Вопрос о наименовании органов власти и руководящих должностных лиц республик Конституция Российской Федерации относит к полномочиям самих республик. Это наше бесспорное конституционное право, право самого Татарстана — как наименовать высшее должностное лицо республики! К сожалению, когда пошли нетерпеливые напоминания Татарстану о необходимости приведения запрета к исполнению, последовали встречные высказывания готовности республики к исполнению неконституционного закона о лишении нашего конституционного права. Продолжаются «гадания» о том, какое решение примет республика. А ответственные дипломированные юристы республики, советники и консультанты должностных лиц в правовых управлениях в высших органах власти республики, даже в Конституционном Суде РТ скромно отмалчиваются вместо конституционно-правового просвещения начальников и народа. Разговоры об истекающем сроке сохранения поста президента республики отвлекают наше внимание от отстаивания права Татарстана самому решать этот вопрос, внушают неизбежность примирения с законообразным произволом. Да, никакой срок не истекает и не истечет, пока не «истекла» действующая Конституция РФ как закон, имеющий «ВЫСШУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ И ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ» (ст. 15)! Пока она не отменена и не запрещена. С извинениями перед теми читателями, кому всё это известно и понятно, повторю то, что уже достаточно полно и четко было изложено мной ранее («Наше право — правое!», «ЗП» № 6-8, 2015 г.). Я не юрист, и потому готов принять аргументированные возражения. По предыдущему выступлению их не было. Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации республика — «ГОСУДАРСТВО, имеет свою конституцию и законодательство». Глава государства в Татарстане, согласно Конституции РТ — Президент Республики Татарстан. Конституция РТ приведена в соответствие с российским законодательством и признана РФ федеральным законом № 199-ФЗ от 24 июля 2007 года — об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан. Статьей 11 часть 2 Конституции РФ установлено: «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». Наименование образуемых субъектами РФ органов государственных власти Конституцией РФ не регламентировано. В трех статьях 71, 72 и 73 Конституции РФ, определены и разграничены предметы ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и субъектов РФ и предметы ведения субъектов РФ. В ведении Российской Федерации, согласно статье 71 Конституции РФ, находится: «г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти». Установление системы и формирование органов власти субъектов Федерации не включены в перечень предметов ведения РФ. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, часть «н») относится лишь « установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления». Выбор наименования высших должностных лиц и органов власти  субъектов РФ в Конституции РФ не включены ни в перечень предметов ведения федерального центра, ни в перечень совместного ведения РФ и субъектов федерации. Статья 73 Конституции РФ — о полномочиях субъектов Федерации: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают ВСЕЙ ПОЛНОТОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ» (выделено мной - С. Ф.). Итак, наименование руководителей и органов власти республики находится в той КОНСТИТУЦИОННОЙ правовой зоне полномочий и предметов ведения, где республика обладает «всей полнотой государственной власти». Это еще не все. В статье 76 часть 4 Конституции РФ указано, что вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов, субъекты РФ сами «осуществляют собственное правовое управление, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов». А часть 6 той же 76 статьи Конституции РФ гласит: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъект РФ, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации». Следовательно, «нормативный акт» Татарстана, установивший наименование «президент» для высшего должностного лица республики, «изданный в соответствии» с частью четвертой статьи 76 Конституции РФ, имеет верховенство над федеральным законом, и действует как «нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»! А ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ЗАПРЕЩАЮЩИЙ ТАТАРСТАНУ ИМЕТЬ СВОЕГО ПРЕЗИДЕНТА, как «противоречащий нормативному правовому акту», то есть Конституции Татарстана о президенте республики, «изданному в соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции РФ», НЕ ИМЕЕТ ЗАКОННОЙ СИЛЫ! Федеральный закон, запрещающий президентство в Татарстане является антиконституционным вторжением в пределы безраздельного конституционного права республики. Часть 6 статьи 76 Конституции РФ дает нам полное право не исполнять, не обращать внимание на закон о запрете Татарстану права иметь своего президента. В статье 15 Конституции РФ закреплена норма, что «Конституции РФ имеет высшую юридическую силу и ПРЯМОК ДЕЙСТВИЕ; там же указано, что принимаемые в РФ законы «НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ Конституции РФ». ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ Конституции означает, что её нормы подлежат реализации независимо от наличия конкретизирующих ее нормативных актов, то есть без законов-«посредников».  ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ Конституции обязывает органы государства рассматривать нормы конституции в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел. Статус высшей юридической силы и прямое действие Конституции, не только дает право опираться на её нормы, но ОБЯЗЫВАЕТ нас напрямую соблюдать Основной закон государства. А исполнение закона, противоречащего Основному закону, делает исполнителя нарушителем Конституции РФ, то есть правонарушителем! Кстати, упомянутые статьи 5, 11 и 15 Конституции РФ — они относятся к главе «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ». А конституционный строй государства очень серьезно защищен соответствующей статьей УК РФ. Нарушение статей этой главы Конституции Российской Федерации, то есть, «Действия, ... направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации», квалифицируются как тяжкое государственное преступление. Следовательно, принуждение Татарстана к отказу то своих конституционных полномочий, защищенных статьей 15 Конституции РФ, есть не что иное как насильственное принуждение республики к измене Конституции страны! Татарстан хотят поставить перед абсурдным выбором — что нам исполнять: противоречащий Конституции закон, или Конституцию Российской Федерации! И то и другое – и конституционное право республики, и запрещающий его закон являются действующими нормами в рамках одного и того же правового пространства в одном и том же государстве, в одно и тоже время; являются правовыми инструментами одной и той же власти. Это уже не только узаконенное беззаконие, а шизофрения в законе! Законопроект с тем же названием и с той же целью – запретить республикам наименование «президент» для их высших должностных лиц однажды уже был провально опробован в Госдуме, был назван «маразматичным» и отклонен. За него проголосовал 51 депутат, 11,3%. Было это 18 января 2002 года. В отзыве правительства РФ, Правового управления Госдумы и Комитета Думы по делам Федерации и региональной политике подчеркивалось, что это полное и бесспорное конституционное право субъектов – самим определять, как именовать своих высших должностных лиц. Конституция РФ с тех пор не изменилась в части прав и полномочий субъектов федерации. И государственный строй тот же. Но бессмертным оказался и вирус «маразматичности».Он дождался своего часа и триумфально воскрес на расчетливой беспринципности и правовой неразборчивости нового поколения законодателей. Право субъектов РФ самим определять наименование высшего должностного лица подтвердил и Конституционный Суд РФ, рассматривая запрос по Республике Мордовия. Это решение КС от 3 июня 1993 года остается в силе. Вкратце, суть мордовской истории такова. Верховный Совет Мордовии 7 апреля 1993 года отменил пост президента в республике. Это решение обжаловали в КС РФ народные депутаты РФ и сам «отмененный» президент Мордовии. КС РФ указал, что это право и полномочие самой республики — иметь президента или нет. Правда, вопрос рассматривался на основе старой Конституции РФ в редакции от 21 апреля 1992 года, но перечисленные в постановлении КС РФ от 03.04.1993 нормы старой Конституции вошли в новую Конституцию и остается в силе. Приведу два абзаца из вступительной части постановления КС РФ от 3 июня 1993 года (номера статей Конституции РФ - по редакции от 21 апреля 1992 года): «... Конституционный Суд Российской Федерации установил: ...республика вправе самостоятельно решать вопросы установления и изменения системы своих государственных органов власти при условии соблюдения требований Конституции Российской Федерации. ... Данная норма, а также положения статей, содержащихся в главах 15.1 и 16 Конституции Российской Федерации, допускают возможность установления различных форм организации исполнительной власти, включая введение института Президента республики. В соответствии со статьей 132.2 Основного Закона России полномочия, порядок избрания и деятельности главы исполнительной власти (Президента) республики определяются Конституцией и законами республики в составе Российской Федерации». А Государственная с Советом Федерации и даже президент РФ не имели и не имеют права отменять конституционно-правовые постановление Конституционного Суда РФ! К сожалению, у КС РФ есть, и чисто российское своеобразие. Он может принимать, по заказу, и политические решения. Например, была «заказана» татарская латиница. КС РФ чисто политическим решением оправдал лишение татарского народа права быть хозяином своего родного языка. Не исключено, что Татарстан могут «заказать» ещё раз. Но есть ещё воля народа как источника власти, внушительно высказанная в поддержку и защиту Конституционного права республики. Выражением воли народа Татарстана к сохранению наименования «президент» для высшего должностного лица Республики Татарстан стало всенародное избрание ПРЕЗИДЕНТА республики с 94,4 % голосами. Кстати, в столь высоком проценте — весомая «заслуга» и того «закона» о неконституционном лишении Татарстана права иметь своего ПРЕЗИДЕНТА! Произвол законодателей с запретом прикрыт, как всегда, благозвучным «доводом» — «в России должен быть один президент!». Да, верно, правильно, бесспорно и ясно как солнечный день — должен быть один президент. В Российской Федерации — Президент Российской Федерации. Точно так же и в Татарстане — тоже должен быть лишь один президент — Президент Республики Татарстан. «Президент России» и «президент Татарстана» - это р а з н ы е названия разных должностей, слово «президент» употребляется тут в привязке к другому, уточняющему конкретную должность, слову. Так же как слово «председатель». Может случиться так, что после «истечения» срока отсрочки всё-таки «отменят» нам президента, плюнув ещё раз на свою Конституцию. Не силой права, а правом силы и приказного окрика! То есть, продолжением политики иными, насильственными средствами. Но и при таком исходе можно сделать так, чтобы словосочетание «Президент Татарстана» не ушло от нас. Никто не вправе и не в силах запретить нам употребление по-прежнему наименования ПРЕЗИДЕНТ. Кроме вывески на президентском дворце и таблички на на двери его кабинета. Достаточно будет указать на них лишь Ф. И. О. Президента. Письменно и устно обращаться будем к Президенту как к Президенту, писать и говорить в СМИ как о Президенте и т. д. Главное, что избранный нами Президент Татарстана достоин этого наименования. Пытались же прикрепить за республикой название «Татария». Не получилось. Приучили постепенно всех к названию «Республика Татарстан», вплоть до включения его в Конституцию РФ. Законопослушность — наследственная золотая особенность татарского народа как народа-государственника. А многонациональный Татарстан — надёжная законопослушная опора Российской Федерации. Но законопослушность не означает готовность к покорному исполнению беззакония и произвола, по-господски своевольно возведенного в «закон». Фандас Сафиуллин

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции