ТРОЙКА РЯДОМ

Волна обновления торговых форматов основными игроками одежного ретейла достигла и Казани. Как рассказала «БИЗНЕС Online» Елена Стрюкова — старший консультант Cushman& Wakefield, наблюдается тенденция к обновлению формата у присутствующих марок масс-маркета в городе: Zara открылась в новом формате, Mango сделали ремонт и поменяли дизайн, магазины Reserved открываются в новой стилистике. «Это происходит повсеместно, не только в Казани», — говорит эксперт.

К этому списку событий можно добавить и то, что в начале апреля в торговом центре «МЕГА» открылся крупнейший в Казани магазин H&M. Его площадь составляет 2 тыс. кв. метров. Как сообщает ТЦ «МЕГА», интерьер и витрины магазина оформлены в самом актуальном и современном концепте.

Напомним, что шведская молодежная марка H&M в Казань пришла, когда открылся обновленный ТРЦ «Южный» — в августе 2011 года. Затем он открылся в Park House. А теперь и в ТЦ «МЕГА». Правда, параметры нового магазина — ассортимент, концепция, сумма инвестиций в открытие — не были предоставлены отделом «МЕГА Казань» на момент подготовки материала к публикации.

Таким образом, с открытием очередного магазина и усилением H&M в Казани торговый центр получил пул — «тройку» популярных в молодежном массовом сегменте брендов — Mango, H&M и Zara (входит в группу Inditex).

РОТАЦИЯ И ЭКСПАНСИЯ

Mango разместился в ТЦ «МЕГА» в прошлом году. А весной — в начале марта — в ТЦ «МЕГА» открылся первый в России магазин нового формата — Violeta by Mango. Ранее магазин компании площадью 300 кв. м располагался в центре Казани — на улице Баумана, которую покинул в августе 2013 года. Площади магазина Mango принадлежат Айдару Гатауллину (ООО «Профит»). Напомним, в марте 2013 года также на улице Баумана закрылся магазин Benetton (около 1 тыс. кв. м), проработавший четыре года. Гатауллин был единственным франчайзи марки в Казани. Эксперты нашего издания отмечали тогда, что среди возможных причин закрытия — изживший себя формат стрит-ретейла в центре Казани.

Напомним, свою сеть в Казани группа Inditex SA усилила в 2012 году. В течение года группа открыла в Казани несколько монобрендовых магазинов. Прежде всего речь шла об ее основных марках: Bershka, Zara (самый раскрученный бренд корпорации), Pull and Bear и Stradivarius. Кроме того, в Казани появился ранее не представленный бренд Inditex марки «премиум» — Massimo Dutti. Последний магазин расположился в ТЦ «МЕГА», остальные — в Park House.

Магазин Zara был обновлен и открылся на большей площади в ТЦ «МЕГА» в конце 2013 года. Это самый большой магазин марки в Казани — 3,5 тыс. кв. метров. Отметим, что также были договоренности об открытии бренда Zara Home. Предположительно, магазин должен был появиться в отдельном здании на улице Баумана, однако этого так и не произошло.

Эксперты нашего издания отмечали, что в массовом сегменте в мире есть всего три основных игрока, которые определяют развитие рынка и тенденции моды: американский Gap (Gap Inc, пока не представлен в Казани), испанский Inditex и шведский H&M (Hennes&Mauritz). Также в Казани представлен британский Marks&Spencer, но в регионах этот бренд не является сильным игроком.

ЕСТЬ АРЕНДАТОРЫ, КОТОРЫМ В ПРОЕКТЕ НУЖЕН INDITEX

Газета «БИЗНЕС Online» выяснила мнения экспертов о последних тенденциях на рынке одежного ретейла.

Ольга Земцова — заместитель директора, отдел стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle:

— H&M — в тройке лидеров. Понятно, что Inditex co своей Zara — и в Park House, и в «Южном», и в «МЕГЕ» — лидер. Среди лидеров этого демократичного сегмента, рассчитанного на молодежную публику, также — Marks&Spencer. H&M развивается по всем регионам. Mango, как и другие качественные ретейлеры, может выбирать качественные торговые центры, диктовать условия.

В региональных комплексах вышеперечисленные бренды рассматриваются как арендаторы, на которых строится бизнес. Есть пул арендаторов, которые спрашивают, будет ли в проекте Inditex, и если его нет, не рассматривают вариант размещения.

H&M, Inditex — основополагающие арендаторы. Они платят низкие ставки, но генерируют потоки посетителей, в том числе и для других арендаторов. Поэтому важно, чтобы данные компании были в торговых центрах.

С H&M в массовом сегменте может конкурировать Marks&Spencer, но первый бренд — это совсем молодежка, а второй — более возрастная публика. Сейчас очень набирают обороты такие молодежные российские федеральные операторы, как Modis, Gloria Jeans, по регионам у них очень хорошие продажи, они себя очень хорошо чувствуют и прекрасно работают в торговых центрах. С Inditex, конечно, по продажам мало кто может сравниться по регионам, но с тем же H&M, Marks&Spencer российские марки вполне конкурируют по товарообороту.

Ольга Земцова
Ольга Земцова

Что касается ухода Mango с улицы Баумана, то там сейчас нет трафика. У Mango теперь есть некие изменения в политике продвижения. Это достаточно серьезный бренд, и по крайней мере в московских торговых центрах они открывают по несколько магазинов — Mango Him (мужская одежда), Mango Accessories. И позиционирование сейчас такое — мы такие же классные, как Zara, но чуть качественнее. Этот бренд может выбирать торговые центры, куда хочет зайти.

Елена Стрюкова — старший консультант Cushman&Wakefield:

— Это третий магазин H&M в Казани. Не секрет, что среди качественных торговых центров Казани «МЕГА» занимает первое место по посещаемости (порядка 30 тысяч человек в день), так что открытие H&M в «МЕГЕ» — удачное решение для марки. Только вот «МЕГА» и «Южный» расположены слишком близко, неизбежна «каннибализация» — магазины будут отбирать друг у друга посетителей. Однако, учитывая, что, как правило, такие бренды платят процент с оборота, а не фиксированную ставку аренды, возможно, будет принято решение сохранить оба магазина.

Новые бренды со схожей концепцией и запросом на размер площадей с H&M ищут в Казани площади. Непросто в действующих комплексах найти 1 - 2 тысячи квадратных метров. Мы сейчас работаем над двумя такими запросами.

Не все марки, которые есть, скажем, в Москве и других городах России, представлены в Казани. Не для всех собственники на текущий момент готовы предложить площадки, так как уровень вакансий в качественных ТЦ и ТРЦ близок к нулю.

Что касается стрит-ретейла, здесь специфика Казани. У нас нет как таковых сформированных торговых улиц. Была улица Баумана, но после запрета парковки в центре города весь ретейл оттуда сбежал: в 2012 - 2013 годы на Баумана закрылись магазины Mango, United colors of Beneton, «Терволина». Для хороших продаж нужен высокий трафик, а он есть в успешных торговых центрах.

Константин Петросян — коммерческий директор Landor Investments (собственник здания обновленного «Детского мира»):

— Собранные под одной крышей данные бренды не приведут к оттоку нашей аудитории. Наш формат не является им прямым конкурентом по причине другого качества продукции и другого ценового сегмента. Zara, Н&M и другие — это масс-маркет, ориентированный на массового потребителя.

Переход брендов из стрит-ретейла в закрытые форматы — это общероссийская и общемировая тенденция. Данный формат нигде сильно не работает. В основном у людей все меньше времени на совершение покупок — ритм жизни меняется. Человеку важно прийти в одно место и купить там и парфюмерию, и одежду. Люди по-другому относятся к времени и уже не хотят ездить из одного конца города в другой по разным магазинам. Особенно ярко это заметно в Москве и других крупных городах, где расстояния между объектами большие.

РЕТЕЙЛ СБЕЖАЛ ИЗ ЦЕНТРА ГОРОДА

Ильяс Ганиев — генеральный директор ОАО «Гипермаркет «Кольцо»:

— Н&M — популярная марка в среде молодежи, но товар там не самого лучшего качества и оставляет желать лучшего. Скорее всего, с открытием данного магазина «МЕГА» усилилась по отношению к торговому центру «Южный».

Сейчас в молодежном массовом сегменте в тренде — быть экономным, когда магазины работают в периоды скидок. Во всех торговых центрах Казани практически типичные марки одежды. Магазинов много, а разнообразия недостаточно.

Нельзя сказать однозначно, что бренды уходят из стрит-ретейла. Существуют бренды, которые открываются в стрит-ретейле, хотя формат торговых центров предпочтительнее.

Анна Хлызова — директор по развитию отдела торговых помещений CBRE:

— Для Казани марка Н&M очень интересна, так как предлагает модную и качественную одежду по оптимальной цене. В Казани это уже не первый магазин этой популярной марки, что дает право считать, что у этих магазинов большой успех.

В одежном ретейле серьезная конкуренция между международными и российскими федеральными сетями. Причем россиянам конкурировать очень нелегко, приходится все время двигаться и меняться и в форматах магазинов, и в расширении коллекций, и в увеличении размерного ряда. При всем при этом российские федеральные бренды имеют совсем неравные условия аренды и не имеют приоритета в выборе размещения по сравнению с международными.

Стрит-ретейл теряет интерес у fashion-брендов для размещения магазинов. Компании все больше выбирают концептуальные торговые центры с понятным покупательским трафиком, с комфортным для себя и своих покупателей размещением и присутствием, с большим выбором товаров и услуг. Street-retail «уходит» в сферу банковских услуг и ресторанного бизнеса.

Леонид Рахимов — генеральный директор ООО «Бэби парк»:

— Н&M, Zara и Mango — лидеры масс-маркета в одежде в Казани. Открытие самых больших магазинов — это плюс потребителю. «МЕГА» — объективный лидер рынка, но не может это проявить в явной форме из-за неправильного продуктового оператора. Поэтому допустили открытие рядом с собой «Южного», который оттягивает серьезное количество покупателей. В Казани не совсем такой концепт, какой должен быть у «МЕГИ», во всех других «МЕГАХ» сидит «Ашан». Из-за этого концепт своеобразный, торговый центр не может достичь своего максимального значения.

Что касается одежного ретейла, в Казани в массовом сегменте представлены практически все марки. Та же «МЕГА» каждые пять лет заставляет делать ребрендинг магазина, что очень здорово.