13 МЛРД. РУБЛЕЙ ПОЙДУТ РАБОТНИКАМ НАПРЯМУЮ

Прямые выплаты социальных пособий анонсировал в Татарстане фонд социального страхования (ФСС). Схема тестируется в ряде регионов с 2011 года, в числе которых республика станет 11-м. Сегодня ее плюсы расписывали на брифинге в кабмине РТ.

«Раньше, когда существовала зачетная система выплаты пособий, работнику их выплачивал страхователь. А страховые взносы шли в фонд социального страхования за минусом этих выплаченных сумм, — объяснила начальник отдела РО ФСС РФ в РТ Евгения Гизатуллина. — А по новой схеме с 1 июля 2015 года страхователь будет выплачивать страховые взносы в ФСС РФ в полном объеме. Пособия же будет выплачивать региональное отделение ФСС РФ».

По ее словам, теперь страхователь должен только отправить в фонд соответствующие документы в оригинале. Если же это крупное предприятие, где работают более 20 сотрудников, то сведения подаются в виде электронных реестров. Таким образом будут выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием), по беременности и родам, при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, а также за дополнительный отпуск пострадавшему на производстве. Стоит, однако, отметить, что пилотный проект «Прямые выплаты» с 1 июля будет касаться только тех страхователей, которые стоят на учете в Татарстане.

Этот проект затронет интересы более 1,5 млн. работающих граждан и порядка 130 тыс. работодателей, сообщил управляющий региональным отделением фонда социального страхования РФ по РТ Рамиль Гайзатуллин. Особо он отметил, что цель данного проекта — своевременно и в полном объеме обеспечить работающих граждан гарантированными государством пособиями независимо от финансового положения работодателя. Вопрос серьезный, ведь в прошлом году только по пособиям по нетрудоспособности за прошлый год выплачено 8 млрд. рублей, а сумма всех выплат равнялась 13 млрд. рублей.

Чтобы открыть страничку, нажмите на картинку

ТРИ ПЛЮСА, ТРИ ПОВОДА ДЛЯ РАДОСТИ

Выступающий назвал три плюса для работников от введения нового проекта. Во-первых, выплата пособий не будет связана с выплатой заработной платы. Больничные и пособия по материнству работники будут получать вовремя при условии, что работодатель своевременно передаст правильно заполненные документы и сведения.

Во-вторых, работник получит пособие независимо от финансового состояния работодателя. Сейчас в фонд, по словам Гайзатуллина, регулярно обращаются женщины с жалобами на то, что работодатели не выплачивают им пособия, ссылаясь на финансовые проблемы. При банкротстве же предприятия (что случается довольно часто, а в кризис, наверное, будет еще чаще) работникам, в том числе женщинам в декрете, приходится добиваться оплаты через суд. Теперь платить будет фонд соцстраха.

И в-третьих, фондом гарантируется правильность начисления пособий — при этом значительно снижается вероятность страхового мошенничества путем использования поддельных бланков листков нетрудоспособности.

Не забыл Гайзатуллин рассказать и о выгодах работодателей. По его мнению, на предприятиях снизится нагрузка по расчету, назначению и выплате пособий. «Прямые выплаты» позволят сэкономить оборотные средства организаций за счет того, что они не пойдут на выплату пособий.

«Когда бухгалтеры научатся работать по новой схеме, то должны отметить положительные стороны пилотного проекта. Так же было и в других регионах», — пообещал начальник регионального отделения фонда.

Понятно, что бухгалтерам не помешало бы сходить на какие-нибудь курсы по новой схеме — об их начале обещают объявить на сайте ГУ РО ФСС РФ по РТ.

К БЮЛЛЕТЕНЮ ПРИБАВЛЯЕТСЯ ЗАЯВЛЕНИЕ

Что касается порядка выплат пособий, то размер пособий и формула их расчета не меняются. Изменяется только схема взаимодействия фонда социального страхования с работодателем и работником. Сотрудник так же будет приносить работодателю документы, которые подтверждают его право на пособие — листок нетрудоспособности, справку о рождении ребенка, другие документы в соответствии с видом пособия. В дополнение к этому сотруднику надо будет оформлять заявление с указанием реквизитов, по которым затем будут перечислены деньги.

