Александр Лебедев

ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНИЙ РУЛЕВОЙ

Первым выступающим на вчерашнем судебном заседании по резонансному делу «Булгарии» стал Александр Лебедев, который на судне проходил практику в качестве рулевого, хотя к трибуне должен был выйти свидетель Андрей Крамаренко. Напомним, капитан первого ранга, будучи сотрудником ФГУ «40 ГНИИ МО России», осматривал «Булгарию» после ее подъема из воды. Однако он сможет приехать только сегодня.

Тем временем Лебедев рассказал, что на работу его, 16-летнего парня, устроила мама, работавшая поваром для команды. Здесь же работал боцманом его отец, а сестра — официанткой. По словам Лебедева, которого начала допрашивать сторона защиты, 10 июля свою вахту, когда дизельэлектроход отправился из Болгара в Казань, он передал старпому Рамилю Хаметову.

По словам рулевого, бывший в это время вахтенным начальником второй штурман «Булгарии» Владимир Назаров дал указание проводникам и матросам предупредить пассажиров о необходимости задраить иллюминаторы.

Обстоятельства же самого крушения судна Лебедев-младший описывал так:

— Я проснулся от топота. А жил как раз под баром. Я думал в баре чего-нибудь там... Вышел покурить... В итоге меня выкинуло в другую каюту.

Отвечая на вопросы адвоката, слышал ли свидетель какие-либо сигналы тревог, он ответил отрицательно, объяснив это тем, что он спал.

Ирек Тимергазеев

ТИМЕРГАЗЕЕВ БЫЛ НА СУДНЕ. И НЕ РАЗ

Отвечая на вопросы адвоката, Лебедев показал, что видел на судне начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирека Тимергазеева. Как и в ранее данных показаниях, рулевой еще раз подтвердил, что Тимергазеев на «Булгарии» был. По словам Лебедева, начальник линейного отдела общался с сожителем Инякиной Андреем Сидоровым и даже успел нахамить матери молодого матроса.

Чуть позже, отвечая на вопросы адвоката Инги Новиковой, рулевой рассказал, что видел Тимергазеева еще раз, когда он проплывал мимо «Булгарии» на катере, и еще раз — в порту. В этот момент Лебедев помогал разгружать продукты.

Неожиданно Новикова разговорила Лебедева до того, что он вспомнил, как видел Тиммергазеева еще и в рулевой рубке «Булгарии».

— Он поднялся в рубку с сожителем Инякиной Андреем. Еще с ними было двое девушек. Они прошли на тентовую палубу, — вспоминал Лебедев, а еще через пару минут припомнил, что в этот день видел Тимергазеева с компанией еще и в баре корабля.

ПОТЕРПЕВШИХ ЖДУТ НА ПРЕНИЯХ

Лебедев рассказал, что, по словам матери, никто из экипажа «Булгарии» не хотел выходить в рейс, а отправились они туда только по требованию Инякиной:

— Мама говорила, что никто не хочет выходить в рейс и нам пообещали, что сходите, мол, в Болгар и это ваш последний рейс будет, встанете на ремонт, — рассказал он.

Естественно, что поворот разговора в сторону его подзащитной тут же вызвал вопросы у адвоката Константина Габелева.

— Вы сейчас сказали: выходите в рейс. Это она вам лично сказала? — поинтересовался Габелев.

— Нет, мне так передали, кто-то из команды, — ответил рулевой.

После того как Лебедев дал показания, он получил разрешение судьи удалиться.

— Процесс у нас движется к завершению, не за горами у нас прения. Следите, пожалуйста, за прессой, и мы постараемся до всех потерпевших донести дату открытия прений. Если у вас будет такое желание, приезжайте. Выступайте или просто слушайте, это ваше право, — напомнил ему судья Сергей Якунин.

Bulgaria-2.jpg
Гульнара Назарова

КАПИТАН ДАЛ УКАЗАНИЕ РУЛЕВОМУ ПОКИНУТЬ РУБКУ

После Лебедева место за трибуной занял Александр Шкалов, бывший на «Булгарии» рулевым-мотористом. Отвечая на вопросы адвоката Роберта Халиуллина, он рассказал, что во время крушения командир фактически удалил его из рулевой рубки, дав команду: «Всех на левый борт!» — и приняв управление судном на себя.

Шкалов, по его словам, успел добежать до главной палубы.

— Судно накренилось, тонуло. Как я понял, капитан попытался вывернуть судно по ветру. Если бы ему удалось вывернуть судно, то ничего бы не было. Маневр поворота налево мы уже начали, — заявил рулевой.

Кстати, Шкалов также подтвердил, что Тимергазеев находился на «Булгарии». Рулевой-моторист увидел его в рулевой рубке, где тот здоровался с капитаном.

КОМАНДУ «БУЛГАРИИ» СРАВНИЛИ С ЗАЙЦАМИ И ПИРАТАМИ

Что интересно, тот же Тимергазеев, по сути, выразил недоверие словам Шкалова о том, что именно капитан отпустил его из рубки.

— Капитан не мог такого скомандовать. Я думаю, что капитан в этот момент стал вручную перекладывать штурвальное колесо направо. И если бы Александр Викторович не ушел из рубки, то они бы вдвоем успели бы повернуть судно, пока еще двигатель работал, — заявил он.

Тогда, по словам Тимергазеева, судно смогло бы выйти кормой на ветер и выравняться, края открытых иллюминаторов вышли бы из воды. А значит, и затопления судна могло не быть.

Упрекнув старпома Хаметова в том, что тот не возглавил спасательную операцию, что должен был сделать по своей должности, Тимергазеев даже сравнил команду корабля с «зайцами, убежавшими с корабля».

— Это не команда, это шайка пиратов! — заявил он.

— А почему вы допустили? Это не надзор! — тут же откликнулись на эти слова потерпевшие.

Следующее судебное заседание по поводу гибели «Булгарии» состоится в четверг, 30 января.