С ТРУДОМ ОБОГНАЛИ ИНФЛЯЦИЮ

Согласно данным ЦБ РФ, работающие в РТ страховые компании по итогам прошлого года (более свежей статистики на сегодняшний день пока нет прим. ред.) увеличили совокупный сбор премий на 7,3% с 19,15 млрд. рублей за 2012 год до 20,55 млрд. рублей за 2013 год. Налицо замедление роста рынка: в 2012 году совокупные премии страховщиков прибавили 11,6%. Для сравнения: официальная инфляция за прошлый год составила 6,5%. В целом по России страховой рынок увеличился на более внушительные 11,4% до 904,9 млрд. рублей.

В Татарстане помимо медленного роста премий тревогу вызывает бурный рост выплат: они увеличивались быстрее сборов: прирост составил 10,1% до 11,2 млрд. рублей. Впрочем, по России в целом ситуация не лучше, а даже хуже: выплаты выросли на 13,5% до 420,8 млрд. рублей...

Однако средний темп по отрасли — весьма обтекаемый показатель. Самое сильное снижение темпов продемонстрировали компании, у которых в портфеле большую долю занимает ОСАГО: «Ингосстрах», «Росгосстрах», ВСК, «Цюрих». В страховой группе Олега Дерипаски потеряли больше других — «Ингосстрах» показал самое большое снижение как в относительном (47%), так и в абсолютном выражении (446 млн. рублей). Если принять во внимание увеличение страховых выплат на 53% до 694 млн. рублей, то картина получается довольно мрачной. Аналогичные тенденции поразили татарстанский филиал международной компании «Цюрих».

ЗОНА ПОВЫШЕННОГО РИСКА

Ситуация в сегменте ОСАГО сложилась крайне непростая, в России и в Татарстане идет полномасштабный кризис в этом сегменте. Страховые компании, неся убытки, вынуждены навязывать покупателям полисов дополнительные виды страхования, об этом подробно рассказывал «БИЗНЕС Online». В ситуацию вмешалось правительство Татарстана. Сами страховщики утверждают, что рост стоимости самих автомобилей, стоимости их ремонта, цена нормочаса за десятилетие выросли в разы. Соответственно, выросли и выплаты по ОСАГО. А тариф остался неизменным с момента введения этого обязательного вида страхования.

Павел Бунин
Павел Бунин раскрыл подноготную бухгалтерии автостраховщиков

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин раскрыл подноготную бухгалтерии автостраховщиков. С 2003 (год вступления в силу закона об автогражданке) по 2011 год страховщики собрали премий на сумму 622,8 млрд. рублей. Из них 330,4 млрд. рублей было выплачено пострадавшим. Расходы на ведение дел (20%) составили 124,6 млрд. рублей. Отчисления в компенсационный фонд (3%) — 18,7 млрд. рублей. Возврат страховой премии (это когда автовладелец разрывает договор со страховой компанией и остаток средств ему возвращается) составил 15 млрд. рублей. Резервы, предусмотренные законодательством, например, резерв по заявленным и неурегулированным случаям или резерв по произошедшим, но не заявленным случаям, в общей сложности составляют 110,4 млрд. рублей. Итого оставшаяся прибыль составляет 53,7 млрд. рублей. Из нее вычитается 20-процентный налог на прибыль. То есть минус 10,7 млрд. рублей. А также вычитаются средства, которые вывели ушедшие с рынка страховые компании. Этот ущерб составил 21,7 млрд. рублей. Итого финансовый результат от ОСАГО за 8 лет составил 21,3 млрд. рублей, то есть чуть менее 3,5%. Впрочем, есть еще синергетический эффект от роста сборов по другим видам страхования, которые начали продаваться вместе с повышением болтавшейся ниже плинтуса страховой грамотности россиян. Однако получить его удалось далеко не всем участникам рынка.

Тем временем сборы по ОСАГО в Татарстане упали в прошлом году на 0,8% с 3,88 млрд. рублей за 2012 год до 3,85 млрд. рублей за 2013 год. Причем произошло это впервые как минимум с 2007 года! Получается, компании бегут из сегмента. А за ними бегут пострадавшие от их действий владельцы транспортных средств. И все это происходит на фоне роста уровня выплат по ОСАГО, которые выросли в Татарстане на четверть (!) с 2,17 млрд. рублей в 2012 году до 2,7 млрд. рублей в 2013 году. В целом по РФ выплаты увеличились только на 21% до 77,4 млрд. рублей.

