«В понедельник, 16 июля, в Хельсинки состоится встреча Дональда Трампа и Владимира Путина. Можно, наверное, сказать, историческая» «В понедельник, 16 июля, в Хельсинки состоится встреча Дональда Трампа и Владимира Путина. Можно, наверное, сказать, историческая» Фото: kremlin.ru

«РОССИЯ И США МОГУТ И ДОЛЖНЫ СОТРУДНИЧАТЬ ПО ПРОРЫВНЫМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПРОЕКТАМ»

В понедельник, 16 июля, в Хельсинки состоится встреча Дональда Трампа и Владимира Путина. Можно, наверное, сказать, историческая. Во всяком случае, это событие не рядовое – его во всем мире комментируют и ожидают.

Есть ли смысл ждать от этой встречи мощных прорывов в отношениях двух стран, в том числе экономических? Судите сами: объемы торговли Российской Федерации с Соединенным Штатами на порядок меньше, чем с Европой и Китаем. Но тем не менее РФ и США – страны похожие, обе ресурсно и интеллектуально обеспеченные, при этом их взаимодополняемость низкая.

Моя точка зрения: Россия и США могут и должны сотрудничать, и прежде всего по прорывным для человечества проектам, таким как освоение северного шельфа и освоение космоса. Лично я надеюсь по результатам встречи двух президентов на договоры по энергетике и космосу.

На днях Трамп слегка приподнял завесу над круто засекреченными темами предстоящих переговоров. Он заявил, что речь пойдет о Сирии, об Украине, о «вмешательстве» в выборы американского президента: «Мы хотим прояснить вопрос о Сирии, мы также зададим ваш [прессы] любимый вопрос о вмешательстве... Но мы затронем и другие темы. Мы будем говорить об Украине...» Однако, судя по всему, настроение у Трампа не слишком оптимистическое: «Мы идем на эту встречу, не ожидая многого».

Если не ошибаюсь, Трамп не упомянул среди тем встречи «Северный поток – 2», но известно, что это тема острая и болезненная для Америки. «Северный поток – 2» увеличивает энергетическую, а следовательно, экономическую интеграцию России и Германии, а это в традиционной геополитике – кошмар для англосаксов. Трамп категорически против «газового сотрудничества» России и Германии, и он давит на Европу, хочет заставить платить за безопасность, в том числе через очень дорогой американский газ. Однако Германии это абсолютно не выгодно, и многое говорит о том, что в этом вопросе она упрется рогом: отказ от российского газа кардинально подрывает ее конкурентоспособность.

Американский президент хорошо понимает, что холодную и любую гибридную войну одновременно и с Россией, и с Китаем США, безусловно, проиграют «Американский президент хорошо понимает, что холодную и любую гибридную войну одновременно и с Россией, и с Китаем США, безусловно, проиграют» Фото: kremlin.ru

«С РОСТОМ ПОПУЛЯРНОСТИ КРИПТОВАЛЮТ ОГРОМНАЯ РАСКОРМИВШАЯСЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА СТАНЕТ НЕ НУЖНА»

Еще одна супернеприятная тема для США – сближение России и Китая. Я уже рассказывал на недавней интернет-конференции в «БИЗНЕС Online», что, когда СССР рухнул, Китай вышел на второе место в мире. И что теперь лишь вопрос времени, когда Китай и США столкнутся. Поэтому Соединенным Штатам Россия нужна либо как нейтральный игрок, либо как вассал. Но сделать вассалом нашу страну, форсировано ее додавить, не получилось – мы смогли создать новые мощные ракеты, у нас есть военная наука. И Трамп вполне обоснованно опасается союза России и Китая.

Так что с точки зрения «китайского вопроса» для Трампа встреча с Путиным давно необходима. Американский президент хорошо понимает, что холодную и любую гибридную войну одновременно и с Россией, и с Китаем США, безусловно, проиграют. Вот откуда готовность Трампа даже «отдать Крым» ради правильных, с его точки зрения, отношений с Российской Федерацией: неслучайно он ответил не категорическим нет, а уклончивым «посмотрим» на вопросы прессы о том, возможно ли признание Крыма частью России. И вот откуда неожиданное смягчение жесткой риторики Трампа накануне встречи с Путиным. На саммите «Большой семерки» в Канаде американский президент даже заявил, что Россия должна вернуться в G8, – а из «Большой восьмерки» нашу страну исключили после воссоединения Крыма и России в 2014 году.

Встреча представителей стран «Большой cемерки» показала, как изменилось отношение к России в связи со столкновением интересов европейских государств и США и в связи с ситуацией с санкциями. Сказались также и явные опасения Запада по поводу растущей экономической мощи Китая. Многие развитые страны поняли, что не может быть действительно автономной и жизнеспособной страна, существующая главным образом за счет перекладывания бумажек, манипуляций с деньгами, как раньше мечталось американским, британским и другим западным политикам.

«Страны «Большой семёрки» боятся, что Россия подружится против них с Китаем. С Россией надо налаживать нормальное коммерческое сотрудничество, не пытаясь руки выкручивать – сейчас они это поняли» «Страны «Большой семерки» боятся, что Россия подружится против них с Китаем. С Россией надо налаживать нормальное коммерческое сотрудничество, не пытаясь руки выкручивать, – сейчас они это поняли» Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

Раньше США отдавали низко и среднетехнологичные производства в Китай, а сейчас на самом деле желают вернуть реальный сектор экономики. С ростом популярности криптовалют огромная раскормившаяся банковская система станет не нужна. Изменится экономическая политика крупнейших держав, будут серьезные переделы зон влияния. Это не может не затронуть Россию. Раньше многие европейские экономические деятели русофобского толка считали и открыто заявляли, что Россию следует распилить на куски и поделить ее ресурсы. Работая в Думе, выступая за границей по вопросам экономической безопасности, я им говорил, что, если бы им удалось это провернуть, в результате переделов разжился бы и Китай. Получив хотя бы часть ресурсов Сибири, Китай стал бы настолько мощной державой, что мог бы им диктовать свои условия, говорить, что делать.

Теперь страны «Большой семерки» боятся, что Россия подружится против них с Китаем. С Россией надо налаживать нормальное коммерческое сотрудничество, не пытаясь руки выкручивать, – сейчас они это поняли. Им нужно наше сырье, нам они полезны как рынок сбыта. Китаю мы тоже нужны – и по сырью, и по вопросам безопасности. России выгодно торговать на нормальных коммерческих условиях и с Европой, и с Китаем, не влезая в их конфликты с США. В каких-то сферах также выгодно сотрудничать с США, не настраивая против себя Европу и Китай.

Так что, думаю, Россию пригласят присоединиться к «Большой семерке» рано или поздно. Но для нас это не столь принципиально. Важно, чтобы другие супердержавы понимали, что мы нужны им, они – нам, и с нами нужно договариваться.

Иван Грачев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции