«- Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль»

(Василий Теркин)

О ГЕРОЯХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

На днях президент России Владимир Путин подписал указ № 295 об учреждении звания Героя Труда: «В целях повышения общественной значимости и престижа самоотверженного и добросовестного труда постановляю - установить звание Героя Труда Российской Федерации для присвоения гражданам Российской Федерации за особые трудовые заслуги перед государством и народом, связанные с достижением выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение благополучия и процветания России».

Сразу же бросаются в глаза досадные ошибки, рождающие недоуменные вопросы.

Во-первых, не Путин установил это звание, это один из брендов социалистической эпохи, когда производительный общественно полезный труд входил в число основных ценностей. Этот бренд нельзя возродить одним указом – придется поменять систему ценностей. Надо понимать, что в нынешней России базис с надстройкой поменялись местами, и «креативный класс» со своим пиар-продуктом вытеснил производителя на обочину экономики. Оглянитесь вокруг – много ли найдется тех, кто производит что-то общественно полезное? Для настоящего возрождения надо бы восстановить в обществе трудовую мотивацию, которая потеряна, как минимум, 30 лет назад, т.е. потеря измеряется целым поколением.

Если признаваемые обществом ценности разрушены, а трудовая мотивация валяется под ногами, то нет и критериев, по которым можно отличить героя времени от анти-героя. В указе туманно сказано – за «выдающиеся результаты в государственной, общественной и хозяйственной деятельности». А кто у нас добивается выдающихся результатов в этих сферах? Ясно кто – в первую очередь чиновники, депутаты и олигархи. Но разве они еще не наградили себя сверх всякой меры?

В СССР звание «Герой Труда», учрежденное в 1927 году, присваивалось гражданам за особые заслуги в области производства, научной деятельности, государственной или общественной службы и проработавшим по найму не менее 35 лет.

В 1938 году было введено звание Героя Социалистического Труда. Оно присваивалось «лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР».

Критерии оценки трудовых заслуг вполне понятны – по ним нынешние «герои» близко бы не стояли. Зато кандидатами в герои капиталистического труда народная интернет-молва уже записала Чубайса и Березовского (посмертно). Намек прозрачен – молчаливое большинство не так благодушно и апатично, как это иногда кажется сверху - люди еще способны различать героев и врагов народа.

В стране, граждане которой предали самих себя и бросили народное хозяйство на разграбление героям приватизации, настоящие герои труда появятся не скоро, только после восстановления разрухи. А пока для основной массы активного населения труд является просто средством выживания в крайне неблагоприятной и враждебной экономической среде. Это трудовые партизаны в своей собственной стране, оккупированной финансовыми интервентами, своими и зарубежными. При этом многие, конечно, заслуживают медалей «За оборону от эффективных менеджеров», «За отвагу в борьбе с коррупцией» и т.д. - но кто ж оценит эти подвиги?!

«ПОТЕШНЫЙ» НАРОДНЫЙ ФРОНТ

Материальные активы, доставшиеся от советской эпохи, успешно приватизированы. Правда, с резким понижением курса и КПД. Но не дают покоя нематериальные ценности, с помощью которых начальству хочется прикрыть сегодняшнюю социальную пустыню, образовавшуюся на просторах страны. В своих попытках приватизировать советские бренды (гимн, Сталинград, звание Героя Труда и т.п.) власть напоминает молодую профурсетку, которой и хочется, и колется, и дядя не велит.

Говорят, экспромты хороши, если они подготовлены заранее. Предложение восстановить звание «Герой Труда» прозвучало от ветеранов еще в прошлом предвыборном для Путина году. Согласно опросу ВЦИОМ эту инициативу поддержало две трети россиян (67%). Под давлением общественного мнения пришлось признать, что надо повышать престиж профессионального труда у станка. Характерная фраза вырвалась при этом у Дмитрия Медведева – «Это вроде бы банальность и попахивает Советским Союзом, но это правильно», - сказал премьер.

Заготовленный экспромт, наконец, был озвучен на состоявшейся в конце марта первой конференции общероссийского народного фронта. В ответ на очередное обращение ветерана президент отреагировал с показной оперативностью: «Я с вами согласен. И не только согласен. Думаю, что ваши предложения будут реализованы сегодня до конца дня».

Конференция народного фронта была посвящена теме социальной справедливости. Что же помешало Путину оперативно подписать другие, более насущные указы на эту тему? Например, по контролю за «золотыми парашютами» топ-менеджеров - «фронтовики» указали президенту на типичный случай: за два дня до конференции вышел в отставку глава госкомпании «Ростелеком» с выходным пособием более 200 млн. рублей. Это, конечно, мелочь по сравнению с «парашютистами» из окружения олигархов – в конце прошлого года бывший гендиректор «Норникеля» получил на выходе 100 млн. долларов!

Как обычно, «политкорректно» было проигнорировано выступление известного педиатра-хирурга Леонида Рошаля, он «фронтовик» еще первого, предвыборного призыва. По сути это был обстоятельный доклад о том, как идет планомерный процесс развала системы здравоохранения и что нужно неотложно сделать для ее спасения. Вполне тянет на указ…, но пока только народная медаль «За оборону от Голиковой и Ко».

Известно, что юный Петр Романов, прежде чем стать Петром Великим, тренировал будущие баталии с помощью «потешных» (игрушечных) полков. Затевая игры с «потешным» народным фронтом, президент рискует потерять единственную точку опоры, которая помогла ему переизбраться год назад. Но одну конфету, даже самую вкусную, нельзя скушать два раза. Во второй раз получается только жевание фантика.

В ответ на настойчивые вопросы «фронтовиков» Путин пообещал, что в июне состоится учредительный съезд народного фронта, как общественного движения. Из участников конференции только небольшая часть, прорвавшаяся через региональные и другие административные барьеры, представляет настоящий народный фронт. Остальные – «тыловые интенданты» и «штабные». Не получилось бы так, что на учредительном съезде будут преобладать те же «партийцы» из посыпавшейся Думы и прочие «друзья народа»

На пороге грозящего развала народ упорно ищет точку опоры во власти, но власть пока не торопится опереться на народ. Где найдет Путин ту социальную силу, на которую можно опереться во время кризиса, финансовой войны и раскола «элит»?

Фронт – понятие серьезное, оно требует различать соратников и врагов. А кипрские банки уже «расчехлили».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции