КАК В ЕГИПТЕ ПОЯВИЛСЯ ХУРГАДИНСК
За месяц до Нового года Каир постепенно заполняет соответствующая атрибутика. Конечно, никаких рождественских деревьев на площадях — праздник-то неофициальный, да еще и в преимущественно мусульманской стране. Но в любом супермаркете можно найти искусственные елки, игрушки, гирлянды и прочую мишуру. По-новогоднему (или, правильнее сказать, по-рождественски) оформлены витрины почти всех магазинов и кафе, несмотря на то что владельцы бизнеса и посетители — в основном приверженцы ислама (90% населения Египта). Здесь жители страны пирамид проявляют больше толерантности, чем их собратья в Европе, где были случаи протестов против установки елок на площадях. Об отношении к Новому году, Рождеству и атрибутике этих праздников я подробнее писала в своем блоге год назад.
В этот раз мне хотелось бы рассказать о том, как отмечает Новый год русскоязычная диаспора. Она довольно многочисленна — примерно 30 тыс. человек (в основном в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе). Конечно, это неофициальные данные, такую оценку дают некоторые резидентские сообщества. На учет в консульство РФ встает далеко не каждый, а только тот, кому что-то нужно от российской стороны — справку, документ, помощь и так далее. Очень многие находятся в Египте незаконно, чему способствуют два фактора: отсутствие необходимости оформлять визу на въезде (точнее, это процесс формальный), а также низкий уровень контроля египетской стороны за нелегалами. По этой причине выяснить точное число россиян в стране пирамид не представляется возможным.
Большая часть резидентов — это русские жены египтян. Смешанные семьи можно встретить в любом уголке Египта, не только в курортной зоне, но и в Каире, Александрии, Мансуре, Исмаилии, Порт-Саиде и других городах и городках. Если муж нашей соотечественницы — христианин-копт, то семья широко отмечает Рождество, а заодно и Новый год, если мусульманин, то все зависит от степени религиозности супруга и образа жизни, который ведет пара. Многие мусульмане, как я уже писала, не против «умеренного» празднования Нового года, то есть елку дома не наряжают, хороводов не водят, но могут выбраться с супругой, например, в ресторан с соответствующей праздничной программой.
В Хургаде и Шарме много дауншифтеров, убежавших от русской зимы поближе к морю и солнцу, — это фрилансеры, работающие по удаленке, серферы, дайверы, пенсионеры, да и просто бездельники, которые живут в Египте на доходы от сдачи жилья в России. Они отмечают Новый год кто во что горазд — благо в курортной зоне для этого есть все возможности. Кафе, рестораны, клубы, отели проводят так называемые русские новогодние вечера — всю ночь крутят отечественные хиты, публику развлекают аниматоры в костюмах Деда Мороза, показывают даже новогоднюю речь президента РФ по спутниковому ТV. Все как полагается. Есть и развлечения для маленьких резидентов — специальные детские елки, костюмированные представления. На курорте, особенно в Хургаде, вообще намного проще со всем русским, не зря же этот городок на берегу Красного моря шутя называют «Хургадинск».
ГРЕЧКА, РЖАНОЙ ХЛЕБ И ШАМПАНСКОЕ — ГЛАВНЫЙ ДЕФИЦИТ В ЕГИПТЕ
Другое дело — Каир. Конечно, никаких русских вечеров в столице не проводится. Диаспора и здесь довольно многочисленна, но в 20-миллионном мегаполисе с его огромными расстояниями она сильна рассредоточена, нет такой концентрации, как в Хургаде, а значит, нет и соответствующих услуг. Самый популярный вариант отметить Новый год в Каире — это пойти в ресторан с праздничной программой, которая, скорее всего, будет включать живую музыку, танец живота, что-нибудь ориентальное, типа египетского танца юбок «танура» — вот, пожалуй, и все, на что стоит рассчитывать. Никакого Деда Мороза со Снегурочкой ждать не приходится, все очень нейтрально. Единственная отдушина русских каирчанок — ежегодная новогодняя елка для детей в посольстве РФ.
«Поймать» праздничную атмосферу в Каире можно двумя способами — сходить в большой торговый центр либо воссоздать ее дома. В моллах, украшенных гирляндами и елками, стоит тот особый беззаботный дух распродаж, который радует не только посетителей, но и в первую очередь самих предпринимателей. Праздники — это хорошо для бизнеса. Стоит только выйти из торгового центра на улицу — все, Новый год закончился: та же вялая африканская зелень, пыль, люди в футболках и сланцах.
Что остается делать нам, эмигрантам? Наряжать елку дома, щедро увешивать все свободное пространство гирляндами и фонариками. Скачивать из интернета советские новогодние фильмы, да и Первый канал с его «огоньками» по спутнику никто не отменял. Да-да, опостылевшие персонажи отечественной эстрады издалека более милы сердцу, нежели на родине. Ну и, естественно, апофеоз праздника — стол! Тазики с оливье и крабовым салатом, припасенная со времен последнего «наезда» родственников красная икра из России, купленное в дьюти-фри много месяцев назад шампанское (в Египте его не делают, местных брендов нет).
К слову о продуктах. В основном в Египте получается питаться так же, как в России, и даже еще лучше — за счет того, что в доступе свежие фрукты и овощи имеются круглый год. Правда, кое с чем напряженка. Больше всего русскоязычные резиденты Египта страдают от отсутствия гречневой крупы, ржаного хлеба, творога, ну и (субъективно) колбасы. Сельдь имеется только в копченом виде, причем весьма популярна среди местного населения (попробуйте, кстати, традиционный салат под шубой с копченой рыбой — очень вкусно). Благодаря нехватке привычных продуктов в Египте процветает бизнес по доставке товаров из России, организованный предприимчивыми русскоязычными эмигрантами для таких же эмигрантов. Резиденты заказывают гречку, закваску для кефира, сухой квас, красную икру, детское питание и молочные смеси. Новогодние сладкие наборы для своих чад, кстати, тоже.
Находчивые умелицы-славянки в Египте не сидят сложа руки и, даже если не выходят на работу в местные компании, зарабатывают внутри диаспоры. В Каире существует доставка блюд русской кухни — пельменей, всяческих солений, ржаного хлеба. Помимо этого, еще множество сервисов ориентированы на круг эмигрантов — соотечественницы оказывают друг другу услуги парикмахера, массажиста, визажиста, фотографа, а также шьют одежду, постельное белье, вяжут на продажу. Можно сказать, эмигрантки зарабатывают друг на друге. Как правило, услуги рекламируются в социальных сетях, где клиентки легко находят искомое.
Однако, признаться честно, даже с русскими пельменями, селедкой, оливье и елкой Новый год в Египте — это не Новый год. Без снега, раскрасневшихся пьяненьких лиц, радостной лихорадки, охватившей всех и вся, этот праздник неполноценен. Новый год — он только в России такой... С наступающим, дорогие соотечественники!
z=z=z
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.