов населения – 9,6 трлн. рублей. Об этом сообщают «Ведомости».

Первыми перераспределение трат потребителей почувствовали на себе компании, продающие товары не первой необходимости. «Можно говорить о более осторожном отношении к покупкам, но глобально этот тренд прослеживается уже не первый год», – говорит Антон Пантелеев из «М.видео». Вице-президент одежного ритейлера Sela Эдуард Остроброд рассказывает, что выручка снижается с начала ноября, основные факторы – это ожидание кризиса, повышение цен на продукты и топливо.

Выручку удается поддерживать с помощью рекламы и снижения ценника, говорят ритейлеры одежды. «В этом случае мы теряем часть маржи, но это лучше, чем остаться с большим количеством товара на складе», – объясняет Остроброд.

Продуктовые ритейлеры еще не зафиксировали резких изменений в потреблении, но признают, что таких темпов роста, как раньше, сейчас нет.

X5 Retail Group не ждет снижения покупательской активности в 2014 году.

«Возможно, изменения в покупательском спросе ощутят непродуктовые ритейлеры, но на еде люди экономят в последнюю очередь. Поэтому существенного снижения продаж мы не ожидаем, а наоборот – хоть умеренного, но роста», – уточнил представитель X5 Владимир Русанов.

В 2014 году конкуренция между ритейлерами за покупателей обострится, предсказывают эксперты.

«Когда прирост бюджетов потребителей идет медленнее, чем прирост торговых площадей, фактор конкуренции становится весомее, – рассуждает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. – В последние несколько лет мы видим, насколько большое значение стал приобретать фактор не только цены, но и ассортимента магазина, удобства, его общего восприятия покупателями. В 2014 году эти факторы останутся в силе, и, может быть, цена будет иметь чуть большее значение, учитывая замедление прироста доходов потребителей».