В Марокко под патронажем  Мухаммад VI ежегодно проходят Хасанийские чтения – крупнейшее богословского событие мусульманского мира
В Марокко под патронажем Мухаммада VI ежегодно проходят Хасанийские чтения – крупнейшее богословское событие мусульманского мира

СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Несколько лет назад мне довелось принять участие в крупнейшем богословском событии мусульманского мира — Хасанийских чтениях. Они проходят ежегодно в Марокко под патронажем короля Мухаммада VI. На эти чтения приезжают ведущие мусульманские ученые планеты, ректоры исламских вузов, крупнейшие религиозные деятели ислама. Чтения состоят из цикла публичных лекций, которые проходят в месяц рамадан. Мероприятие активно освещается в СМИ, транслируется по телевидению. Интересно отметить, каким образом организуется посадка на этих лекциях. Слушатели сидят на полу мечети, скрестив ноги на стульях без ножек. А лектор, обращающийся к собравшимся с речью, находится перед ними на возвышении, напоминающем трон. Такая необычная рассадка призвана подчеркнуть высокий статус человека, обладающего знанием.

В один из дней прочитать публичную лекцию на Хасанийских чтениях было доверено представительнице прекрасного пола (к сожалению, ее имя не сохранилось в моей памяти). И вот представьте такую картину. Торжественный зал мечети заполнен самой почтенной публикой: богословы с мировым именем, муфтии, губернаторы, генералы и сам глава государства. И все они до единого сидят в ногах у женщины-ученого. Поверьте: даже на человека из западного мира подобная сцена производит сильное впечатление.

У большинства российских обывателей, воспитанных на советской пропаганде, такого рода факты не укладываются в голове. Фильм «Белое солнце пустыни» с его «Гульчатай, открой личико» подарил нам массу стереотипов о «забитых» женщинах мусульманского Востока. И пока мы наслаждаемся великолепными кинообразами Петрухи, красноармейца Сухова и гарема Абдуллы, реальный исламский мир живет своей жизнью, совершенно далекой от тех стереотипов, «идолов сознания», которые режиссеры и мы вслед за ними рисуем в своем воображении.

Чего же мы не знаем о мусульманских женщинах? Чем они живут и дышат? Есть ли у них занятия помимо готовки, стирки и воспитания детей? Ответ — в сегодняшнем рейтинге мусульманок с необычными профессиями и увлечениями.

«ДА УВЕКОВЕЧИТ АЛЛАХ ЕЕ ВЛАДЫЧЕСТВО!»

Наш рейтинг мы начнем с мусульманок, занимавших самые высокие руководящие посты, т. е. посвятивших себя работе, которую и в нашем обществе традиционно принято считать мужской.

Из средневековой истории ислама известны не менее 20 женщин, которые обладали высшей государственной властью в своей стране. В основном это касалось небольших мусульманских государств типа Малого Луристана на юго-западе Ирана, Касимовского ханства или султаната Мальдивских островов. На этой почве случались даже исторические конфузы. Так, султанатом Аче в северной части острова Суматра мусульманки, сменяя друг друга, правили без перерыва более полувека с 1641 по 1699 годы, что дало повод англичанам предположить, что Аче издревле управляется только женщинами. Впрочем, мусульманские женщины приходили к власти и в более крупных областях исламского мира. Так, некоторые историки утверждают, что правительнице государства Джалаиридов Денди хатун удалось на год захватить власть в Багдаде. От времени ее правления остались монеты, отчеканенные в ее честь, и так же, как подобает халифу, ее имя поминалось в пятничных хутбах. А во времена мамлюков Египтом одно время правила вдова покойного султана Шаггарат ад-Дурр. Долгое время на престоле Йемена восседала Aрвa аль-Сулайхи, которая, кстати, хорошо разбиралась в различных религиозных науках, Коране и хадисах.

