Никто не будет штурмовать Кремль – все само развалится

Если у вас нет демократии, вас, как средневековых крестьян, обирают до нитки

В очередной раз наша страна подходит к тому, чтобы наступить на те же грабли: убитая экономика, феодальная раздробленность, кланы, которые в сложной экономической ситуации работают каждый на себя. Но у России скоро вновь появится окно возможностей – утверждает лидер татарстанского отделения «Парнаса» Марсель Шамсутдинов. Он напоминает: если вы не занимаетесь политикой, придет время, когда политика займется вами.

УПРАВЛЕНЦЫ СТАЛИ ЗАБИРАТЬ СЕБЕ НЕ СКОЛЬКО ИМ НАДО, А СКОЛЬКО МОЖНО, ОБИРАЯ ЛЮДЕЙ ДО ПОСЛЕДНЕЙ НИТКИ

Попробуем определиться, где в сегодняшнем мировом процессе находится наша страна. Сначала немножко теории. Гомо сапиенс, животное разумное, стало царем планеты, потому что отыскало мощное оружие – это разделение труда, в результате которого резко повысилась производительность. Вообще человечество – это большой кооператив. Кто-то летает в космос, кто-то добывает руду, кто-то сеет хлеб…

С укрупнением человеческих обществ возникла потребность в некоторой координации действий, в управлении. Ученые говорят, что где-то с 30 тысяч человек в обществе уже возникает выделение профессиональных управленцев, то есть, если выражаться современным языком, чиновников. И вот они при отсутствии контроля общества над собой вдруг поняли, что они могут делать, что хотят. Если раньше по обоюдному согласию общество выделяло им, к примеру, 50 мешков риса, то почему не взять 150? Или 250. Да и 500 можно! Вот так новый слой оторвался от общества. Естественно, у этих управленцев быстро появились вооруженные отряды… И уж тут управленцы стали забирать себе не сколько им надо, а сколько можно, обирая людей до последней нитки.

Мы знаем тому массу примеров в древние времена, в средневековье – и в наше время, увы. Тем более что в XXIвеке все большее значение приобретает координация, необходимость управления обществом. Но если у вас нет демократии, нет свободных выборов, независимых СМИ, независимых ваших депутатов, которые контролируют, назначают чиновников, например, премьера, – ну, тогда чиновники потирают руки: «Как, у вас нет демократии? Тогда мы идем к вам! Ведь так сладко на ваши налоги ездить на дорогих служебных машинах, кататься в заграничные командировки…». Знаете, порой посмотришь на какого-нибудь чиновника – и видно, насколько он ухоженный, холеный, там явно косметологические процедуры пахнут тремя или даже десятью тысячами долларов…

МЫ ТУТ РАБОТАЕМ, РИСКУЕМ СВОИМИ КАПИТАЛАМИ, КРЕДИТЫ БЕРЕМ, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО

То есть, если у вас нет демократии, вас, как средневековых крестьян, обирают до нитки. Но дело в том, что крестьяне, как класс, как социальная группа, никогда не могли сорганизоваться и выступить единым фронтом. В своей деревне они ведут натуральное хозяйство, и больше им ничего не надо. Таков менталитет, жизненный уклад крестьянина.

Другое дело – предприниматели, буржуазия, которой нужен единый рынок, без феодального дробления. К тому же предприниматели очень хорошо понимают: а чего это – мы тут работаем, рискуем своими капиталами, кредиты берем, закладываем все свое имущество, чтобы развивать производство, ночами не спим, ворочаемся – как это все отдать… А какой-то чиновник, на полном социальном обеспечении, с полным соцпакетом, мало того, что официально получает заплату от 150 тысяч до миллиона рублей, так еще это только надводная, видимая часть айсберга. А главное, чем чиновники занимаются – торгуют своими полномочиями, то есть распоряжаются властью по своему усмотрению и в свою пользу. Чтобы, например, дать подряд своей фирме, дать возможность выиграть госзакупки своему человеку. А сделать это чрезвычайно легко, несмотря на все эти электронные площадки – всего-то надо ввести какую-нибудь эксклюзивную деталь, которая есть только у твоего поставщика. И все, подряд его. Картина проясняется, когда мы смотрим декларации жен чиновников, какие они удачные бизнесменши…

В НАШИХ КАЗАНСКИХ СТАЛИНСКИХ ДОМАХ ПРИ КУХНЕ БЫЛА МАЛЕНЬКАЯ КОМНАТКА – ДЛЯ ПРИСЛУГИ

Февральская революция 1917 года не смогла победить, потому что 90% населения были крестьяне. А предприниматели тогда были зажаты между молотом рабочего класса, который – достаточно справедливо – видел в них эксплуататоров – и той же бюрократией, которая видела в предпринимателях главную опасность и третировала их, натравливала на них рабочих: «разделяй и властвуй»!

В результате произошла, как я уже писал, http://www.business-gazeta.ru/article/313612 Великая Октябрьская феодальная контрреволюция. И опять в нашей стране утвердились феодальные порядки. Причем новая элита, не освященная традициями, обычаями, всем укладом жизни, шла, чтобы удержаться у власти, просто на беспрецедентно жестокие репрессии, стремясь вырезать, выгнать из страны всю старую элиту. Мы помним те «философские» пароходы…

В итоге возникли пайки, привилегированные столовые и санатории, прислуга… Я искал квартиру и очень удивился, когда обнаружил в наших казанских сталинских домах при кухне маленькую комнатку. Вы знаете, для чего она была нужно? Да, для прислуги! У чиновников, у профессоров в 30-50-е годы была прислуга.

МЫ ВИДИМ В СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ ТАТАРСТАНА ДИНАСТИИ ПОЖАРНИКОВ, МИЛИЦИОНЕРОВ, НАЛОГОВИКОВ…

Строй бюрократии всегда поделен на кланы. И у подчиненных верховного монарха возникает желание быть первым на деревне (чем вторым в городе…). Так и возникает сепаратизм: зачем мне подчиняться какому-то московскому государю, когда мне и здесь хорошо?! Начинаются центростремительные процессы.

Кроме того, если раньше чиновники на службе действительно служили и получали за это жалованье, то теперь у них появились дети, внуки – и чиновники уже хотят вот это свое положение без службы оставить наследникам. Мы даже в современной России видим, особенно в сельских районах Татарстана, династии пожарников, милиционеров, налоговиков… Хотя с 1991 года прошло буквально 25 лет! Если раньше феодальная раздробленность формировалась 200-300 лет, то сейчас, когда такие возможности обогащения, такие соблазны, прежде всего, на Западе, – естественно, у чиновников возникает желание: хватай, что можно, все равно все воруют. И верховный монарх не может им что-то приказать, потому что они обеспечивают главное – его власть. Раньше выставлением вооруженных отрядов: рыцари – барону, бароны – герцогу… Сейчас, в новых условиях, когда неприлично вроде бы не изображать демократию, – обеспечивают нужный процент голосов со своей территории.

Но феодальный режим неизбежно придет к распаду. В демократических странах власть обновляется через выборы, приходят новые люди, идет общественная дискуссия, есть возможность исправить ошибки... Приведу в пример потворство Западной Европы иммигрантам – нам телевизор это не рассказывает, но мы знаем, что в Германии сейчас очень жесткие законы для иммигрантов. Если ты в течение полугода не прошел курсы немецкого языка и изучения немецких законов, тебя депортируют. Если ты после этих курсов в течение года не нашел работы – тебя депортируют. И так далее… Не волнуйтесь за Европу, она решит свои проблемы, как решает их уже несколько столетий после того, как стала демократической.

НУ, ЯВНО ЖЕ ИДУТ СИГНАЛЫ СО СТОРОНЫ ТУРЦИИ: ХОТИМ ПОМИРИТЬСЯ. ЧЕГО НЕ ПОЙТИ НА СОГЛАШЕНИЕ?

