Уроженка Казани Евгения Тарасова со своим партнёром Владимиром Морозовым Почти наверняка на зимней Олимпиаде в Пхенчхане будет стартовать свежеиспеченная чемпионка Европы, уроженка Казани Евгения Тарасова со своим партнером Владимиром Морозовым Фото: ©Павел Лисицын, РИА «Новости»

ГАРАНТИРОВАННАЯ МЕДАЛЬ

9 февраля 2018 года в корейском городе Пхенчхане стартует зимняя Олимпиада. Практически наверняка там будет стартовать и свежеиспеченная чемпионка Европы, уроженка Казани Евгения Тарасова со своим партнером Владимиром Морозовым. И не надо быть большим специалистом фигурного катания, чтобы спрогнозировать завоевание этими спортсменами олимпийских наград, минимум — «серебра». Имеется в виду командный турнир, дебютировавший в программе Олимпиады в Сочи и выигранный тогда российской командой за явным преимуществом. Вот и сейчас россияне — явные фавориты. У нас выступает лучшая одиночница мира Евгения Медведева, которая гарантированно принесет в командную копилку 20 очков. Тарасова с Морозовым, да и любая из танцевальных пар, — это дуэт, способный быть в тройке по итогам и короткой и произвольной программ. Проблемным представляется лишь выступление одиночников, но такие же проблемные дисциплины есть у наших главных конкурентов из сборных Канады и США: у канадцев нет достойных фигуристок, у американцев слабыми выглядят парники и те же одиночники. Напомним, что Россия досрочно выиграла «золото» в Сочи. Сейчас за победу придется побороться, у нас не будет такого одиночника, как Евгений Плющенко, который завоевал в Сочи 19 очков. Нет такого преимущества в парном катании, но даже в случае самого ужасного выступления ниже третьего места россияне не опустятся, а, скорее всего, будут конкурировать с канадцами за «золото».

ПОБЕДА В ГРАН-ПРИ И НА ЧЕМПИОНАТЕ ЕВРОПЫ

В этом сезоне Тарасова с партнером, помимо европейского турнира, выиграли финал Гран-при, стали вторыми на чемпионате России. Увы, но успехами Тарасовой казанские болельщики с недавнего времени вынуждены радоваться, что называется, со стороны. Если до 2015 года пару на всех соревнованиях объявляли как «Евгения Тарасова, Владимир Морозов, Казань — Москва», то с 2016 года Тарасова полностью перешла в состав сборной столицы. Она там тренируется, живет и получает зарплату, лишившись и зарплаты члена сборной Татарстана, и статуса фигуристки из нашей республики, причем исключительно по нашей инициативе. Причина — отказ от параллельного зачета. Однако в художественной гимнастике, синхронном плавании, том же фигурном катании, где спортсмены выступают в дуэтах, четверках, восьмерках, вполне можно было бы сделать исключение. Но нет, не сделали... А ведь прецеденты есть. Например, пара Юко КавагутиАлександр Смирнов вполне спокойно выступала за два региона, не в параллельном зачете, а каждый спортсмен — за свой регион: японка Кавагути — за Санкт-Петербург, а россиянин Смирнов — за Тверь.

Между тем, по нашей информации, вопрос о возвращении Тарасовой в состав сборной Татарстана ставился. Представители Татарстана согласовали его с самой Евгенией, с ее московскими тренерами, с федерацией фигурного катания Москвы, которая готова отпустить девушку, с федерацией фигурного катания России. Но на каком-то уровне согласования возник непонятный затык. Готовые документы о переходе Тарасовой в команду нашей республики не подписываются. С учетом результатов последних выступлений Тарасовой это выглядит непонятно. А если вспомнить, что переходы российских спортсменов из команды одного региона в другой будут запрещены за год до Олимпиады, в данном случае с 9 февраля, такая заминка выглядит как сознательный отказ от медалей.

. Вопрос о возвращении Тарасовой в состав сборной Татарстана ставился, был согласован с самой Евгенией, московскими тренерами, с Федерацией фигурного катания Москвы, но на каком-то уровне согласования возник непонятный затык
Фото: ©Нина Зотина, РИА «Новости»

СКРОМНАЯ. ТРУДОЛЮБИВАЯ. СВОЯ

Тарасова родилась в Дербышках. Мама одна воспитывала двух дочерей. Она отдала их в секцию фигурного катания на стадионе «Ракета». Тренеры посоветовали отправить их в детско-юношескую спортивную школу. Это было в 1998 году, когда Жене исполнилось четыре. Тут нужно сказать огромное спасибо ее маме, которая 6 лет возила девочек на тренировки во Дворец спорта из Дербышек, потом ехала на работу в поселок Каменка, потом снова во Дворец спорта. И это на общественном транспорте в конце 90-х. Любой казанец поймет, что легче всего было отказаться от подобных поездок. Тем более без всякой уверенности в том, что эти поездки принесут какой-либо результат. Ведь Казань на тот момент уже 30 (!) лет не имела какого-либо результата в фигурном катании, с 1980 года, когда в Москву в статусе чемпиона мира среди молодежи уехал Александр Фадеев. Кстати, так и произошло с сестрой Евгении, которая поначалу перешла в синхронное катание, а потом забросила спорт.

Но в случае с самой Евгенией, как говорится, не было бы счастья, да несчастья помогли. И тогда, когда мама задерживалась на работе или в дороге, маленькая Женя после тренировок в группе своего наставника Вячеслава Головлева получала дополнительную нагрузку у другого тренера — Геннадия Тарасова, который и воспитал того самого Фадеева. Поначалу у маленькой Жени было по две тренировки в день, а потом она полностью перешла в группу к Тарасову, который предсказал ей «светлое будущее». Дело было во время чемпионата мира в Москве 2005 года. Подруги 10-летней Тарасовой поехали в Москву, а у нее не было денег. Вернувшись, они делились впечатлениями, а Евгении, по ее словам, «было завидно, что они смогли своими глазами посмотреть на чемпионат мира, который я видела только по телевизору». И тогда Тарасов сказал: «Не плачь, Женька, ты когда-нибудь сама станешь участницей чемпионата мира».

Выступая в качестве одиночницы, Тарасова в 2008 году стала седьмой на первенстве России. Между прочим, опередив не кого-нибудь, а Елизавету Туктамышеву (девятое место) и Аделину Сотникову (десятое место). Но будущие звезды одиночного фигурного катания были на два года моложе Тарасовой и бурно прогрессировали. Уже на следующий год они вдвоем возглавили таблицу не первенства России, где соревновались юниорки, а отличились на чемпионате России среди взрослых. А Тарасова практически с теми же оценками переместилась на восьмое место, а еще через год и вовсе скатилась на 14-е место. Тогда, в 2010-м, кстати, победительницей первенства России стала 13-летняя Юлия Липницкая, а 16-летняя Тарасова поменяла все в один момент, уйдя в парное катание. К тогдашнему директору казанской школы Евгению Безменову подходили с предложениями представители знаменитой школы Санкт-Петербурга от Тамары Москвиной, потом из Москвы от Нины Мозер. Наставники Тарасовой выбрали москвичей.

Поначалу в группе Мозер была создана пара Тарасова — Егор Чудин, но уроженец Самары вскоре решил уйти в шоу, связанное с фигурным катанием. И так совпало, что без партнерши оказался и Морозов, после чего тренеры объединили их в пару. То, что пара «самое то», стало понятно достаточно быстро. Как вспоминала сама Евгения, «буквально с первых же тренировок пришло чувство, что мы подходим друг другу»: «Первый же старт на открытом первенстве Москвы мы выиграли, после чего поехали на юниорский Гран-при в Загребе. И так пошло-поехало».

Они стали вторыми на первенстве России, отобрались на юниорский чемпионат мира, где финишировали пятыми. Через год Тарасова — Морозов стали вторыми на юниорском «мире» и Универсиаде, где их опередили соотечественники Ксения СтолбоваФедор Климов, вскоре ставшие олимпийскими чемпионами Сочи.

. Евгения Тарасова и Владимир Морозов с тренерами Робином Шолковы и Ниной Мозер
Фото: ©Владимир Песня, РИА «Новости»

С ПЕРСПЕКТИВОЙ НА ТРИ ОЛИМПИЙСКИХ ЦИКЛА

Фигурное катание — это очень красивый и ужасно циничный вид спорта. Особенно это касается нынешних парников и танцевальных дуэтов. Причин для того, чтобы разбежаться и создать новую пару, множество. Есть вынужденные, когда пары разбиваются из-за разницы в возрасте. Когда юноша старше своей партнёрши лет на пять, это позволяет получать результаты на юниорском уровне. Но потом молодой человек достигает 20 лет, теряет право выступать среди юниоров, и пара распадается. Есть распады чисто человеческие, когда в дуэте катаются люди, не подходящие друг другу. Они могут расстаться легко, даже в ранге олимпийских чемпионов, чтобы создать другие пары, мучить и себя, и своих болельщиков. Перед каждым сезоном в мире фигурного катания распадаются десятки пар и танцевальных дуэтов. А это же субъективный вид спорта, здесь очень важно эмоциональное впечатление. Либо между партнерами есть «химия», либо они просто работают, катаясь друг с другом.

Так вот у Тарасовой и Морозова идеальное сочетание. Красивая пара, молодые люди подходят друг другу, и, судя по неофициальной информации, между ними возникли отношения, которые уже нельзя называть чисто дружескими. Они находятся в оптимальном возрасте и пришли в сборную надолго. Даже к старту Олимпиады 2026 года Морозову будет всего лишь 33 года, а Тарасовой — 31. При отсутствии форс-мажора в виде травм можно прогнозировать, что Россия получила пару на три олимпийских цикла. И это важно даже в государственном масштабе, поскольку в последние годы из юниорского фигурного катания России никто, кроме Тарасовой и Морозова, не вышел, остальные пары распадались из-за названных выше причин. И все три олимпийских цикла Татарстан мог бы рассчитывать на родившуюся в простой семье, скромную, трудолюбивую спортсменку, которая с катка «Ракета» из поселка Дербышки добралась до высшей ступени пьедестала почета. Болеть за нее. Если же нет, то мы будем смотреть на нее со стороны, потому что кто-то из государственных мужей в нужное время просто не поставил свою визу под готовым контрактом со спортсменкой.