Сегодня депутаты Госдумы рассмотрели и приняли в первом чтении законопроект, который вносит поправки в российский бюджет, согласно которым субъекты и муниципалитеты предлагается разделить на три категории исходя из их долговой нагрузки.
В зависимости от состояния долговой устойчивости регионы предлагается классифицировать по группам риска: заемщики с высоким, средним или низким уровнем. Такую градацию предложило ввести министерство финансов РФ. В этом же ведомстве были разработаны новые методики и критерии оценки долговой устойчивости регионов.
Концепцию закона на суд парламентариев представил замминистра финансов Сергей Сторчак. В своем докладе он отметил, что документ разработан в рамках совершенствования бюджетного законодательства и в нем не идет речи об ужесточении регулирования заимствований субъектов РФ, а разрабатываются меры превентивного характера, на основе которых регионы смогут самостоятельно оценивать свою долговую устойчивость и при необходимости обращаться к федеральным органам за соответствующей помощью.
По замыслу минфина, к типу высокой устойчивости относятся те субъекты, которые соответствуют следующим трем показателям. Во-первых, объем долга должен составлять не более 50% к общему объему доходов бюджета региона без учета безвозмездных поступлений. Предельное соотношение для высокодотационных субъектов составляет 25%. Во-вторых, годовой платеж по погашению и обслуживанию долга для этой категории регионов не должен превышать 13% к налоговым, неналоговым доходам и дотаций местного бюджета. А на обслуживание долга субъект сможет направлять не более 5% от расходов бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций).
К субъектам с низкой долговой устойчивостью предлагается отнести регионы, в которых объем долга составляет более 85% к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, а для высокодотационных образований — более 45%. В эту же зону попадают субъекты, у которых на погашение и обслуживание долга уходит более 18% к налоговым, неналоговым доходам бюджета и дотациям. Еще один критерий, по которому регион может оказаться в списке субъектов PФ с низкой долговой устойчивостью, — если доля обслуживания долга превышает 8% от расходов. К тому же в категорию «низкая долговая устойчивость» регион может попасть, если он будет соответствовать хотя бы двум из трех вышеперечисленных критериев.
Регионы, чьи показатели будут промежуточными между высокой и низкой долговой устойчивостью, будут считаться регионами со средней долговой устойчивостью.
В результате регионы с высоким уровнем долговой устойчивости будут освобождены от согласования с минфином программ государственных заимствований и гарантий. Для регионов со средним уровнем долговой устойчивости данная процедура будет обязательной. Они также должны будут представлять в минфин проект основных направлений долговой политики. А регионы из «красной» зоны смогут брать рыночные займы только для рефинансирования долга. При этом они должны будут утверждать и реализовывать согласованный с минфином РФ график и план восстановления платежеспособности.
Согласно расчетам минфина, к регионам «зеленого» уровня сегодня относятся 38 регионов. Среди них, в частности, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Сахалинская, Тюменская, Липецкая, Брянская, Воронежская и Курская области, Республика Татарстан. В «желтую» группу включены 43 региона, среди них Красноярский край, Калининградская, Тверская, Нижегородская, Смоленская область. К «красному» уровню регионов с низкой долговой устойчивостью отнесены Еврейская автономная область, Орловская область, Псковская область, Республика Мордовия.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.