В Кукмор президент РТ Рустам Минниханов прилетел рано утром, решив убить одним выстрелом сразу двух зайцев и посетив ряд других объектов В Кукмор президент РТ Рустам Минниханов прилетел рано утром, решив убить одним выстрелом сразу двух зайцев и посетив ряд других объектов

«ВЫ НАМ НЕ ОСОБО РАЗРЕШАЕТЕ ЭТИМ ХВАСТАТЬСЯ...»

В Кукмор президент РТ Рустам Минниханов прилетел рано утром, решив убить одним выстрелом сразу двух зайцев и посетив ряд других объектов Кукмора, в частности, открыл вместе со своей помощницей Наталией Фишман обновленный центральный парк. На позитивный лад перед самым началом заседания его настраивали с помощью встречи с выпускниками-стобалльниками этого года. В зале местного ДК присутствовали порядка 140 выпускников — из 182 учащихся, которые сдали госэкзамены на максимальный балл, удалось собрать почти всех. 10 человек сдали на 100 баллов сразу два экзамена. «Надеюсь, таких ребят будет больше, — заметил Бурганов, не говоря о приросте числа стобалльников. — Вы [Рустам Нургалиевич] нам не особо разрешаете этим хвастаться». Как объяснили корреспонденту «БИЗНЕС Online» организаторы встречи, часть юных дарований не смогли приехать в Кукмор — разъехались уже кто куда. Это не мог не отметить и сам Минниханов, сообщивший, что в республике решили остаться лишь 60% стобалльников. Впрочем, укорять кого-то президент не стал, а даже, наоборот, выразил надежду на возвращение птенцов в Татарстан после учебы в «лучших вузах страны».

«Сложные предметные вопросы не задавайте», — в шутку призвал Минниханов выпускников. Один из трех заданных вопросов был на татарском, как того с недавних пор требует президентский протокол. У главы республики поинтересовались, как он оценивает наказ Владимира Путина о ранней профориентации школьников. Президент РТ в ответ рассказал, как он вчера встречался в «Алабуге» с резидентами, которые молили его о квалифицированных рабочих кадрах, хорошо знающих физику, химию, математику, английский язык... И работа по подготовке таких рабочих рук, по словам Минниханова, уже ведется, причем прямо с детсадовской скамьи. Следующая выпускница подняла вопрос о сложном послевузовском трудоустройстве. И тут Минниханов опередил вопрос, отвечая, что на то есть целевые наборы и 110 кафедр предприятий в татарстанских вузах, где плотно решают извечный порочный круг — когда на работу не берут из-за недостатка опыта, который получить негде, так как на работу не берут. Большие надежды Минниханов возложил и на дуальное образование, когда студенты и учатся, и одновременно работают. «Работодатель уже в процессе учебы может дать те навыки, которые востребованы, а также уже понимать, что он принимает не просто полуфабрикат с дипломом», — подчеркнул президент РТ, желая напоследок удачи всем выпускникам. 

На позитивный лад настраивали с помощью встречи с выпускниками-стобалльниками этого года На позитивный лад Рустама Минниханова настраивали с помощью встречи с выпускниками-стобалльниками этого года

«ТОЛЬКО СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ МЫ СМОЖЕМ СОХРАНИТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Внутри Дома культуры на каждом шагу можно было заметить отсылки к животрепещущей теме изучения татарского языка. На входе всех встречала выставка Нацбиблиотеки РТ книг по изучению татарского языка в XIX–XX веках, а перед дверями в актовый зал расположились стенды с инфографикой, один из которых был посвящен национальному образованию. Если верить указанным цифрам, 271 тыс. детей (69%) выбрали для изучения татарский язык в качестве родного, 113 тыс. (26,9%) – русский. Но в какое время производился замер этих показателей – не уточнялось. В розданных буклетах с той же инфографикой была дополнительно прикреплена таблица, свидетельствующая о качестве преподавания родного языка – средний балл за госэкзамен по татарскому языку в 9-х классах значительно снизился по сравнению с прошлым годом с 4,49 до 4,05. Впрочем, на самом заседании тему не педалировали. Живым символом отношения к проблеме можно назвать экс-главу минобразования РТ Энгеля Фаттахова, занявшего место в зале поближе к выходу уже в статусе главы Актанышского района.

В основном докладе Бурганов сделал акцент сначала на успехах. «С 2013 года нам удается удерживать третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству призеров и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников», — рапортовал министр образования РТ, рассказывая, как хорошо выступают татарстанские учащиеся на различных соревнованиях, в том числе и международного уровня. Вместе со школьниками постоянными призерами конкурсов становятся и их учителя, директора школ. Растет средний балл ЕГЭ по математике и русскому языку, все больше становится стобалльников, все меньше тех, кто не преодолел минимальный порог ЕГЭ. Свою полную готовность к Worldskills 2019 демонстрирует сборная республики.

Живым символом отношения к проблеме татарского можно назвать экс-главу минобра РТ Энгеля Фаттахова, занявшего место в зале поближе к выходу уже в статусе главы Актанышского района Живым символом отношения к проблеме татарского можно назвать экс-главу минобра РТ Энгеля Фаттахова, занявшего место в зале поближе к выходу уже в статусе главы Актанышского района

«Несмотря на хорошие результаты и положительные тенденции последних лет, у нас есть еще ряд проблем, которые необходимо решить. Качество общего образования республики тщательно анализируется», — заявил Бурганов, показывая на слайде десятку районов и с наивысшими показателями аттестации выпускников, и с наименьшими. Но главную надежду глава минобразования возложил на результаты международного исследования качества образования PISA, которое запустили в этом году по 265 школам республики, и результаты диагностики учащихся первых классов на основе международного инструмента iPIPS. Первые данные будут готовы в ноябре этого года.

В прошлом году ведомство критиковали за прорехи в преподавании английского языка. По словам Бурганова, работу над ошибками провели, и сейчас все школы готовы проводить ЕГЭ по иностранному, который с 2022 года станет обязательным. «Нам надо обратить особое внимание на объективность оценивания работ учащихся», — призвал министр. В 2018 году в республике выявлено 49 школ с признаками необъективности, хотя в прошлом году их было 182. Речь, конечно, об отличниках по аттестату, которые оказываются не способны подтвердить знания на ЕГЭ.

Продолжается строительство все новых учебных заведений. До конца этого года новые школы появятся в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамском, Агрызском, Алькеевском, Буинском и Черемшанском районах. К 1 сентября уже завершены ремонтные работы в 121 образовательной организации. Закуплено более 30 новых школьных автобусов, обновляется техническая база – в этом году заменили 17,5 тыс. ноутбуков учителей. Особое внимание уделяется дошкольному образованию – к 2019 году должно быть построено еще 29 детсадов с более 6 тыс. мест. Сегодня в республике действует 31 ресурсный центр, к следующему году их число увеличат до 37. За последние пять лет на эти цели потратили уже более 4,3 млрд рублей. «Более чем в 80 процентах жилого фонда студенческих общежитий ни разу не проводился ремонт!» — заявил Бурганов и обратился к Минниханову с просьбой поручить минстрою РТ провести анализ потребности ремонта в студобщежитиях и посчитать его стоимость.

В зале местного ДК присутствовало порядка 140 выпускников — из 182 учащихся, которые сдали госэкзамены на максимальный балл В зале местного ДК присутствовало 140 из 182 учащихся, которые сдали госэкзамены на максимальный балл

«Мы продолжаем активную работу с министерством просвещения России по вопросам обучения родным языкам и переводных учебников, – перешел, наконец, к самой сложной теме Бурганов. – Предметы «Родной язык» и «Родная литература» находятся в обязательной части. Коллеги, хочу акцентировать ваше внимание на необходимости исполнения государственных гарантий реализации прав для изучения родных языков во всех общеобразовательных организациях. Глав районов прошу взять этот вопрос под личный контроль. <...> Примерная образовательная программа по татарскому языку как государственному включена в реестр образовательных программ. Программа по родному языку и родной литературе проходит экспертизу. На основе этих программ разрабатывается учебно-методический комплект». По его словам, сейчас активно меняются подходы в преподавании родного языка, проводится работа по повышению квалификации учителей. Также, подчеркнул Бурганов, сейчас и минобразования, и КФУ занимаются вопросом воссоздания национального пединститута. За счет бюджета произведен целевой набор на программы подготовки 125 учителей в билингвальной среде, и эту практику намерены расширять. «Только совместными усилиями мы сможем сохранить родной язык», — подытожил часть своего доклада Бурганов.

Во второй части доклада глава минобрнауки РТ спел оду в адрес сидевшего в президиуме ректора КФУ Ильшата Гафурова, с которым у его предшественника Фаттахова, как известно, были контры.  Министр рассказывал, как Казанский университет за три года смог в рейтингах подняться на 100 позиций вверх. Сейчас главная задача вузов, как считает Бурганов, — удержать талантливую молодежь в республике. Этой теме, напомним, был посвящен гневный спич Минниханова год назад — глава республики призвал ректоров «не быть такими крутыми». Пример, по мнению министра, надо брать с КФУ, где вводится единовременная выплата 80–100 тыс. рублей для поступивших к ним призеров и победителей всероссийской олимпиады школьников. После этих слов между рядами в зале стали ходить восхищенные разговоры.

Глава минобрнауки РТ спел оду в адрес сидевшего в президиуме ректора КФУ Ильшата Гафурова, с которым у его предшественника Фаттахова, как известно, были контры Глава минобрнауки РТ спел оду в адрес сидевшего в президиуме ректора КФУ Ильшата Гафурова, с которым у его предшественника Фаттахова, как известно, были контры

«ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НЕ РЕШАЛСЯ РЯД ВОПРОСОВ. ЭТО НАШЕ УПУЩЕНИЕ...»

В ответ на такое долгое выступление Минниханов не сказал ни слова, а пригласил к трибуне следующих докладчиков. Глава Кукморского района Сергей Димитриев выступил с докладом на языке Тукая, который был посвящен достижениям его вотчины в образовательной отрасли. Директор Казанского педколледжа Анфиса Залялова доложила о новых практиках и требованиях к современным педагогам. Сегодня в республике есть 6 педколледжей, в которых готовятся 5 тыс. будущих учителей. Есть три ресурсных центра для подготовки педкадров. И, по словам Заляловой, сегодня неуклонно растет престиж педагогической профессии, повышается его социальный статус. Она пообещала, что в скором времени в школы придут молодые талантливые воспитатели. Несколько неожиданным было увидеть на педсовете за трибуной начальника управления ГИБДД МВД по РТ Ленара Габдурахманова, который в обстоятельном докладе рассказал о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. «Республика по сравнению с другими субъектами ПФО отличается снижением числа ДТП с участием детей. Тем не менее один погибший ребенок – это уже очень много. К сожалению, только за 22 дня августа мы потеряли еще четверых...» — отметил начальник республиканского ГИБДД, призвав всех собравшихся обратить внимание на эту проблему. Венчал парад докладов рассказ студента второго курса КФУ Альмира Абубакирова о его пути к успеху в олимпиадном движении. Он даже рассказал притчу о значимости педагога в жизни каждого человека. «Ну вот Альмир нам и рассказал, как надо двигаться», — отшутился Минниханов, после чего взял свое решительное заключительное слово.

Президент еще раз всем напомнил, что для республики сфера образования является приоритетной. Об этом говорят сами цифры: в 2010 году на образование тратилось 32 млрд, а сегодня уже 90 млрд рублей, то есть расходы выросли в три раза. Все эти ресурсы направляются на постоянное совершенствование системы образования. До конца года введут в строй еще 12 школ и столько же детсадов. До 2021 года должна быть полностью решена проблема нехватки мест в детских садах. «Мы считаем, что расходы на образование – это не просто социальное обязательство, а инвестиции в будущее с высокой отдачей», — подчеркнул Рустам Нургалиевич.


Отдельно он упомянул исполнение указов Путина и 9 федеральных проектов и сказал, как он также с нетерпением ждет результатов исследования PISA 2018. Важным приоритетом остается формирование талантливой молодежи, для чего в республике есть почти все необходимое. «Выращивание и удержание таланта стало задачей национального масштаба. Мы должны быть конкурентны. Мы не можем ограничивать их. Из 182 стобалльников где-то 41 процент выбрал московские и питерские учебные заведения. И это их право! Но наши вузы тоже должны работать с этими перспективными детьми, — обратил внимание президент РТ. – Еще раз говорю, что никаких ограничений. Нам важно сохранить контакты, связи, чтобы они могли вернуться. Мы должны иметь с ними контакт. В этой работе, мы считаем, важна роль нового министерства по делам молодежи». Новоиспеченный министр Дамир Фаттахов зачем-то встал на этих словах с места, словно и сам ощущая всю важность его новой работы.

