Встреча руководителей стран G20, прошедшая на этой неделе в Буэнос-Айресе, стала главным мировым политическим и экономическим событием. Между тем обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов обращает внимание на то, что самым важным в аргентинской столице было не то, что Трамп не поздоровался с Путиным на общем фотографировании. О ключевых экономических решениях саммита, которые будут иметь самые серьезные последствия для мировой торговли, — в материале нашего автора.
Novusordoseclorum (с латинского — «новый порядок веков»)
Надпись на Большой печати США
«Ангела Меркель опоздала на первый день встречи G20 из-за неисправности правительственного лайнера, прибыв в Буэнос-Айрес совершенно обычным коммерческим рейсом»
ПРИКЛЮЧЕНИЯ МЕРКЕЛЬ И МАКРОНА
Несколько часов назад в аргентинском Буэнос-Айресе завершилась продолжавшаяся два дня встреча правителей государств, составляющих первую двадцатку по влиянию на планете. Вернее сказать, стран как таковых в G20 все же не 20, а 19, отдельным номером вместе с государствами идет Евросоюз. Само по себе это мероприятие довольно интересное, ему посвящено много внимания отечественной и мировой прессы. При этом оно имеет довольно свободный формат, гости встречи — главы государств и их приближенные — имеют широкие возможности общаться между собой и на полях саммита, помимо тех или иных протокольных мероприятий, большая часть из которых призвана показать единство и приверженность общим ценностям. Иначе говоря, такого рода события хоть и интересны, но ярких сенсаций от них обычно ждать не стоит. Но, возможно, не на сей раз — и об этом стоит поговорить подробнее.
На самом деле поток любопытных историй, связанных с этим саммитом, начался еще до его официального открытия. Так, внезапно выяснилось, что бундесканцлерин Ангела Меркель опоздает на первый день встречи G20. Причина тому была названа курьезная — дескать, у правительственного лайнера, которым пользуется руководство Германии, забарахлила электроника, поэтому самолет совершил вынужденную посадку в Кельне. Меркель, соответственно, задержится — и направится в Буэнос-Айрес совершенно обычным коммерческим рейсом. Так в итоге и произошло. При этом одни немецкие СМИ сообщали о том, что проводка в самолете была испорчена зловредными грызунами, пробравшимися внутрь лайнера, а другие — что речь идет чуть ли не о террористической атаке.
Другим курьезом стало то, что президента Франции Эммануэля Макрона с супругой никто не встретил после того, как его самолет совершил посадку в аэропорту. Глава la belle France, недолго думая, спустился с трапа, поздоровался со служащими аэропорта и пошел в сторону терминалов, где его и перехватила служба протокола, на которую принимающая сторона и свалила эту оплошность.
Любопытным является также то, что начало саммита совпало с землетрясением, магнитуда которого составила 3,8 по шкале Рихтера, а эпицентр располагался в 33 километрах к югу от Буэнос-Айреса. Это мало кто заметил, что вполне ожидаемо — заметить такую магнитуду без приборов можно только по легкой вибрации земли и покачивающимся люстрам.
Еще одна интрига саммита была связана с предполагавшимися переговорами президента РФ Владимира Путина и президента США Дональда Трампа. Так, согласно изначальному протоколу, предполагалось, что встреча двух президентов пройдет днем 1 декабря, при этом на нее выделялось существенное количество времени — около двух часов. Планы, однако, пришлось резко переиграть после того, как буквально за несколько часов до вылета в Буэнос-Айрес Трамп сообщил в «Твиттере», что все же не намерен встречаться с Путиным. Причиной этому было названо продолжающееся удержание Россией украинских кораблей после инцидента в Керченском проливе, который произошел неделю назад. Данная встреча предполагалась весьма важной для президента США: цитата из The Washington Post выглядит как «which was to have been a centerpiece of his visit to Argentina». Тем не менее она была отменена, более того, Трамп не поздоровался с Путиным, когда шел на общее фотографирование, — прошел словно мимо пустого места. Разумеется, это немедленно породило волну разнообразных комментариев — от ехидных до патриотически-отрицающих, мол, да и не очень-то оно надо было, они все сказали на встрече в Хельсинки. Затем эти двое все же где-то кратко побеседовали и что-то обсудили, испортив тем самым реноме обеим породам комментаторов; впрочем, это их дело.
«Эммануэля Макрона с супругой никто не встретил после того, как его самолет совершил посадку в аэропорту»
«ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО ДОГОВОРА, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ТРУДНО ПЕРЕОЦЕНИТЬ»
Надо, однако, понимать, что это все суть не особо значимые частности, которые, конечно же, составляют основной инфопоток, но не являются сколько-нибудь важными. Действительно важных событий на этом саммите, на мой взгляд, было три — и то из них, которое является важнейшим, осталось практически незамеченным. Речь идет о новом торговом соглашении между США, Канадой и Мексикой, которое было без особой помпы подписано на полях саммита. Трамп, подписав этот договор, назвал его образцовым и сообщил, что он «поможет бороться с недобросовестными практиками, противостоять субсидиям для государственных компаний и валютным манипуляциям, которые вредят рабочим во всех трех странах – участницах сделки». Понятное дело, договор еще не ратифицирован парламентами стран-подписантов, но сомневаться в том, что это произойдет, не приходится. Фактически этот договор (USMCA — от USA-Mexico-Canada Agreement) дал начало новой структуре, неформально именуемой New NAFTA, или NAFTA 2.0.
Значение этого договора, на мой взгляд, трудно переоценить. Дело в том, что с момента своего возникновения соглашение NAFTA, подписанное в 1992 году, которое, в свою очередь, было продолжением соглашения Канады и США от 1988 года, порядком устарело. К примеру, в нем никак не могла учитываться та роль в мировой экономике и торговле, которую сейчас играют Китай и прочие страны ЮВА. Соответственно, обновление данного договора означает, что США и ближайшие сателлиты сумели (опять же сделаем оговорку о ратификации) в кратчайшие сроки, менее чем за два года, модернизировать это соглашение, привести его в соответствие с изменившимися реалиями мира. При этом, напомню, Трамп шел на высший пост под протекционистскими лозунгами, и он же весной, начав торговую войну, повысил пошлины на импорт стали и алюминия — при этом повышения избежали как раз Канада и Мексика, поскольку согласились на обновление действующего торгового соглашения. Иначе говоря, протекционизм Трампа никак не является догматическим, он ничего не имеет против импорта как такового. Ограничение лишь одно — лишь бы Америка получала с такой торговли больше выгоды, реализация того самого make America great again.
Повторюсь еще раз: произошла трансформация основного торгового договора США, его ратификация на подходе. Из этого можно сделать вывод, что следующим в очереди на активную работу будет ныне замороженный договор о Трансатлантическом партнерстве (TTIP). Напомню, что еще в конце марта, в самом разгаре шока от введения пошлин, министр торговли США Уилбур Росс сообщил, что Трамп желает возобновить переговоры по TTIP. При этом Росс прямо противопоставил TTIP, относительно которого есть желание продолжать переговоры с Еврокомиссией, договору TTP (Транс-тихоокеанскому партнерству), который США подписывать и ратифицировать не намерены и который из-за этого де-факто упразднился. Да, заметной части европейских элит и европейских интеллектуалов договор TTIP категорически не нравится, да, неизвестно, как на этот договор повлияет продолжающаяся история с Brexit и возможные итальянские проблемы, о которых я писал чуть ранее. Это в данном случае неважно, значимо то, что мы сейчас присутствуем при прямой формальной трансформации устоявшегося миропорядка по американским лекалам. Подход при этом у США простой и понятный: хочешь торговать со мной, продавать на мои богатые рынки свои товары — делай, как я скажу. Конечно же, никто не отменял переговоров, взаимного смягчения позиций, поиска компромиссов, но основа не меняется: мировой гегемон поворачивает ситуацию под себя и свои потребности.
«Новое торговое соглашение между США, Канадой и Мексикой было без особой помпы подписано на полях саммита. Дональд Трамп, подписав этот договор, назвал его образцовым»
«ВТО НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ»
Вторым важным событием, которое произошло на саммите, стоит считать вполне однозначно выраженное дружное согласие о необходимости реформировать ВТО, привести эту структуру (в которую входит более полутора сотен стран, не только члены G20) в соответствие с нынешним временем. Понятное дело, что ни о каких конкретных предложениях речи пока нет и быть их не может, хотя упоминалось, что они, вероятно, появятся к следующей встрече G20, которая пройдет через год в японском городе Осака. При этом было сказано, что все участники G20 выступают против протекционизма и приветствуют свободу торговли, взаимную инвестиционную активность и создание новых рабочих мест. Понятно, последние сентенции относятся к разряду «за все хорошее и против всего плохого», но факт, судя по текущей ситуации, остается фактом — ВТО никуда не денется, но также будет трансформироваться под текущую ситуацию.
Наконец, третьим важным событием этого саммита стал совместный ужин делегаций США и Китая, на котором предполагалось обсуждать торговые вопросы. По сути, речь шла о том, будет ли по итогам этой встречи достигнуто хоть какое-то перемирие в торговой войне или же конфронтация продолжится. Инвесторы всего мира ждали этой встречи затаив дыхание, она прошла успешно — и по ее итогам все же были достигнуты некоторые договоренности. Трамп согласился не повышать тарифы на $200 млрд китайского импорта с 1 января, как предполагалось ранее, Си Цзиньпин же, в свою очередь, дал согласие на покупку «весьма существенного» количества американских товаров (объемы не уточняются). Было также сказано, что обе стороны согласились с тем, что пошлины все же будут подняты, если в течение трех месяцев США и Китай не подпишут обязывающего соглашения по ряду торговых вопросов, которые включают в себя проблемы интеллектуальной собственности, кибербезопасность, нетарифные ограничения и продовольственные товары. Иначе говоря, видно, что США явно продавливают Китай, по сути, достигнутое соглашение сводится к фразе «я сейчас не повышаю пошлины, а ты дашь мне денег».
Что в итоге? Если оставить за скобками набор курьезов, странностей и совпадений (в число последних стоит отнести и уход в мир иной Джорджа Буша-старшего, который был президентом США в 1989–1993 годах, в результате чего Трамп, из уважения к покойному, отменил свою пресс-конференцию), то вывод из этого саммита можно сделать вполне однозначный. Глобализация никуда не исчезает, не стоит ждать разрушения мировой экономической ткани, ее распада на валютные зоны и тому подобные конструкты. Дело в мировой торговле, судя по текущим тенденциям, идет к неоглобализации, к тому самому формированию однополярного мира с центром в США, которые во главе с Трампом осознали свою силу (опять же не в военном смысле, но в экономическом) и стали менять мир по своим лекалам.
Вообще говоря, с исторической точки зрения весь этот процесс более всего похож на трансформацию римской Республики в Империю в I веке до н. э. — понятное дело, с поправкой на куда более гуманные времена. Вместе с тем Риму тогда приходилось куда хуже, чем США сейчас: чуть больше удачи у кого-либо из квартета Квинта Сертория на западе, Спартака в центре, Митридата VI Евпатора на востоке и киликийских пиратов на море, особенно на фоне серьезных внутренних раздоров, — и история мира пошла бы по совершенно иному пути. Но случилось то, что случилось. Конечно же, всегда можно предполагать взрыв Йеллоустоуна или разрушение разлома Сан-Андреас, но данные события не представляются для меня сколько-нибудь вероятными. Можно также помечтать о крахе пирамиды американских долгов, но опыт 2008–2009 годов показал, что в случае проблем в США мировой капитал со свистом летит именно в американские казначейские облигации, а не в ту или иную тихую гавань в какой-либо вроде бы успешно развивающейся стране.
Впрочем, по моему мнению, существует способ остановить или, по крайней мере, притормозить этот процесс, и относится он не к экономике или военной мощи, а к человеческой гордости и чувству собственного достоинства. Но об этом мы поговорим как-нибудь потом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online» Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.