А у нас верховная власть практически не слышит критики – тот, кто на это решится, становится неугодным и скатывается в самый низ социальной лестницы. Естественно, ошибки накапливаются. Я вот не могу понять Владимира Путина – ну, явно же идут сигналы со стороны Турции: хотим помириться. Чего не пойти на соглашение? Это выгодно всем, тем более Татарстану, у которого традиционные связи с Турцией, взаимовыгодное сотрудничество. Нет, мы чего-то ждем! Чтобы они на колени, что ли, встали, лоб разбили, кланяясь?

То есть большое значение в недемократических условиях имеет личность правителя. То, что он в начале правления замечательный правитель – как Петр Первый, как Владимир Путин – это не говорит о том, что так же будет во втором-третьем поколении. Ведь он постарается передать власть или своему сыну, или своему преемнику. А мы видим, скажем, по сыну топ-менеджера Лукойла, как ведут себя сыновья, которые не достигли ничего своим трудом…

Сейчас уже выросло новое поколение. Оно, как я считаю, гораздо хуже по кругозору, чем наше советское. Но это поколение нынешняя власть не кормила, не учила, не лечила, не воспитывала… Оно самостоятельное. Оно не зависит от власти, оно само умеет зарабатывать деньги…Мне кадровики во многих фирмах жалуются: не удержишь их! Вот если им не интересно, в интернет залезли, списались с кем-то, айфон в рюкзак, рюкзак за плечи – и пошлив другую компанию.

Иными словами, это непоротое поколение. В его судьбе не было ни КГБ, ни парткомов, ни Главлита… Я на работе печатал листовки на машинке – а образцы любой машинки были в КГБ – и на меня тут же вышли: ты что печатаешь?!

И ВЛАСТЬ ВЗЯЛ САМЫЙ СПЛОЧЕННЫЙ ОТРЯД БЮРОКРАТИИ – СПЕЦСЛУЖБЫ

Напомню, что в 1991 году, когда феодальный строй у нас в стране в очередной раз развалился, общество было совершенно атомизировано. КПСС была партией власти, туда шли, потому что невозможно было сделать карьеру, стать директором, начальником цеха, если у тебя нет партбилета… А так у граждан не было никаких связей, не было привычки к самоуправлению, не было реальных общественных организаций. И власть взял самый сплоченный отряд бюрократии – спецслужбы. Что мы и видим на примере яркого представителя этой социальной группы во главе нашей страны.

Но в XXI века в конкуренции с развитыми демократическими странами авторитарные государства не выживают, их разъедает коррозия в несколько раз быстрее, чем в средние века. И в очередной раз мы подходим к тому, чтобы наступить на те же грабли: убитая экономика, феодальная раздробленность, кланы, которые в сложной экономической ситуации работают каждый на себя.

И у России вновь появится окно возможностей. Тем более что за прошедшие 25 лет многое изменилось в лучшую сторону. Как я сказал, появилось новое поколение, которое самостоятельно зарабатывает и задает власти неприятные вопросы: почему стали жить хуже, почему наступил кризис, почему обкладываете меня неподъёмными поборами?..

Кроме того, появился класс предпринимателей. Которые понимают, что это они – соль земли, это они организуют производство, это они платят налоги, на которые содержится страна. И как бы нас ни убеждали, что мы живем за счет нефти, но нефть нужно еще добыть. Кончились те времена, когда она сама собиралась в ямах в Баку, и были озера легкой нефти на юго-востоке Татарстана – сейчас нужно залезть на километр - на два в глубину. А это все новые технологии, новые научные разработки. И невозможно России с населением в 150 миллионов жить без кооперации с другими странами, где проживают, вообще-то, 7 миллиардов. Нет, можно, конечно, жить и без новых изобретений и новых вещей – но будем, как в Северной Корее, жить в хрущевках, ходить в ватниках, ездить на общественном транспорте… У нас кое-где на Земле и в первобытнообщинном строе живут, правда, продолжительность жизни там 30-35 лет…

Мы с голода в Советском Союзе тоже не помирали. Но видели, что Запад прогрессивнее нас – там были и видеомагнитофоны, и цветные телевизоры, и джинсы, и кроссовки, а не кирзовые сапоги. Советский Союз потому и рухнул, что была конкуренция и была альтернатива…

ЭТО СВЕТЛЫЙ МАЯК ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ВЫХОД В КОММУНИЗМ

Человечество всегда развивалось благодаря своему мозгу, своему разуму. А сейчас это приобрело решающее значение. Не ресурсы главное сейчас, не территория – а твоя изобретательность, твоя креативность, твоя инициатива.