По словам президента РТ, необходимо развивать вариативную форму образования. Остается актуальным вопрос создания семейных школьных групп. Но тут есть несколько но, когда такие группы не могут сформироваться из-за административных препонов. И тут Минниханов просил всех не мешать, а помогать в развитии этой темы.

Значительную часть своего выступления Минниханов посвятил теме ресурсных центров, которые способны удовлетворить многие запросы бизнеса, в том числе и на территории ОЭЗ. Результаты уже есть. Свидетельством тому служат успехи Татарстана на национальных чемпионатах по профессиональному мастерству. «Те, кто похуже учился, идут на рабочую профессию, а кто лучше – в высшую школу. Извините, но сегодня есть требование знания английского языка. Они требуют, чтобы мы готовили специалистов со знанием английского языка. Если мы этого делать не будем, то не будем конкурентны, — отметил президент РТ. – Мы должны готовить тех, кто нужен нашей экономике. Это же основа. Если мы хотим что-то сделать, мы должны где-то что-то заработать. Никто нам ничего не даст! Мы должны все сами зарабатывать!»

Завершил августовский педсовет президент РТ все столь же актуальной языковой темой Завершил августовский педсовет президент РТ все столь же актуальной языковой темой

Затронул Минниханов и проблемы высокой науки — напомним, на волне реформы РАН с подчинением ее ФАНО создан казанский научный центр, объединивший 7 казанских НИИ. «Необходима поддержка прогрессивных структурных преобразований в секторе исследований и разработок на территории республики, — продолжил  спич Минниханов. – Хвалиться пока нам нечем. Нужно повышать эффективность функционирования академического сектора науки». По словам президента РТ, Академия наук республики сегодня нуждается в толчке к развитию. Для этого в 2019 году ей будет дано госзадание, сформированное на основе перспективных направлений, выбранных министерствами и крупными предприятиями. АН РТ снова должна быть востребованной. «Мы вливаем туда бюджетные средства и должны понимать, какие задачи, что мы хотим решить», — обратился Минниханов персонально к первому вице-премьеру РТ Рустаму Нигматуллину, которому, видимо, и предстоит курировать тему.

Но завершил августовский педсовет президент РТ совсем не разговорами о важности наращивания научного потенциала или подготовки все новых кадров, а все столь же актуальной языковой темой. «Длительное время не решался ряд вопросов. Это наше упущение. Никто за нас их не будет решать. Рядом школ были проигнорированы конституционные права граждан на изучение языков. Выбранные учебные планы не позволили реализовать соответствующие потребности. Муниципальные образования как учредители школ тоже не уделили должного внимания этому вопросу», — признал допущенные ошибки Минниханов. По его словам, основными задачами в этой теме являются совершенствование методик преподавания языков, а также создание цифрового учебно-методического комплекса, развитие кадрового потенциала. Нельзя забывать и про воспитание молодежи в духе уважительного отношения к представителям разных национальностей и конфессий, к языку и традициям. «Важно, чтобы учебные планы и программы учитывали, с одной стороны, обязательность изучения родного языка, с другой — особенности контингента обучающихся. Эти направления требуют от каждой школы весьма тонкой работы с родителями, они же определяют языки», — добавил президент РТ, переходя к награждениям.

– Приглашаем всех на обед! – дальше скомандовал глава района Димитриев, от чего в зале начались смешки, и все повставали со своих мест, направляясь к выходу.

– Коллеги, сели, сели! Обед будет, но после резолюции! – оборвал хозяина площадки Минниханов. Действительно, все так утомились, что забыли про принятие итогового решения заседания. Но это стало лишь формальностью, которая не спутала планы на плотный обед в местном ресторане. Разумеется, под татарские песни.

Фото: president.tatarstan.ru