В сложившейся сегодня ситуации Си Цзиньпиню особенно важно сотрудничество с Россией. Сейчас наше государство в более выигрышном положении в торговых переговорах с Китаем «В сложившейся сегодня ситуации для Си Цзиньпина особенно важно сотрудничество с Россией. Сейчас наша страна находится в более выигрышном положении в торговых переговорах с Китаем» Фото: kremlin.ru

«НАША ЖИЗНЬ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ ЦЕН НА НЕФТЬ, ОТ КОНЪЮНКТУРЫ НА ЭТОМ РЫНКЕ»

За сенсационными выборами в Приморье и трагическим известием о сбитом в Сирии российском лайнере Ил-20 как-то затерялась информация о резком обострении торговой войны между США и Китаем. Так, Соединенные Штаты заявили о введении с понедельника, 24 сентября, 10-процентных пошлин на китайские товары на сумму в $200 млрд в год. При этом предупредили, что с 1 января 2019 года это будут уже 25-процентные пошлины, – если Пекин не пойдет на уступки.

В ответ минфин Китая объявил, что с 24 сентября вводятся ответные пошлины на товары американского экспорта объемом $60 млрд в год. Эти пошлины в размере 5–10% коснутся 5 207 наименований американских товаров. В частности, пошлиной в 10% будет обложен американский сжиженный природный газ.

Напомним, что Пекин уже инициировал во всемирной торговой организации разбирательство по решению Соединенных Штатов.

Почему для нас так важны новости о взаимодействии США и Китая о введении пошлин? Потому что мы живем в сырьевой стране. И наша жизнь напрямую зависит от цен на нефть, от конъюнктуры на этом рынке. Даже оценивая, менять ли рубли на доллары, евро и другую валюту, мы отслеживаем ситуацию вокруг нефти. В этом смысле всегда целесообразно не забывать о Китае как о ценном экономическом партнере и возможном союзнике в торговых конфликтах.

Китай – страна с растущей экономикой, поэтому будет все больше нуждаться в чистой энергии, нефти, газе. Россия может их поставлять, и при развитии конфликта Китая с США новые контракты могут заключаться на лучших для нас условиях.


Обострение противостояния этих двух экономик было неизбежно. Однако Китай оттягивал его – на 30-е годы, когда предполагалось достигнуть равной США военной мощи. До настоящего момента Китай по возможности занимал позицию умиротворения агрессора. Потому что в случае серьезного столкновения Китай теряет около $500 млрд доходов от экспорта. США нарочно, по-видимому, форсировали конфронтацию, чтобы договариваться сейчас, а не когда КНР станет еще сильнее.

«СЕГОДНЯ ДЛЯ КИТАЯ ОСОБЕННО ВАЖНО СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ»

Американцы охотно размещали на территории Китая предприятия. Но сейчас, когда китайская рабочая сила уже не так дешева, когда уровень жизни рабочих в городах повысился, США может выгоднее расположить свои предприятия в других странах Азии. Тем не менее это не значит, что скоро в Китае станет все плохо и он не сможет покупать наше сырье. В 2008 году у Китая экспорт уже существенно падал, а экономика росла. Перенаправили инвестиции, использовали внутренние механизмы регуляции экономики. Строили дороги, продавали в кредит – стимулировали потребление, внутренний рынок.

В сложившейся сегодня ситуации Китаю особенно важно сотрудничество с Россией. Сейчас наше государство в более выигрышном положении в торговых переговорах с Китаем. Появятся основания в новых политических условиях пересмотреть стандарты сотрудничества. Если правительство КНР взяло курс на то, чтобы делать с Россией больше совместных проектов в разных областях, – значит, у исполнителей этой задачи будет план. Сколько-то договоров заключить там-то и там-то. И это сыграет России на руку в достижении соглашений.

В CША есть здравомыслящие политики, например Генри Киссинджер, которые понимают, что в противостоянии трех держав США не выстоят против России с Китаем, если эти две страны договорятся дружить против Соединенных Штатов. К сожалению, таких политиков в США немного, но они на достаточно высоком уровне. В любом случае в переговорах с США союзничество с Китаем добавит весомости нашим аргументам. Разрядка на Востоке, визит лидера КНР в Россию, переговоры Севера и Юга Кореи, другие события из этой серии, которые сейчас активно обсуждают СМИ, – логичная часть единого процесса, который может быть России выгоден. И в плане освоения и развития торговых путей, и в связи с тем, что в более удобной для коммерческого взаимодействия ситуации активизируется рост стран, которым понадобится то, чего у нас много, – сырье.


«ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЯ МОГЛА БЫ ЛИДИРОВАТЬ И НА РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЙ»

Если прикладная наука Японии и Кореи развита не хуже, а в чем-то и лучше нашей, российской, то фундаментальные научные знания этих и других быстро развивающихся стран Азии до наших серьезно не дотягивают. В экстренных случаях японцы, например, обращались к России за помощью, связанной с технологиями. Пример этого – Фукусима, устранение последствий аварии. Но полномасштабного сотрудничества по этой части пока нет. Хотя нам совсем не обязательно быть только сырьевой страной, а при поддержке государства Россия могла бы лидировать и на рынке технологий, использовать новые возможности и в этой сфере. У страны есть для этого потенциал, есть умные высокообразованные талантливые люди.

Пользуясь сложившимся положением, наша страна могла бы развивать дружбу с Китаем, но помнить, что есть еще много государств рядом, которые могут быть нам полезны, а мы – им. Не стоит оставаться в тандеме с одним лишь Китаем против США ни на нефтяном рынке, ни на политической арене. США будут осваивать Аляску, Россия – Сибирь. Перспективы развития торговых контактов, транспортных соединений с соседями огромны, возможности, которые дает дружба с Китаем, – только часть этих перспектив. Визит главы КНР, антиамериканские пошлины и череда сопутствующих событий обозначают то, что давно протекавший процесс перешел в более открытую фазу, КНР отказалась от позиции сдерживания агрессора и демонстрирует намерение противостоять. Это происходит несколько раньше, чем хотелось бы КНР, но это не конец света. Россия может этим воспользоваться и во многом выиграть.

Фото на анонсе: kremlin.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции