Во время Первой мировой войны в СМИ преувеличивали подъем патриотизма, а также вели информационную войну, изображая противников непросыхающими пьяницами, обреченными на голодную смерть. Об этом рассказал доктор исторических наук Владимир Булдаков в интервью «БИЗНЕС Online».
Владимир Булдаков
«Сведения о необыкновенном патриотическом подъеме, который сопровождал самое начало войны во всех странах, были сознательно преувеличены СМИ. Так, летом 1914 года газеты взахлеб расписывали, с какой радостью деревенские мужики отправлялись на призывные участки. На деле по всей огромной крестьянской России стоял бабий стон», — рассказал он. Все это подрывало доверие народа к пропагандистам, которые стремились превзойти друг друга в своей надуманной, показной любви к Родине, подчеркнул Булдаков.
В то же время, по словам историка, поражение второй армии генерала Александра Самсонова в Восточно-Прусской операции 1914 года тогдашние СМИ и правящие круги постарались не то чтобы скрыть, но хотя бы приуменьшить.
Благодаря средствам массовой информации того времени патриоты полагали, что страна находится в наиболее выгодном положении: ведь запасов продовольствия у нее более чем достаточно, в отличие от той же Германии, которая, мнилось, едва ли не обречена на голодную смерть, подчеркнул Булдаков.
Кроме того, одним из механизмов информационной войны было расчеловечивание противника. Эксперт привел в пример журнал «Немец, перец, колбаса», на обложке которого была «испитая физиономия в окружении сосисок». Также известный актер Мамонт Дальский поставил пьесу «Позор Германии». Там он изображал вечно пьющих, непросыхающих немецких офицеров, которые даже оружие держать в руках не в состоянии, отметил Булдаков.
Булдаков — советский и российский историк, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН. Окончил исторический факультет МГУ в 1967-м. Написал несколько исторических книг, в том числе «Страсти революции. Эмоциональная стихия 1917 года», «Война, породившая революцию».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.