«Можно указать индивидуальный счет в банке, тогда пособие придет на счет. Либо указать почтовый адрес, тогда пособие придет по почте почтовым переводом. Здесь важно внимательно указывать банковские реквизиты либо почтовый адрес, иначе деньги работнику не поступят», — предупредил выступавший.

Затем работодатель должен передать комплект документов в филиал регионального отделения фонда не позднее 5 календарных дней со дня получения их от работника. Филиал отделения в течение 10 календарных дней со дня получения документов должен принять решение о назначении и выплате пособия и выплатить его работнику. Если работодатель представит неполный комплект документов, то фонд не сможет назначить пособие и будет запрашивать недостающие документы у работодателя извещением.

Чтобы открыть страничку, нажмите на картинку

«ВРЕМЕННОЕ НЕПОНИМАНИЕ» ТАТАРСТАНУ НЕ ГРОЗИТ

Гайзатуллин, однако, оговорился, что оплата первых трех дней временной нетрудоспособности будет производиться, как и раньше, работодателем за счет своих средств. Но если работодатель фактически отсутствует или найти его крайне сложно, работник сам может направить заявление, листок нетрудоспособности и другие документы в филиал регионального отделения фонда. Начиная с четвертого дня пособия по временной нетрудоспособности будут выплачиваться филиалами регионального отделения. При этом НДФЛ будет удерживаться фондом с той суммы, которая выплачена за счет средств социального страхования.

Несмотря на то что выступление главы местного отделения фонда транслировалось в режиме видеоконференции во все районы Татарстана, «удаленные участники» этой встречи ни одного вопроса Гайзатуллину не задали. Зато от присутствовавших в зале журналистов их поступило достаточно много. В частности, отвечая корреспонденту «БИЗНЕС Online», он высказал уверенность, что количества случаев мошенничества при страховых выплатах станет меньше. По его мнению, правила нового проекта будут положительно восприняты представителями не только малого и среднего бизнеса, но и крупных предприятий.

«Мы облегчаем работу бухгалтерии, то есть берем на себя функции расчета и выплат. Это выгодно и для крупного бизнеса, там бухгалтерия тоже разгрузится», — уверенно заявил он. Из опыта же внедрения проекта в других регионах глава местного фонда отметил боязнь работников получать выплаты по старой схеме и «временное непонимание» предпринимателей, которые, несмотря на все объявления, продолжали платить взносы в фонд по старой схеме.

«Все проблемы, которые были в других регионах, мы учли. Я думаю, что у нас этих проблем не будет», — оптимистично закончил брифинг Гайзатуллин.

«ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ СОТРУДНИКОВ ФУНКЦИОНАЛ БУХГАЛТЕРА МОЖЕТ УВЕЛИЧИТЬСЯ»

Оценить новшества — будет ли новая форма работы удобна для бухгалтеров — «БИЗНЕС Online» попросил экспертов. Генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании «ФБК-Поволжье» Сергей Никифоров считает, что новый порядок оплаты будет дисциплинировать работников, в том числе с точки зрения подачи и оформления документов в срок. Это избавит бухгалтерию от пересчитывания ведомости задним числом. В остальном, по мнению Никифорова, для бухгалтерии принципиально ничего не изменится — как подавали документы в ФСС, так и будут подавать. «Что касается защиты работников от банкротства предприятия, то это маловероятно. Обычно больничные выдаются сроком на три-пять дней, за такое время компания разориться и войти в процедуру банкротства не успеет. Что касается женщин, которые находятся в декретном отпуске, то и для них по большому счету ничего не меняется — источником выплат как был, так и останется ФСС, разве что в случае банкротства ей придется обратиться туда напрямую».

В свою очередь, главный бухгалтер юридического агентства «Юнэкс» Лилия Гильмутдинова рассказывает, что все будет зависеть от того, насколько хорошо проработан новый порядок передачи документации в ФСС. «Полагаю, что для предприятий с большой численностью сотрудников функционал бухгалтера, скорее всего, увеличится. Так, в случае если сумма выплат по больничным листам в течение отчетного периода была невелика по сравнению с суммой страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, ранее у работодателя не было обязанности отправлять весь комплект документов в ФСС по каждому произошедшему случаю. То же самое и в связи с материнством. Но с 1 июля 2015 года необходимо будет по каждому случаю нетрудоспособности предоставлять документы», — отметила она.

Смотри также:

Дополнительный материал к брифингу