1. Концерт. III фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас» в ГБКЗ им. Сайдашева

21 февраля


Программа второго концерта фестиваля татарской музыки им. Жиганова «Мирас» посвящена знаменитой музыкальной династии Яруллиных. В этот вечер прозвучат «Марш в честь Тукая» Загидуллы Яруллина, концерт для скрипки с оркестром Мирсаида Яруллина, которому в этом году исполнилось бы 80 лет, большая сюита из балета «Шурале» Фарида Яруллина (75 лет назад он погиб на фронте), а также симфоническая поэма «Памяти Фарида Яруллина» Фасиля Ахметова. За дирижерский пульт встанет художественный руководитель Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов. Солист — стипендиат фонда «Новые имена», скрипач Максим Монасыпов.

Композиторы Яруллины вошли в историю татарской национальной музыки как яркие и талантливые личности. Отец — Загидулла Яруллин (1888–1964) — музыкант-самоучка. Является основоположником марша в татарской музыке. Его отец и мать умерли, когда ему было всего пять лет. В Чистополе его приютил настройщик музыкальных инструментов, немец И. Шнейдер, обратив внимание на незаурядные способности мальчика. Шнейдер обучил его игре на фортепиано и настройке музыкальных инструментов.

В 1934 году было принято постановление о создании театра оперы и балета в Казани. Сразу же в Московской консерватории начала работу татарская оперная студия, куда вошли и студенты-композиторы, среди них — старший сын Загидуллы Яруллина, Фарид Яруллин (1914—1943), будущий автор «Шурале», родоначальник татарского балета. В своем творчестве он обращался к разным музыкальным жанрам. В годы учебы в Москве сочиняет камерную музыку — песни, романсы и инструментальные миниатюры — скрипичные пьесы «Утренняя пьеса», «Плясовая», а также крупные произведения: сонату для виолончели и фортепьяно, струнный квартет.

Младший сын — Мирсаид Яруллин — был зачинателем в жанре оратории. Его произведение «Человек» на стихи Рината Хариса стала успешным опытом работы в этом жанре. Кроме того, композитор любил сочинять для детей. Он написал «Детскую сюиту» для симфонического оркестра. Им написано предисловие к сборнику песен для детей «Кояшлы җыр» на стихи Разиля Валеева. Также младший Яруллин сочинял музыку и для драматического театра, известна его музыка к пьесе Ильдара Юзеева «Горящий цветок». Программная музыка — произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. Их он создавал для солистов, хора и оркестра — оратория «Человек», кантата «Нефтяники», вокально-симфоническая поэма «Соловей и родник» по одноименной поэме Мусы Джалиля.

Стоимость билетов: 50–450 рублей. 

6+

ГБКЗ им. Сайдашева (площадь Свободы, 3), начало — в 18:30


2. Кино. «Сияние обрушится вниз» в «Каро»

19 февраля


19 февраля 2008 года в Омске умер лидер культовой рок-группы «Гражданская оборона» Егор Летов. Ровно 10 лет спустя в кинотеатрах по всей России покажут документальный фильм «Сияние обрушится вниз», в котором запечатлен последний концерт коллектива, состоявшийся 9 февраля 2008 года в екатеринбургском «Теле-клубе». Он был снят практически случайно, а в конце 2017-го съемки перемонтировали в документальный фильм-концерт с профессиональным звуком силами независимой московской киностудии «Космосфильм» и вдовы Летова Натальи Чумаковой, которая также была бас-гитаристкой «ГрОба».

Один из самых последовательных и неутомимых панк-музыкантов, поэт и художник Игорь (по моде 80-х он начал писать его на английском — в итоге получилось Егор) Летов умер на 44-м году жизни, оставив мощный след в истории российского рока. Смысл творческого метода Летова на протяжении почти всей его музыкальной истории сводился к предельному эпатажу и бунту. Максимальным проявлением бунта он считал абсурд, и тексты песен «Посева» (так изначально называлась группа «Гражданская оборона») полностью отвечали этому принципу и не имели никакого политического подтекста. Политика появилась позже, начиная с 1985 года. За антисоветчину Летова даже засунули в психушку. Позднее он вспоминал, что единственным его желанием было добраться до соседней девятиэтажки и спрыгнуть оттуда, лечение нейролептиками было невыносимым — один раз музыкант даже ослеп. Тогда же были написаны и циклы песен, ставшие позже лучшими альбомами «Гражданской обороны»: «Некрофилия», «Тоталитаризм» и другие. А песни «Все идет по плану», «Русское поле экспериментов», «Армагеддон Попс», «Здорово и вечно» остались в истории, равно как лучшие работы «Аквариума», Nautilus Pompilius и других звезд.

Стоимость билетов: 300 рублей.

18+

Кинотеатр «Каро» (ул. Петербургская, 1, ТЦ «Кольцо»), начало — в 20:00


3. Лекция-перформанс Дмитрия Курляндского. «Институт восприятия» в «Смене»

22 февраля

Центр современной культуры «Смена» приглашает на лекцию-перформанс одного из ведущих российских современных композиторов-реформистов, педагога Дмитрия Курляндского — «Институт восприятия». В рамках встречи Курляндский предлагает рассмотреть восприятие как художественную дисциплину и практику, наряду с музыкой, литературой, визуальными и перформативными искусствами.

Курляндский — победитель нескольких конкурсов композиторов в Италии, Голландии, Швейцарии, Франции, Австрии, России. Его работы играют по всему миру на концертах и фестивалях. Он является основателем и директором международной академии молодых композиторов. C 2016 года выступает вместе с саунд-артистом Андреем Гурьяновым в дуэте KGXXX. Его работы выпускали лейблы Donemus, Editions Jobert и Le Chant du Monde. Один из основателей группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа). С 2013 года — музыкальный руководитель Электротеатра «Станиславский». Кроме того, в 2016-м итальянская национальная ассоциация музыкальной критики присудила ему ежегодную премию Франко Аббьяти, он был награжден в категории «Лучшая итальянская премьера». В этой номинации российские композиторы не получали премии с 1991 года, когда награду Аббьяти завоевала София Губайдулина.

Вход свободный.

6+

Центр современной культуры «Смена» (ул. Бурхани Шахиди, 7), начало — в 19:30


4. Балет в кино. «Дама с камелиями» в «Киномаксе»

21 февраля


Постановке «Дама с камелиями» легендарного хореографа ХХ века Джона Ноймайера на музыку великого Фредерика Шопена в этом году исполняется 40 лет. Основой сюжета стал одноименный роман Александра Дюма-младшего о любви молодой куртизанки Маргариты Готье и герцога Армана Дюваля.

Балет «Дама с камелиями» впервые был показан в 1978 году в Штутгарте, затем Ноймайер сделал вторую редакцию для собственной труппы в Гамбурге, а после перенес спектакль на сцену Большого театра. Балет построен на воспоминаниях безутешного Дюваля-младшего, оплакивающего потерянную любовь в момент распродажи имущества покойной Маргариты. Главную партию в постановке исполнила Светлана Захарова — прима-балерина Большого театра и миланского театра Ла Скала. Спектакль будет показан в рамках проекта TheatreHD — трансляция на экранах кинотеатров самых известных спектаклей из лучших театров мира.

Мнение российских балетных критиков:

Татьяна Кузнецова, «Коммерсант». «Несмотря на кажущуюся запутанность, балет сконструирован с прозрачной точностью: три грандиозных и контрастных дуэта главных героев обрамлены тремя многолюдными сценами балов и чисто актерскими эпизодами, срежиссированными так тщательно и детально, что для понимания происходящего не нужны никакие программки. Революционное для своего времени балетмейстерское решение сейчас кажется каноническим образцом литературного балета, населенного пестрой толпой эпизодических персонажей и увенчанного богатейшими главными ролями».

Кирилл Матвеев, «Газета.ru». «Ноймайер умело переводит нехилую литературную нагрузку в невербальный ряд. Он играет массой деталей, добиваясь подробной достоверности во всем — от манеры носить платье XIX века до якобы небрежных, а на самом деле тщательно продуманных поворотов головы, рук и плеч. Самое удивительное — то, как точно хореограф может заставить тело говорить вполне конкретные вещи, без утрирования мимики и жеста, лишь за счет изощренных хореографических комбинаций и точных пластических акцентов».

Стоимость билетов: 450 рублей.

16+

Кинотеатр «Киномакс» (пр. Ибрагимова, 56, ТРК «Тандем»), начало — в 19:00


5. Кино. «Призрачная нить» в казанских кинотеатрах

с 14 февраля


В прокат выходит претендующий на «Оскар» в 6 номинациях фильм «Призрачная нить», в котором свою последнюю роль исполнил трехкратный обладатель премии «Оскар» Дэниел Дей-Льюис. Постановщик и сценарист Пол Томас Андерсон («Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Нефть») — один из самых грандиозных режиссеров современного кино. Картина посвящена закулисью лондонской индустрии моды 50-х годов. Рейнольдс Вудкок (Дей-Льюис) — успешный американский кутюрье, которого отличает не только блестящий талант, но и довольно сложный характер. Он относится к своим работам как к произведениям искусства, совершенствуя и видоизменяя различные детали. Постепенно молва о выдающемся кутюрье разносится далеко за пределы его родного Нью-Йорка. Вскоре талантливому модельеру предоставляется возможность поработать для элиты британского общества и членов королевской семьи.

Рейтинг IMDb: 8.2
Мнение российских кинокритиков о восьмой полнометражной работе Андерсона:

Василий Корецкий, «Коммерсант»: «Бесконечные крупные планы лиц, рук, швов, интерьеры, заставленные дорогой утварью и букетами,— все это как бы скрывает от нас — и от Альмы (возлюбленная главного героя) — эфемерную, неосязаемую, призрачную природу одержимости Рейнольдса своим делом. Точнее — интроспекцией, размышлениями, медитациями над скетчами женских фигурок в платьях. Он все время ускользает от своих женщин, отказывается видеть в них людей — только объекты, вешалки для придуманной им одежды. Но так же и его собственная суть ускользает от Альмы, скрытая за бесчисленными ритуалами, заведенным порядком, за режимом тишины, за ухоженным лицом, напряженным от мысли».

Антон Долин, латвийское СМИ: «Материальный мир картины восхитительно подробен. Кажется, Андерсон отправился через океан в Великобританию только за этим: „Призрачная нить“ — его „Барри Линдон“, и сам он в этом фильме окончательно превращается в современного  Кубрика. Английские пейзажи и натюрморты, обои в цветочек, посуда и мебель, — хоть сейчас в музей Виктории и Альберта... Безусловно, это кино не для всех. Не в том банальном смысле, что авторское кино (якобы) может смотреть только подготовленная публика со специальным вкусом. В этом фильме настолько самобытный темп, ритм, стиль и язык, что ты или совпадаешь с ним и ловишь кайф — или не понимаешь вообще ни черта. Настройки на волну „Призрачной нити“ не гарантирует как тщательное изучение тематической подоплеки — ремесла британских кутюрье до наступления эры прет-а-порте, так и подробное ознакомление с поздними фильмами Пола Томаса Андерсона, одного из самых загадочных режиссеров современной Америки. Кажется, теперь можно без экивоков добавить: гения».

Борис Иванов, Film.ru: «Так что „Призрачная нить“ не кино для тех, кто ждет постоянного яростного выражения чувств и игры на разрыв аорты. Наоборот, это лента, где многое выражается искоса брошенными взглядами и где главные герои напоминают чайники со свистком. Они кипят внутри, изо всех сил сдерживаясь и лишь изредка давая волю эмоциям. Так что „Призрачная нить“ требует от зрителей пристального внимания и немалого терпения».

18+


6. Кино. «Убийство священного оленя» в казанских кинотеатрах

с 15 февраля


Мировая премьера драмы «Убийство священного оленя» режиссера Йоргоса Лантимоса — главного представителя «странной новой волны» греческого кино — состоялась на Каннском кинофестивале, где Лантимос получил приз за лучший сценарий киносмотра. Николь Кидман, Коллин Фаррелл и Барри Кеоган в главных ролях взвинчивают фильм до уровня античной трагедии, к которой, собственно, отсылает сюжет ленты — к древнегреческой трагедии Еврипида, в центре которой царь Агамемнон, вынужденный пойти на немыслимые жертвы богине Артемиде.

Талантливый кардиохирург Стивен (Фаррелл) живет счастливой жизнью с женой (Кидман) и двумя детьми. Семейная идиллия рушится с появлением призрака из прошлого (Кеоган), которое Стивену больше не под силу скрывать.

Рейтинг IMDb: 7.2

Евгений Ухов, Film.ru: «...упомянув „Убийство священного оленя“ в связке с жанром фильма ужасов — в какой-то мере это классический хоррор о проклятии, преследующем человека, совершившего в прошлом фатальную ошибку. Но Канны не были бы собой, если бы отборщики конкурса не видели в конкурсных фильмах чего-то большего, чем простая месть за содеянное. И „Убийство“ на деле много глубже и философичнее стандартного ужастика, это в гораздо большей степени драма, история принятия собственного несовершенства и разрушения ореола непогрешимости, это трагедия крушения идеалов семьи, дома как неприступных крепостей, это обращение к иррациональности зла и немощности самых светлых побуждений. Как ни банально, но грек Лантимос идет стопами своих древних соотечественников — в драме одной семьи он прячет эпохальные разломы и внушающие трепет тектонические сдвиги».

Андрей Карташов, «Коммерсант»: «Убийство священного оленя» не пытается превратить свой сюжет (отчасти основанный на «Ифигении в Авлиде» Еврипида) в метафору, как сделал, допустим, Фрейд с трагедией о царе Эдипе. Здесь все буквально и всерьез — должно быть, как-то так и воспринимали истории о своих богах и героях сами древние греки: рок есть рок, ведешь правильную жизнь — молодец, сделал что-то нехорошее или возгордился — имей дело с последствиями. Если виноват твой папа, то тебе просто не повезло, потому что гнев богов распространяется на ближайших родственников. В фильме нет Афины и Зевса, но некая невидимая сила действует из-за кадра — может быть, поэтому камера так часто смотрит на персонажей откуда-то сверху».

Антон Долин, латвийское СМИ: «Сюрреалистическое и абсурдистское измерение фильма — самое важное. Оно отбрасывает в сторону социальные мотивации, опрокидывает персонажей и зрителей в пространство трагедии, оставляет наедине с персональной катастрофой, от которой спасения нет. Тут пока не родилась мораль, в рамках которой за грехом могло бы последовать искупление или прощение: христианство еще не родилось в V веке до нашей эры, когда жил и писал Еврипид. Есть лишь страшные весы, на которых у каждого действия непременно будут последствия. Поэтому прошлое неизменно, а будущее предопределено. В этом, а не чьих-либо личных невзгодах, и заключается суть трагедии».

18+


7. Кино. «О чем говорят мужчины. Продолжение» в казанских кинотеатрах

с 22 февраля


Фильм «О чем говорят мужчины. Продолжение», как можно понять из названия, продолжение приключений знаменитой четверки в лице Aлeкcaндра Дeмидoва, Леoнида Бaрaца, Рocтиcлaва Хaита и Кaмиля Лaрина. В третьей части пoпулярнoгo кинoциклa учacтники мocкoвcкoгo тeaтрa «Квaртeт И» oтпрaвляютcя в Caнкт-Пeтeрбург. Пo дoрoгe в кyльтypную cтoлицу их, конечно же, ждет множество приключения и даже вcтрeчa c Михaилoм Прoхoрoвым и мнoжecтвo дpyгиx интeрecных coбытий. Рeжиcceрcкoe крecлo нa этoт рaз дocтaлocь молодой уфимке Флюзe Фaрхшaтoвoй («Нeмнoгo нe в ceбe», «Мeтeль»).

18+


8. Спектакль. «Один на Луне» в «Углу»

22 февраля

В творческой лаборатории «Угол» пройдет спектакль, поставленный казанской поэтессой Анной Русс, «Один на Луне». Постановка состоит из текстов поэтов XXI века и объединен одной темой — темой одиночества.

Будучи студенткой Московского литинститута, Анна Русс поняла, что настоящее творчество не рождается в стенах вуза. Бросив учебу, она в течение многих лет участвовала в разных поэтических конкурсах и фестивалях, успела стать победительницей нескольких российских слэмов и участвовала в подобных мероприятиях в Европе. В разные периоды она зарабатывала тем, что писала сценарии для компьютерных игр, работала управляющей казанского «Циферблата», шила куклы, составляла вопросы для интернет-викторин.

Вход свободный (регистрация по ссылке zhivoygorod.timepad.ru )

18+

Творческая лаборатория «Угол» (ул. Парижской Коммуны, 25/39), начало — в 19:00 


9. Концерт. Рэм Урасин в ГБКЗ им. Сайдашева

22 февраля

Чтобы увеличить, нажмитеФото: gbkz-rt.ru

Концерт пианиста, блестящего представителя казанской фортепианной школы Рэма Урасина пройдет в рамках цикла концертов «Великие романтики». В программе прозвучат сочинения одного из выдающихся композиторов эпохи романтизма Роберта Шумана: вариации на тему Abegg  ор. 1, «Бабочки» ор. 2, симфонические этюды ор. 13 и «Карнавал» ор. 3

Народный артист РТ, лауреат международных конкурсов, Урасин по праву считается одним из самых романтических пианистов молодого поколения, его называют посланником Шопена. Уже в 15 лет одаренный музыкант победил на международном юношеском конкурсе им. Шопена в Москве, а через три года стал лауреатом XIII международного конкурса им. Шопена в Варшаве. Среди многочисленных откликов прессы было немало откровенно восторженных. Его называли фантастическим татарином, одна из зарубежных газет писала: «Это играл сам Шопен». В 2001 году пианист стал обладателем гран-при престижного международного исполнительского конкурса в Монте-Карло. 2004 год принес пианисту звание лауреата на конкурсе пианистов в Сиднее и четыре специальных приза. Урасин чаще всего, естественно, исполняет сочинения Шопена, на которого, кстати, удивительно похож внешне, но на этот раз пианист отошел от привычной программы.

Стоимость билетов: 300600 рублей.

6+

ГБКЗ им. Сайдашева (пл. Свободы, 3), начало — в 18:30


10. Лекция Оксаны Мороз. «Ужасы и прелести цифровой загробной жизни» в «Смене»

20 февраля

В рамках проекта состоится еще одна лекция в «Смене» на неделе. Культуролог и научный руководитель бюро цифровых гуманитарных исследований CultLook Оксана Мороз проведет лекцию «Ужасы и прелести цифровой загробной жизни». Речь пойдет о цифровой загробной жизни как будущем каждого пользователя. Что происходит с данными после смерти владельца? Можно ли их наследовать и зачем это нужно? Существует ли возможность продлить свое существование (как минимум в интернете) и кто этой возможностью пользуется? Зачем люди при жизни программируют свою смерть и последующее функционирование цифровых аватаров? На эти и многие другие вопросы постарается ответить лектор.

Современное развитие цифровых технологий происходит в соответствии со сценариями киберпанка. Нарастание мощи машин, зависимость человека от автоматизированной, «умной» среды обитания, гегемония корпораций, производящих цифровые продукты — все это современная реальность и одновременно отголоски фантастических антиутопий конца XX века. В них важное место занимают дискуссии о «человеческом».
Лекция пройдет в рамках проекта «Теории современности».

Вход свободный.

6+

Центр современной культуры «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7), начало — в 19:30


Кроме того:

  • 21 февраля. В кинотеатре «Мир» в рамках ежегодного фестиваля тюркской молодежи покажут два фильма. Первая — документальную ленту «Салам алейкум, Сибирь» режиссера Дианы Халиловой о тюменском купце-меценате Нигматулле хаджи Сейдукове. На свои средства он построил в селе целый архитектурный ансамбль и сыграл большую роль в духовном развитии сибирских татар. Вторая лента — дебютная картина молодого башкирского режиссера Фарзаны Утарбаевой «Дикарь», победивший на XIII казанском кинофестивале в номинации «Россия молодая». Картина рассказывает о проблеме родителей и детей, об истинных ценностях жизни. Кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30), начало — в 9:30.  
  • 21 февраля. Таинственного персонажа 90-х, провокационного музыканта из Екатеринбурга Mr. Credo (он же Александр Махонин), недоброжелатели на протяжении всей карьеры обвиняли в пропаганде наркотиков, рассказывали о его смерти от передозировки и десятках двойников на сцене. Сам Махонин любые обвинения в свой адрес всегда отрицал и говорит, что его дело быть акыном и петь, что видит. Ресторан «Максимилианс» (ул. Спартаковская, 6), начало — в 21:00, стоимость билетов: 1600–4000 рублей.
  • 25 февраля. В международном турнире ITF Junior «Кубок Ельцина 2018» примут участие более сотни теннисистов до 19 лет. Борьба за медали развернется в одиночном и парном разрядах среди юношей и девушек. Казанская академия тенниса (Оренбургский тракт, 101), начало — в 10:00, стоимость билетов: 100 рублей.
  • 22 февраля. Лекция о горном туризме Власа Максимова — инструктора по туризму, три раза поднявшегося на Эльбрус. Свободное пространство «Циферблат» (ул. Щапова, 47), начало — в 19:00.
  • 21 февраля. XXI века. Концерт казанской певицы, исполнительницы романсов Юлии Зиганшиной, под названием «Как хорош этот мир», будет посвящена популярным зарубежным песням, тексты которых переведены на русский язык Алексеем Гомазковым. Вместе с Зиганшиной выступят ее постоянные партнеры по сцене: пианист Максим Мулин и один из самых ярких тромбонистов Москвы Дмитрий Толпегов, а также сам автор текстов Алексей Гомазков в качестве ведущего концерта. Филармония им. Тукая (ул. Павлюхина, 73), начало — в 18:30, стоимость билетов: 300–1000 рублей. 

Если вы узнали об интересном событии в мире культуры, 
о нем можно сообщить по эл. почте: nigmatullin_a@mail.ru и maldad@mail.ru