Возьмите смартфон – там физического труда почти нет. 200 граммов пластмассы и примерно столько же металла, это где-то на полдоллара. А все остальное – работа программистов, дизайнеров и так далее, того самого креативного класса, который, в отличие от предпринимателей, заточен на другое. Если предприниматель заточен на прибыль, на деньги, то креативный класс – натворчество… Этим людям нужна творческая среда. Мне кажется, это светлый маяк для всего человечества, выход в коммунизм, когда люди будут стремиться уже не к деньгам, не к обогащению, а к тому, чтобы творить, наслаждаться этим процессом. И это может сделать человечество гораздо счастливее и совершеннее.А политологи, которые сидят в наших университетах, должны бы это изучать…

Так вот, мы видим, что в нашей стране идут чрезвычайно сложные процессы. Это развал в системе управления бюрократии. Возникновение кланов, тем более в кризис. При этом, к сожалению, россияне не пришли еще к убеждению, что вся власть должна быть выборной. Мы этого пока совершенно не понимаем…

Тем не менее, окно возможностей для прогрессивных демократических реформ у России появляется. Не потому, что кто-то будет штурмовать Кремль – все само развалится. Но бюрократия никогда не отдаст власть добровольно. Заставить ее проводить реформы можно как мирным путем, как в той же Чехии, где миллионы людей вышли на улицы, и Гавел стал президентом. Если общество не сможет организоваться, не сможет воспользоваться теми шансами – через избирательные кампании, через выборы в Госдуму, – то когда, как в 1991 году все развалится, не случилось бы социальных столкновений. В 91-м мы чудом избежали гражданской войны, и на окраинах страны она полыхала. Нам помог тогда демократический Запад – ведь долг нашей страны доходил до 130 миллиардов долларов. И только благодаря высоким ценам на нефть мы смогли его отдать. А так мы все 90-е годы прожили на эти кредиты и на гуманитарную помощь – все военные госпитали снабжались тогда немецкими лекарствами.

И ЭТО ВРЕМЯ УЖЕ СТОИТ НА ПОРОГЕ

Ученые говорят, что Россия сейчас подходит к этому взвешенному состоянию, когда верхи хотят, но уже не могут управлять по-старому, потому что идет развал экономики. А низы, в отличие от известной формулы, готовы жить по-старому. И даже говорят: какой благодетель президент, пенсию повысил на 300 рублей – не понимая, что это мы, те, кто работает и платит налоги, повысили пенсию.

Мне очень тревожно за будущее России. Сейчас выигрывает та страна, в которой развивают человеческий капитал, заботятся о том, чтобы люди были образованными, с широким кругозором, умелыми, толерантными – потому что именно в кооперации идет взрывной рост технологий и возможностей человечества. А мы от этого отказываемся и оказываемся в самоизоляции из-за своих агрессивных действий. Ученые предсказывают, что нынешний строй в России продержится буквально еще год-два, даже до 18-го года не дотянет. И сможет ли наш избиратель, наше больное общество, которое не привыкло само что-то делать, не привыкло само решать, – сможет ли в условиях, когда нет ни одной реальной массовой демократической партии, когда только нарождаются демократические сообщества, найти правильный путь.

Люди, никто не сделает вам красиво! А сами вы ничего не делаете – кто отдал хоть рубль на политическую партию, в ее избирательный фонд? А ведь каждому человеку критически важно, какие порядки, какие законы в обществе, в его ли интересах работают государственные институты, держит ли он их под контролем через СМИ и свободу слова, через независимых депутатов, через демократические общественные организации – партии… Наша страна на переломе. Люди, будьте бдительны, вспомните слова: если вы не занимаетесь политикой, придет время, когда политика займется вами. И это время уже стоит на пороге.

Марсель Шамсутдинов

Читайте также:

«Это тоже наша история – горы человеческих черепов в эпоху Чингисхана и лагеря Сталина»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции