Владимир Путин на ежегодном послании Федеральному собранию рассказал о новейшем российском вооружении, в том числе о боевом лазерном комплексе (позже получил название «Пересвет») Владимир Путин на ежегодном послании Федеральному Собранию рассказал о новейшем российском вооружении, в том числе о боевом лазерном комплексе Фото: kremlin.ru

КТО ПОВЕЗЕТ «ПЕРЕСВЕТ»

В начале марта президент России Владимир Путин в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию рассказал о новейшем российском вооружении, в том числе о боевом лазерном комплексе (позже получил название «Пересвет»). Естественно, просачивающаяся в СМИ информация скудна.

Путин заверил, что в области лазерных вооружений получены существенные результаты. Как уточнил тогдашний заместитель министра обороны (ныне – вице-премьер правительства РФ) Юрий Борисов, в этих разработках нам удалось опередить американцев. Позже он сообщил, что комплекс уже совершенствуется, в частности, становится более компактным, а следовательно, удобным для переброски.

На демонстрационном видео министерства обороны видно, как камазовские тягачи транспортируют внушительного размера «коробки»-прицепы. Кадры с процесса развертывания системы продемонстрировали еще больше всякого рода авто и прицепов. В одном из них, под сдвигающейся крышей, и смонтирована лазерная установка. Очевидно, что заявленная Борисовым компактизация должна стремиться к тому, чтобы умещать все на одной машине. «Ведутся работы уже по модернизации этого комплекса, — сообщил он. — Если сегодня он требует достаточно много машин обеспечения, то скоро он будет достаточно компактный, и, возможно, мы его также представим широкой публике».

Что ж, это накладывает дополнительные обязательства на АО «Астейс», ведь платформу под нынешний «Пересвет» делают именно на этом предприятии. Такая информация просочилась в СМИ. Вчера в компании не стали ни подтверждать, ни опровергать эти данные. Скорее всего, это связано с уровнем секретности проекта.

В просочившейся в СМИ информации о работе «Астейса» по теме «Пересвет» упомянуто, что сами лазеры родом из Сарова. Выступая недавно на торжествах, посвященных 70-летию Российского федерального ядерного центра (Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, Саров), Борисов остановился и на лазерном оружии и подчеркнул, что оно «не экзотика, не экспериментальные, опытные образцы: мы уже приняли на вооружение отдельные образцы лазерного оружия». Интересно, что осенью 2017 года тогдашний гендиректор челнинской компании Александр Пухненков (сегодня «Астейс» руководит Дмитрий Максимов) в интервью «БИЗНЕС Online» говорил о некоем «существенном заказе федерального ядерного центра».


«РЕЗОН В СКЕПТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ ЕСТЬ, НО...»

Интересно, что если некоторые «прорекламированных» Путиным боевых систем вызвали недоверчивую реакцию (например, крылатая ракета «Буревестник» с ядерной энергетической установкой или подводный беспилотник «Посейдон»), дескать, не может быть такого, то по лазеру особых сомнений не последовало. Дело в том, что приоритет России в этой области неоспорим. Источник «БИЗНЕС Online» в оборонке не сомневается в этом. «Просто надо иметь в виду, что любые сложные системы доводятся долго, — отметил он. — Главная проблема лазеров — как получить высокие характеристики при минимальном весе и габаритах. Безусловно, в этой области и сегодня очень много вопросов и нерешенных проблем. И резон в скептических высказываниях есть. Но, уверен, скоро будет создано много лазеров разных типов».

По всей видимости, у России есть солидный опыт установки таких вооружений на разного рода носители.

Широко известно о лазере воздушного базирования, который устанавливался на самолете А-60 (переделанный Ил-76). Первый полет состоялся в 1983 году, а в 1984-м лазером поразили воздушную мишень. В 90-е дело заглохло, и, казалось, навсегда. Но на рубеже 10-х стало известно, что исследования по боевым лазерам возобновили. Говорилось, что по теме будут работать концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОКБ им. Бериева и компания «Химпромавтоматика». Интересно, что американцы, отказавшиеся от разработки боевого авиационного лазера (проект Boeing YAL-1), по распространенной информации, отказались – в Пентагоне усомнились в том, что эта идея реализуема.

Возможно, были и морские носители. Предположительно, в середине 80-х испытания лазерной пушки проводились на вспомогательном судне Черноморского флота «Диксон». Она предназначалась для базирования в космосе и уничтожения спутников. Чтобы получить необходимое количество энергии, на судно установили три авиационных реактивных двигателя.

Известно, что аналогичную тему вела и американская Northrop Grumman Corporation: в 2011 году испытания проходили на списанном эсминце Paul F. Foster. В 2013-м ВМС США заявили о планах оснащения боевых кораблей лазерами, способными поражать беспилотные летательные аппараты и мелкие суда. Сообщалось, что в 2014 году первая лазерная установка развернута на корабле USS Ponce в Персидском заливе. Аналогичные морские программы есть у Великобритании и Франции.

... Засветиться участием в лазерном суперпроекте, безусловно, выгодно для «Астейс», тем более сейчас компания явно на подъеме Фото: Сергей Елагин

КОЛЕСА ДЛЯ ОРУЖИЯ БУДУЩЕГО

Что касается наземных мобильных установок, то испытания такого вооружения американцы провели в 2013 году – проект High Energy Laser Mobile Demonstrator внешне напоминает «Пересвет». В 2011–2013 годах немецкая Rheinmetall продемонстрировала лазерные системы на бронетранспортере и четырехосном грузовике.

Однако, по всей видимости, и здесь приоритет принадлежит СССР-России. На сайте ПАО «НПО „Алмаз“» можно найти статью от 25 сентября 2012 года «Лазер „уходит“ в небо». Точнее, это обращение руководства предприятия по поводу одной интересной годовщины. В нем говорится о том, что 22 сентября 1982 года на научно-исследовательском испытательном полигоне ПВО МО СССР впервые излучением лазерного комплекса, созданного ЦКБ «Алмаз» с кооперацией различных организаций и предприятий ВПК, была сбита аэродинамическая цель в полете. Этому предшествовала кропотливая работа команды ученых, инженеров, специалистов и испытателей комплексов лазерного оружия. В конце 1970-х – первой половине 1980-х годов созданы первые наземные комплексы лазерного оружия Х2-М и Б-1, комплекс авиационного базирования «Ладога», а уже к 1980 году на полигоне Сары Шаган развернута аппаратура, проведены автономные испытания средств формирования и наведения излучения.

Иллюстрацией к статье приведено фото многоосного автомобиля с смонтированным на нем сложном по виду оборудовании. По всей видимости, на иллюстрации мы видим МАЗ-543М – семейство этих машин называли высшим достижением советского военного автомобилестроения. Видимо, не зря именно на нем разместили тот прообраз современных лазеров. «Создание машиностроительной продукции, безусловно, сложный процесс, тем более если речь идет о технике, которая будет интегрировать разное оборудование, — рассказал „БИЗНЕС Online“ ведущий эксперт УК „Финам менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Не очень понятно, в каком качестве был выбран автомобиль „Астейс“ — только для перевозки или для применения этого оборудования? Не исключено, что данный автомобиль выбрали разработчики лазера для создания его мобильной версии, но это лишь предположение, и есть такая вероятность, что и на других автомобилях, производимых в стране, могут быть размещены подобные комплексы».

В ЗАКРЫТОМ КЛУБЕ «ПЕРЕВОЗЧИКОВ»

Засветиться участием в лазерном суперпроекте, безусловно, выгодно для «Астейс», тем более сейчас компания явно на подъеме.

В 2017 году ее бронеавтомобиль «Патруль» прошел государственные испытания и был принят на снабжение войск национальной гвардии (на сегодня поставлено 10 автомобилей). А 9 Мая «Патруль» показали на Красной площади – немаловажный атрибут признания у силовиков. В дальнейшем на платформе этих автомобилей будет создано семейство техники для подразделений связи, РХБ-защиты, медицинских и инженерных подразделений Росгвардии. В том же 2017 году «Астейс» получил заказ на бронирование 29 водометных автомобилей «Шторм», предназначенных для пресечения массовых беспорядков. Как рассказывали «БИЗНЕС Online» на предприятии, заказ выполнялся специально под чемпионат мира по футболу – 2018.

Ранее на снабжение был принят артиллерийский тягач на базе «КАМАЗа-6350», а также автомобиль с бронекабиной и бронированным кузовом-фургоном — М501. Отметим, что последняя машина работала в Сирии. Сегодня «Астейс» ведет примерно два десятка опытно-конструкторских работ в интересах МВД, Росгвардии, ФСБ, минобороны.

... Сегодня «Астейс» ведет примерно два десятка опытно-конструкторских работ в интересах МВД, Росгвардии, ФСБ, минобороны
Фото: Сергей Елагин

«Участие компании в таком проекте, конечно же, привлекательно для нее, — говорит Баранов. — Во-первых, производители другого вооружения могут рассматривать автомобили компании в качестве базы для создания их мобильных версий. Во-вторых, создатели гражданской техники также могут выбрать их для своих целей».