Сборы по ОСАГО в Татарстане, млрд. рублей

Наименование

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Сборы ОСАГО в РТ, млрд. рублей

1,65

1,83

2,11

2,40

2,96

3,88

3,85

ПАНИКА ЛИДЕРОВ

С учетом выше приведенных цифр, Татарстан — зона повышенного риска для страховщиков ОСАГО. В целом по региону соотношение уровня выплат к собранной страховой премии по автогражданке составило 70,3%. А «максимально возможная» убыточность по ОСАГО, по оценкам РСА, может составить 70% с учетом выплаченного комиссионного вознаграждения страховым агентам и посредникам. При этом официально рекомендованный размер комиссии должен составлять 10%. Но некоторые страховые компании, чтобы заполучить как можно больше клиентов, предлагали агентам и 30%, и даже 50%...

Ситуация по десятке крупнейших автостраховщиков, работающих на розничном рынке (в отличие от «корпоративщиков»), оказалась хуже, чем в целом по Татарстану. Соотношение уровня выплат к собранной страховой премии по ОСАГО у Топ-10 страховщиков составило в 2013 году 74,3%. У крупнейшего игрока — филиала «Росгосстрах» — уровень выплат составил 89,9% (сборы — 850 млн. рублей, выплаты — 764 млн. рублей). Но это еще цветочки. У филиала компании «Ингосстрах» — одного из наиболее активных игроков сегмента ОСАГО — уровень выплат по автогражданке в 2013 году составил 255% (!), у филиала ВСК — 142%. За гранью рентабельности оказалась и работа филиала «Цюрих», которая выплатила 87% от годовых сборов премии.

Лидеры по выплатам по ОСАГО,
на долю которых приходится 78,6% поступлений по ОСАГО в РТ

Название компании

Выплаты по ОСАГО 2013

Взносы по ОСАГО 2013, млн. рублей

Соотношение выплаты/взносы, %

1

«Росгосстрах»

764,1

850,2

89,9

2

«НАСКО Татарстан»

299,8

585,2

51,2

3

АСКО

275,3

445,4

61,8

4

«Ингосстрах»

265,0

103,8

255,3

5

ВСК

210,0

147,4

142,5

6

«Чулпан»

121,3

240,2

50,5

7

Страховая группа МСК

99,8

201,2

49,6

8

«Цюрих»

80,9

92,9

87,1

9

«АльфаСтрахование»

68,2

207,1

32,9

10

«Итиль»

64,9

151,9

42,7

ИТОГО по Топ-10

2 249,3

3 025,3

74,3

ИТОГО ВСЕГО

2 706,5

3 850,0

70,3

Не исключено, что после определенной зачистки рынка и ряда слияний и поглощений законодатели предпримут меры по скорейшей стабилизации ситуации. На сегодня есть намерение ЦБ РФ повысить тарифы в диапазоне 18,9 - 23,6%, хотя минфин подсчитал обоснованным повышение на 25%, а российский союз автостраховщиков настаивал на 40-процентном повышении.

КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ДРАЙВЕРЫ РЫНКА

А теперь о тех, кто смог хорошо нарастить сборы на непростом страховом рынке.

Чемпион по абсолютной прибавке в сборах — «Согласие»: прирост на 241 млн. рублей до 647 млн. рублей по итогам 2013 года. Компания Михаила Прохорова нарастила объем премий за счет неплохих контрактов по страхованию ответственности местных перевозчиков. Например, был заключен договор с одним из крупнейших перевозчиков Казани — «ПАТП-4».

Можно отметить успехи ряда компаний, аффилированных с крупными банковскими структурами. Например, «Ак Барс Страхование» (плюс 37%), «Уралсиб» (плюс 71%), «ВТБ Страхование» (плюс 72%). Поскольку при выдаче обеспеченных кредитов требуется страховка залога, заемщику необходимо для получения приемлемого процента по кредиту обратиться в страховую компанию. Как правило, сразу в банке предлагают более интересные условия в связанной страховой компании.

Безимени-222.jpg

Если говорить о займах физических лиц, то здесь требуют страхового обеспечения ипотечные и автокредиты. Автокредиты могут быть и без страховки, но как известно, под более высокий процент. Согласно официальному отчету ЦБ РФ, задолженность населения в РТ перед коммерческими банками на 1 января 2014 года составила 246,9 млрд. рублей (в рублях и валюте), что на 32% больше в сравнении со 187,4 млрд. рублей на 1 января 2013 года.

Отметим, что закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов помог страховщикам, связанным с крупными промышленными группами, укрепить свои позиции в 2012 - 2013 годах. В прошлом году сборы по РТ составили 14,2 млн. рублей, а выплаты — только 1,8 млн. рублей.

Один из ярких примеров аффилированной структуры, обладатель «серебра» нашего рейтинга — компания «Чулпан»: сбор премий вырос на 9,5% с 1,68 млрд. рублей за 2012 год до 1,83 млрд. рублей за 2013 год. Доступ к интересным, низко рисковым объектам страхования обеспечивает компании хороший баланс поступлений и выплат. Так, по объему выплат компания «Чулпан» любезно уступила второе место другому местному фавориту — «НАСКО Татарстан».

Особняком среди фаворитов в Татарстане по итогам прошлого года стоит «АльфаСтрахование». Компания Михаила Фридмана смогла в РТ увеличить сборы на четверть до 1,12 млрд. рублей за 2013 год. Увеличение произошло, как ни странно, за счет портфеля ОСАГО (плюс 119 млн. рублей) и КАСКО (плюс 125,7 млн. рублей).

Неплохие контракты на страхование как имущества, так и ответственности по объектам Универсиады получила компания «СОГАЗ»: рост сборов на 77%. Но это не просто бочка меда в виде легких премий, в виде ложки дегтя к ней прилагается рост выплат в 2,5 раза (в основном это выплаты по авиакатастрофе «Боинга» в аэропорту Казани).

Нельзя не отметить в целом хороший баланс премий и выплат по страхованию жизни: 1,53 млрд. рублей к 0,85 млрд. рублей соответственно. Неспроста многие компании охотно работают в данном секторе. Так, филиал «Росгосстрах-Жизнь», занимающийся этим видом страхования, нарастил сборы в минувшем году на 60%.

У НАС НИЗКАЯ КУЛЬТУРА СТРАХОВАНИЯ

Динамику страховых сборов и выплат в Татарстане, в частности, в сегменте ОСАГО, газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали участники рынка.

Фарид Хамадеев — директор филиала компании «Росгосстрах» по РТ:

— В 2014 году мы планируем сильнее развить страхование жизни, ввести новый вид ритуального страхования — это уникальная продукция для рынка. В остальных видах рост будет стандартным, не более 5 - 6 процентов.

Основная проблема для нашей компании — высокая убыточность по ОСАГО. И это трудность не только для нас, но и для всех страховщиков. Изменился подход Верховного суда к закону о страховании, в него включилось действие закона о защите прав потребителей.

Для повышения рентабельности в этом виде страхования мы изменили подход к работе с юридическими претензиями. Усилили блок юристов, что позволяет оперативно реагировать на судебные иски. Мы стараемся большинство исков решать в досудебном порядке. Активно продвигаем «натуральные выплаты».

Мы вообще убрали из приоритета автострахование, сделали более приоритетными страхование жизни и другие виды, теперь усиленно работаем в этом направлении. Я считаю, необходимо менять тарифную политику по ОСАГО, потому что существующие тарифы не обеспечивают нормальное функционирование этого продукта.

Иниль Габдулхаков — директор филиала ООО СК «Согласие» в РТ:

— Основная проблема минувшего года — активная фаза внедрения закона о защите прав потребителей в сфере страхования. Когда вводили эту норму, никто не предполагал последствий. Сейчас закон работает массово и последствия его применения стали очевидными. Неудачей прошлого года можно считать и закон об ответственности застройщика. Он сам по себе актуален, но его нужно проработать, внести изменения. Этот закон оказался нетранспортабельным, поэтому никто не страхует это направление.

В целом же мы как работали, так и работаем, даже в эти тяжелые времена. Надеемся, что в законодательстве все-таки обратят внимание, что рынок уже не может переваривать такое количество убытков. Конечно, мы столкнулись с нерентабельностью ОСАГО. Наша компания придерживается позиции, что если этот вид страхования обязателен, его надо исполнять. Москва запрещает навязывание дополнительных услуг, мы этим не занимаемся. Единственная возможность в данном случае — диверсифицировать портфель, более качественно страховать водителей и юрлиц. Я думаю, что проблемы рынка ОСАГО нужно рассматривать с двух сторон: со стороны страхователей и страховщиков. Сейчас же идет массированная атака страховщиков, в то время как само законодательство в этом вопросе запоздало. Конечно, страдают простые потребители.

Рынок нашей республики — это детальное отражение общего рынка страхования. Законодательные инициативы исходят из столицы, мы лишь идем следом. Наш регион вошел в число убыточных по КАСКО и ОСАГО — это показатель того, что у нас низкая культура страхования. Сейчас по-новому переосмысливают движение страхового рынка, в том числе много пишут о том, что будет переписан план развития до 2020 года. Рынок изменится кардинально, в 2014 - 2015 годах будет активная фаза. У меня есть ощущение, что компаний останется мало относительно той численности, которая есть сейчас. Соответственно, надзор ужесточится. Чем меньше игроков, тем четче и жестче будет контроль за развитием рыка. А в целом это, наверное, повысит качество. Когда пройдут все эти явления, которые мы наблюдаем сейчас, когда рынок ими переболеет, он выйдет более здоровым, более конкурентным.

Валентина Сальникова — генеральный директор страховой компании «Гранта»:

— Мы работаем в основном с юрлицами. Поэтому рост, если он и происходит, происходит только обслуживание юрлиц — это увеличение грузоперевозок, имущественного страхования и ответственности участников СРО по строительно-монтажным работам. В прошлом году уменьшилось страхование медицины, а также страхование транспорта КАСКО. А все остальные виды ответственности остались на прежнем уровне. 2013 год был для нас годом уменьшения: уменьшились сборы, уменьшились расходные части. Мы убрали более рисковые виды, такие как КАСКО, и добились финансовой устойчивости.

Первая проблема, существующая сейчас на рынке страхования, — это конкуренция. Не местных компаний, среди них как раз почти нет жесткой конкуренции, а если и есть, то она вполне миролюбивая, основанная только на качестве обслуживания. А что касается московских компаний и компаний из других регионов, то в принципе, здесь существует любая конкуренция. В том числе резкое снижение тарифов, за исключением КАСКО и ОСАГО.

Вторая проблема — мошенничество среди страхователей, которые зарабатывают деньги через юридические конторы, которые скупают страховые события.

Одно из значимых событий прошлого года — это то, что у нас сменилась вышестоящая структура, мы перешли в подчинение Центральному банку. Естественно, был подготовлен новый закон о страховании, который вступил в силу 21 января этого года. Требования ужесточились, в том числе и по финансовой отчетности. Нам впервые пришлось отчитываться по международным стандартам МСФО. Мы были не готовы к этой отчетности, но все в конце концов разрешилось.

Сейчас у предприятий не наблюдается стабильности — многие из них просто-напросто закрываются, особенно строительные, в связи с повышенными требованиями нового законодательства. Многие отказываются страховаться ввиду банального отсутствия финансовых средств, хотя они обязаны это делать. Промышленные же предприятия, как правило, входят в какие-то холдинги, и свои задачи они решают за счет страховых компаний, которые входят в систему этого холдинга.

Я считаю, что законодательство в рамках ОСАГО нельзя ужесточать, потому что ОСАГО — это не наша прихоть, от которой «жирнеют» страховые компании. Признаться честно, не имея этой лицензии, я сочувствую другим страховым компаниям, потому что решения всех судов идут против них. Закон о защите прав потребителей подтянули в ОСАГО, и юридические конторы стали просто зарабатывать на нас деньги. Это крайне неправильно.

Сегодня многие вопросы решаются до судебного разбирательства. Страхователь имеет право обратиться в суд, не обращаясь за выплатой в страховую компанию — и здесь сразу же вступают штрафные санкции в отношении страховщиков. Чтобы решить эту проблему, нужно работать во всех направлениях: и в законодательном, и в судебной практике, а также усиливать контроль страховых компаний в отношении требовательности к выплатам.

3.jpg
4.jpg