В современном мире ислама женщины также занимают самые высокие государственные посты. Так, еще свежи в памяти примеры Тансу Чиллер и Беназир Бхутто, бывшие премьер-министрами соответственно Турции и Пакистана. Немного меньше известно о таких политиках, как Атифете Яхъяга и Мегавати Сукарнопутри, бывших президентами соответственно Косово и Индонезии, Халеда Зиа и Шейх Хазина Вазед — в разное время становившиеся премьер-министрами Бангладеша.

В европейских странах мусульманки до вершины социальной лестницы пока не поднимались. Однако здесь мы также можем встретить успешные примеры их политической активности. Так, в Великобритании в 2011 году лорд-мэром округа Брэдфорд стала Навида Икрам, а в 2012 году в германской коммуне Тиммендорфер-Штранд (земля Шлезвиг-Гольштейн) — Хатис Кара. Впрочем, первым европейским мэром-женщиной, носящей хиджаб, стала мэр города Високо в центральной части Боснии и Герцеговины Амра Бабич. Ее пример, к слову сказать, хороший ответ всем исламофобам, считающим, что мусульманский платок и светскость государства — несовместимые понятия. Мы же пожелаем ей политического долголетия словами, чеканившимися на монетах правительницы Сати-бек, занявшей в свое время престол ильханов: «Халада Аллаху мулкуха» — «Да увековечит Аллах ее владычество!»

СПОРТСМЕНКИ, МУСУЛЬМАНКИ И ПРОСТО КРАСАВИЦЫ

Второе место в нашем рейтинге достается спортсменкам-мусульманкам, коих в мире ислама бесчисленное множество. Многие из них, занимаясь в т. ч. профессиональным спортом, сохраняют верность исламской традиции. Ведь хиджаб спорту не помеха. Интересно отметить, что спортсменки, мусульманки и просто красавицы в хиджабах занимаются практически всеми видами спорта, в т. ч. боксом, регби, штангой, восточными единоборствами и — страшно подумать — фигурным катанием. К слову сказать, супруга муфтия Татарстана Лола ханум Самигуллина является обладательницей черного пояса по каратэ.

Рядом со спортсменками стоят мусульманки-военные, которые занимают третье место в нашем рейтинге. Таких мусульманок тоже немало. Упомянем лишь курдские военизированные формирования «пешмерга» («идущие на смерть»), в рядах которых сейчас насчитывается порядка 500 - 600 женщин, вместе с мужчинами активно сражающихся против боевиков ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.), а также Марьям аль-Мансури — первую летчицу ОАЭ, управляющую истребителем F-16 в боевых условиях, которая также стала символом борьбы с боевиками ДАИШ, за что ее прозвали «эмиратским соколом».

ЖЕНЩИНЫ-ИМАМЫ

Четвертое место достается женщинам-имамам. Казалось бы, немыслимое сочетание. Однако и это есть в мире мусульманских реалий.

У многих на слуху пример американской мусульманки-феминистки Амины Вадуд, профессора Университета Содружества Вирджинии, которая в 2005 году в качестве имама возглавила пятничную молитву для разнополой группы верующих. Естественно, мусульманское сообщество восприняло ее инициативу в штыки. Поэтому руководимая ей служба была проведена не в мечети, а в одной из епископальных церквей Нью-Йорка.

Поступок Амины Вадуд вызвал широкий резонанс среди мусульман всего мира. Даже глава международного союза мусульманских ученых Юсуф аль-Карадави был вынужден отреагировать на него специальной фетвой. В ней он повторил общераспространенное мнение о недопустимости подобной практики, но при этом оговорился, что «любая женщина, которая хорошо знает Коран <...>, может быть имамом в намазах для членов своей семьи, в том числе и мужчин».

Вместе с тем уже не менее 100 лет женщины-имамы существуют в Китае. По утверждениям же некоторых исследователей, возникновение мечетей с женщинами во главе стало характерно для Китая с того самого момента, как ислам проник в Поднебесную, т. е. c VIII века. Подобная практика существует в основном среди народности Хуэй, которая насчитывает ни много ни мало 21 млн. человек (примерно столько же мусульман проживает в России). На представителей этой народности приходится около 3600 мечетей, значительная часть из которых управляется женщинами-имамами. Только один пример: в городе Кайфэй расположены 16 мечетей, и лишь 5 из них являются чисто «мужскими». До недавних пор «женские» мечети выкрашивались в розовый цвет. Однако за последние годы среди народности Хуэй появились и «смешанные» мечети, где проповеди мужчинам читают женщины. Женщины в таких мечетях никак не отделены от мужчин. Единственное пока ограничение для женщин-имамов: они не могут совершать похоронный обряд. Хотя, по утверждению фотографа-китаеведа из Шотландии Энн Дарлинг, этот обряд также совершается китайскими мусульманками. Быть может, именно их и имел ввиду посланник Всевышнего Мухаммад в своем знаменитом пророческом хадисе: «Ищите знания даже в Китае».

5.	Молитва Амина Вадуд во главе разнополой общины вызвала резонанс среди мусульман всего мира
Молитва Амины Вадуд во главе разнополой общины вызвала резонанс среди мусульман всего мира

ПАНКИ-МУСУЛЬМАНКИ

Ну и, наконец, лидером нашего рейтинга необычных мусульманок следует считать представительниц музыкального движения таквакор. Термин «таквакор» образован от двух слов: арабского «таква», что значит богобоязненность, и английского «core», часто встречающегося в названиях подстилей рок-музыки, например, хардкора.

История этой парадоксальной субкультуры начинается с книги Майкла Мухаммада Найта The Taqwacores. Герои книги — мусульмане, живущие в нью-йоркском сквоте и увлекающиеся панк-культурой. Книга о богобоязненных панках настолько впечатлила молодых людей из мусульманской диаспоры в США, что фактически по ее мотивам возникло несколько рок-групп, состоявших из пакистанцев или арабов, разумеется, мусульман по вероисповеданию. То, что поначалу было литературной выдумкой, стало принимать реальные очертания. Со временем — в разных частях света.

В рамках таквакора возникли и чисто женские коллективы, например, канадская Secret Trial Five, названная в честь закрытого судебного процесса по делу 11 сентября, обвиняемыми по которому проходили пять выходцев из исламского мира.

Таквакор-группы апеллируют к панку как некоему универсальному коду, всем понятной формуле протеста против авторитетов. При этом под авторитетами подразумеваются не только средневековые исламские устои, из ментальной власти которых мусульманская молодежь хочет вырваться, но и авторитеты той культуры, в которой возник таквакор, то есть идеалы западного общества, где мусульманские иммигранты продолжают чувствовать себя чужаками. «I am islamist, i am antichrist» («Я исламист, я антихрист») и «I Love Osama Bin Laden» («Я люблю Усаму бен Ладена») — говорится в песнях таквакор-коллективов. Dead Bhuttos («Мертвые бхутты») калькирует американское Dead Kennedys («Мертвые кеннеди») в названии одной таквакор-группы. Исламский панк равно атакует мир ислама и мир Запада. И, как полагается панкам, делает это по-хулигански, грубо, порой, самым неделикатным способом.

Стоит ли удивляться, что мусульманки из движения таквакор сильно отличаются от своих сестер по вере. Да, они также носят хиджаб. И даже могут надеть паранджу. Но в их исполнении все это обретает совершенно другой, часто противоположный смысл.

Мусульманский панк атакует мир ислама и мир Запада

РАЙ ПОД НОГАМИ МАТЕРЕЙ

Итак, если бы архетипическая Гульчатай отозвалась на зов архетипического Петрухи и приоткрыла свое личико, то под паранджой неизведанности реалий мусульманских женщин обнажилось бы то, что среднестатистический россиянин никогда не ожидал увидеть: мусульманок-боксеров, имамов и даже панков. Мир ислама и наши стереотипы о нем — совершенно разные вещи.

В равной степени стереотипны и наши представления о 8 Марта. Подлинное 8 Марта должно отмечаться не один, а 365 дней в году. Ведь наш благословенный пророк Мухаммад учил, что рай находится под ногами женщин, матерей. И этим все сказано.

Первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции