Вход в национальный парк «Нижняя Кама» станет платнымФото: chelny-biz.ru

«МЫ ВАРВАРЫ, ЧТО ЛИ, ЗА КАЖДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ БЕГАТЬ?»

Вход в национальный парк «Нижняя Кама» станет платным. Желающие прогуляться по парку должны будет заплатить 50 рублей. При этом руководство парка ссылается на федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который гласит, что физлица могут находиться на территории парка с разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, которое управляет парком. «Этот закон непривычен, и понятно, что он вызывает массу эмоций, тем не менее это требование закона на федеральном уровне, которому мы обязаны подчиниться. Данная практика — взимание денежных средств за посещение особо охраняемой природной территории — существует во всем мире давно. Во многих национальных парках России данный законопроект вступил в полную силу. В скором времени он будет внедрен и в национальном парке „Нижняя Кама“», — прокомментировала нововведение юриста нацпарка Чулпан Гумерова на страницах газеты «Нижняя Кама».

Напомним, что площадь парка — это 26,5 тыс. гектаров. О том, как технически обустроят сбор денег с туристов на такой большой территории, «БИЗНЕС Online» рассказал директор парка Айрат Имамов. По его словам, речь идет только о групповом туризме. За грибниками бегать по лесу не будут. «Если человек пошел с корзиной в лес, мы ему не можем сказать: „Почему вы в лесу  ходите?“», — комментирует директор.

По словам Имамова, схема должна выглядеть так. Если в лес на отдых, в поход или туристическое мероприятие идет группа, то организатор должен сам прийти в контору лесничества, написать заявление на имя директора, оплатить вход и получить билет. «Если человек вышел в лес играть в футбол, волейбол — это считается отдыхом, рекреацией, и он должен оплатить какую-то сумму. Все должно быть организованно. Мы не будем бегать за человеком в лесу: „Что вы тут делаете, давайте платите деньги!“ Он должен прийти в контору, в лесничество и оплатить, получить пропуск, — поясняет имамов. — Любое юридическое или физическое лицо в таком случае должно прийти и написать письмо на имя директора, получить разрешение, оплатить и выйти в лес. Мы так это трактуем».

Однако ж, судя по всему, оплата будет исключительно на совести самих туристов. Ловить безбилетников по лесу не собираются. «Мы варвары, что ли, за каждым человеком бегать и искать? Это должно быть сознание у человека. Этим мы и должны заниматься — просвещением, воспитанием любви к природе, потому что это нужно не только нам, но и нашим детям и внукам. В Европе отношение вообще другое: хотя у них и лесов-то нет, они относятся к ним очень бережно», — поясняет Имамов.

Основная идея введения платного входа — это контроль за численностью туристических групп и местом их пребывания. «Есть же зонирование. Например, заповедная зона, где вход только для научных целей. Существует особо охраняемая зона, где сейчас туризм разрешается. Есть рекреационная зона. 70 процентов у нас — это рекреационная зона, где человек может спокойно ходить, гулять, собирать грибы. Вот я захотел пустить 100 человек. Это же ужас! Группа должна быть 10–15 человек. Нужно определить им место. Это должно быть регулируемо. Давайте вот мы сейчас 200 человек выведем на одну поляну, и что там после них останется? Они весь подрост вытопчут же», — обрисовывает последствия директор парка.

КТО ПОЛУЧИТ БЕСПЛАТНЫЙ ПРОХОД?

На штраф группа безбилетных туристов может нарваться, только если случайно встретит лесника. «Если лесник увидел группу без билетов, он должен подойти, разъяснить, составить административный протокол о правонарушении, может провести беседу», — рассказывает директор нацпарка.

Правом бесплатного прохода в составе групп будут пользоваться пенсионеры, инвалиды, участники ВОВ, дети до 12 лет. Не будут брать деньги с грибников и ягодников. «В законе ясно прописано: „Сбор дикоросов — бесплатно“», — поясняет Имамов.

В «бесплатную» категорию попадают и жители, которые проживают на территории национального парка. Сюда же плюсуются работники, которые обслуживают «нефтекачки» и прочее оборудование на территории парка. Надо пояснить, что официально такие сооружения не находятся в границах парка. «Территория качалок вывели из состава парка. Если посмотрите карту, они белыми пятнами обозначены», — комментирует Имамов. Объекты на этих белых пятнах имеют «Транснефть», «Газпром», «Татнефть». Все они заключают сервитут с нацпарком и платят за пользование чужим имуществом. «Не нам платят, а государству. Нам от этого ни копейки не приходит», — добавляет Имамов.  

Идею платного входа руководству парка навеяла поездка в Европу. «Мы опыт перенимали, были в Баварском лесу. Подъехали на автобусе к шлагбауму, заплатили, проехали, заехали на стоянку. Все, можем гулять, прошлись по тропам. Мы до этого пока не дошли», — рассказывает Имамов.

Брать деньги с групп планируют начать в этом году, более точные сроки не называются. Однако практика платного прохода на территории парка все же имеется. В «Нижней Каме» несколько лет работает сказочный городок «Тридевятое Царство». Берут деньги и с групп, которые выходят на оборудованную для экскурсий туристическую тропу: есть автобусные, пешие и велотуры. Общая протяженность экотроп — около 300 километров. Предлагается и досуг для детей: интерактивные программы, мастер-классы в гончарной мастерской и прочее. В 2017 году доход от этой деятельности составил около 3 млн рублей. При этом в прошлом году парк посетили 150 тыс. жителей — по посещаемости «Нижняя Кама» входит в десятку парков по стране. Сколько удастся заработать парку при введении платы за вход, пока неизвестно. Прогнозов руководство не строит. 

Заработанные деньги идут на содержание этих же объектов, а средства от введения платного входа пустят на экологическое просвещение и стандартные работы. «Деньги пойдут на то же экологическое просвещение, на туризм, обустраивание троп, шлагбаумов, противопожарных мероприятий. Деньги никогда не лишние, даже на обустройство этих же троп. Вот мы создали тропу, сказочный городок, сделали гончарную мастерскую в Тукаевском районе. А финансирование-то у нас практически не изменилось. Это же все нужно содержать. Надо охранять, топить, за свет, охрану платить. Эти мизерные деньги, которые мы там зарабатываем, уходят на развитие национального парка», — пояснил Имамов. Надо отметить, что бюджет парка варьируется в районе 23 млн рублей в год. По словам Имамова, руководство защищает бюджет поквартально и сумма выделяемых средств зависит от представленных проектов и фронта работ.

Прейскурант уже утвердили. «Начнем в этом году. Потому что уже есть много парков, которые взимают плату. Но к этому вопросу надо подойти осторожно, чтобы не появилось неприязненное отношение к национальному парку. Все-таки национальный парк создан для народа. Он не создан для кого-то, а чтобы народ мог дышать свежим воздухом, чтобы там не нарушались законы. Нам надо сохранить природу. Главное — не создать волнений в народе, что, мол, вот я пойду в лес и это будет платно», — опасается Имамов.