Татарстанские переработчики жалуются, что население стало меньше пить молока и катыка и кушать сметаны

 ЦЕНЫ СТАБИЛИЗИРОВАЛИСЬ И НЕМНОГО ПОДРОСЛИ

На днях минсельхоз Татарстана опубликовал радостную весть о стабилизации и даже небольшом росте закупочных цен на сырое молоко в Татарстане. По данным ведомства, средняя сложившаяся цена по основным молокоперерабатывающим предприятиям республики составляет 19,05 рубля за килограмм. В пресс-релизе признается, что эта цена, конечно, ниже аналогичного периода 2017 года более чем на 3 рубля за кг, но ведь и в целом цены год назад были, как известно, аномально высокие. Так, средняя закупочная цена на 23 августа 2017 года составляла 22,5 рубля за кг, а по отдельным предприятиям доходила до 24 рублей за килограмм. Для сравнения, в августе 2016 года она была всего 20,98 рубля за килограмм.

В пресс-релизе указывается, что максимальный уровень закупочных цен сложился сегодня у филиала компании «Данон», молочного комбината «Эдельвейс», — 21,67 рубля за килограмм, тогда как год назад она составляла 23,4 рубля. У молочного комбината «Касымовский» цена равняется 19,8 рубля/кг (в августе 2017 года — 22,95 рубля), у Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината — 19,5 рубля за килограмм (в 2017 году — 23,18 рубля за килограмм).

Нужно понимать, что речь идет о летнем молоке, которое из-за больших удоев КРС в это время года (тепло, хорошая кормовая база) традиционно на 5–6 рублей дешевле зимнего. К примеру, в декабре-январе 2017 года на большинстве молкомбинатов республики закупочная стоимость молока составляла 27–28 рублей за кг, а в начале 2018 года она упала до 22–23 рублей за кг, то есть падение закупочных цен на зимнее молоко составило порядка 5 рублей. Напомним, что в апреле 2018 года закупочная цена на молоко в РТ (для молзаводов) снизилась до 16–18 рублей за литр, а для ЛПХ — до 12–14 рублей за литр,  о чем в статье для «БИЗНЕС Online»  сообщал депутат Госдумы Айрат Хайруллин. Получается, молочный рынок потихоньку выбирается из ценового пике?

Любопытно, что в той же новости минсельхоз подчеркивает, что не все предприятия загружены на полную мощность. ООО «Арча» (детей Вагиза Мингазова, экс-директора «Вамина») загружено лишь на 68%, ООО «Алексеевский молочный завод» (выкупил «Красный восток Агро» Айрата и Илшата Хайруллиных) — на 59%, ООО «Сабинский МК» (холдинг «Башмилк») — на 50%, ООО «Нижнекамский молочный комбинат» (самарский холдинг «Далимо») — на 28%. Видимо, это намек молзаводам — подтянуться по объемам переработки, чтобы спрос на сырое молоко, а стало быть, и закупочная цена на него еще немного подросла. Однако как это сделать в условиях падающего спроса на конечный продукт, не поясняется. Татарстанские переработчики, с которыми нам удалось пообщаться, жалуются, что население стало меньше пить молока и катыка и кушать сметаны.

Минсельхоз подчеркивает, что не все предприятия загружены на полную мощность

«СЕЙЧАС МЫ НАХОДИМСЯ В НИЖНЕЙ ТОЧКЕ ЦЕНЫ 2018 ГОДА...»

«Падение спроса на молочную продукцию сильно влияет на производство конечного продукта, и как следствие, на закупочные цены, так как создается профицит сырья на рынке, что в конечном итоге влияет на его стоимость», — жалуется директор ООО «Агросила-Молоко» Светлана Байрашева.

Вместе с тем в компании нас заверили, что действующая сегодня закупочная цена на сырое молоко «вполне адекватна и оптимальна для данного периода времени». Байрашева называет причиной стабилизации рынка «комплекс факторов, в том числе упорядочивание отношений игроков на рынке молочном рынке». Осенью-зимой 2018–2019 годов в компании ждут «стандартного роста» уровня закупочных цен на сырое молоко на 10%.

Интересно, что в рамках всей России, похоже, наметилась позитивная тенденция по потреблению молочки. «По нашим прогнозам по итогам года спрос вырастет примерно на 2–2,5 процента в молочной категории. Связано это во многом с тенденциями роста реально располагаемого дохода населения, которая наблюдается в этом году впервые с конца 2014 года», — радуется исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов в беседе с «БИЗНЕС Online».

Этот факт он назвал в числе причин стабилизации цен на молочном рынке. Вторым фактором, как считает представитель «Союзмолока», стало значительное сокращение запасов молочных продуктов длительного хранения (сухое молоко, сливочное масло), которые год назад серьезно давили на российский рынок.

«Третий фактор, который тоже сказался позитивно, это достаточно стабильные цены на мировом рынке на фоне плавного ослабления рубля. Это повлияло на сокращение объемов импорта в Российскую Федерацию и на поддержание достаточно высокого уровня цен», — объясняет Белов.

Белов считает, что если не произойдет форс-мажора, к концу года можно ждать дальнейшего плавного нарастания потребления, что потянет вверх по цепочке и закупочные цены на сырое молоко. «Я думаю, что сейчас мы находимся в нижней точке цены 2018 года, и цена на сырое молоко начнет плавно прирастать. Не думаю, что она вернется к тому уровню, который был в конце прошлого года, но прирост мы однозначно увидим», — оптимистично заявил Белов.

Директор по корпоративным отношениям региона Центр (Волга) ГК Danone в России Мария Жаркова объяснила, почему компания держит самые высокие закупочные цены на сырое молоко в регионе. Ведь даже в разгар молочного кризиса, когда у большинства переработчиков закупочные цены рухнули на четверть, у «Данона» снижение достигало не более 10%. «У нас нет резкого снижения, потому что мы все больше и больше переводим своих поставщиков на долгосрочные контракты, в которых прописана определенная цена. Именно поэтому молочный завод „Эдельвейс“ и прошел этот период (резкого снижения закупочных цен прим. ред.) с наиболее высокой ценой. Нам это выгодно, потому что это обеспечивает прогнозируемость исполнения бюджета, а также дает возможность развиваться нашим поставщикам, а это тоже нам выгодно», — объясняет Жаркова политику предприятия.

Она добавляет, что приоритетом компании на данный момент является разработка и выпуск инновационных продуктов, выход на рынок которых запланирован в том числе и на площадке казанского молзавода Danone.

В реальности большинство мелких производителей получают от 11 до 13 рублей за литр молока, остальные «сливки» забирают трейдеры

«ЦЕНЫ ВАРЬИРУЮТСЯ ОТ 11 РУБЛЕЙ ЗА ЛИТР ДО 20, НО ЭТО ЕДИНИЧНЫЕ СЛУЧАИ»

А вот председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров не разделяет оптимизма минсельхозпрода РТ и молокопераработчиков. По его данным, для фермеров и ЛПХ ситуация если и изменилась к лучшему по сравнению с зимой-весной этого года, то совсем немного. 

«Средняя цена на молоко — это как средняя температура по больнице, включая реанимацию и морг», — горько шутит Байтемиров.

Он отмечает, что из средней цены в 19,05 рубля до трети (около 6 рублей) забирают себе молочные трейдеры, которые доставляют молоко от стойла до молокозавода. «Молоко проходит через три-четыре руки. Есть производители молока, есть сборщики молока в сельских поселениях, есть сборщики молока в муниципальных районах, есть сборщики молока между двумя-тремя районами. Поэтому если мы говорим о средней цене в 19 рублей, то мы говорим о конечном сдатчике молока, но не сельхозтоваропроизводителе», — подчеркивает Байтемиров.

Для фермеров и ЛПХ закупочная цена на сырое молоко по-прежнему остается невысокой и не окупает затрат на содержание животных. В реальности большинство мелких производителей получают от 11 до 13 рублей за литр молока, остальные «сливки» забирают трейдеры. «Цены варьируются от 11 рублей за литр до 20. Но это единичные случаи, когда были заключены долгосрочные договоры, по которым молокопереработчики вынуждены платить», — отмечает глава ассоциации.

К тому же, как считает Байтемиров, средняя цена не всегда отражает истинную картину, поскольку ряд молокопереработчиков в Татарстане входят в агрохолдинги, которые имеют в своем составе и фермы, и молзаводы. Стало быть, в принципе, они могут указывать любую закупочную цену, по которой реализуют молоко внутри компании. Не секрет, что Зеленодольский молочный комбинат, например, перерабатывает по большей части молоко агроферм холдинга «Ак Барс», так же поступает и челнинский молзавод, входящий в «Агросилу».

«Так что говорить о 19 рублях... Они свое говорят, а мы — свое», — не соглашается с данными минсельхозпрода лидер фермеров Татарстана.

Вместе с тем он отмечает, что меры поддержки (субсидирование части затрат на 1 литр молока), которые правительство республики оказало фермерам во втором квартале 2018 года, поддержало сельчан в тяжелую минуту и позволило сохранить численность молочного КРС республики. Однако на данный момент все деньги выплачены, и сложно предположить, как  поведут себя владельцы коров дальше, когда закончится подножный корм.

По его словам, рентабельность для производителя молока в РТ начинает формироваться с 18 рублей за литр молока, а чтобы работать с прибылью, хозяйства должны реализовывать молоко по цене от 22 до 24 рублей за литр.

Для фермеров и ЛПХ закупочная цена на сырое молоко по-прежнему остается невысокой и не окупает затрат на содержание животных

ОТ ФАЛЬСИФИКАТА ДО ЛЕЙКОЗА КОРОВ

Что удивительно, ни один из наших собеседников на этот раз не назвал в числе причин стабилизации рынка ни ограничения, введенные в отношении белорусского молока, ни серию дел, возбужденных по мотивам прошлогодних цен на молоко татарстанским УФАС. Как считают наши собеседники, эти факторы сегодня имеют второстепенное значение или вовсе не оказывают существенного влияния на формирование цены. Большинство экспертов жалуются на дисбаланс спроса и предложения молочного сырья и молочных продуктов, а также невозможности прогнозирования деятельности на перспективу.

Так, Белов считает, что для развития молочной отрасли необходимо сохранить механизмы государственной поддержки: льготного кредитования, возмещения капитальных затрат, субсидий на литр товарного молока. «Нужно решить целый ряд вопросов: это решение проблемы с фальсификатом, борьба с распространением ложной информации в отношении молочной продукции, вопросы, связанные с изменением технических регламентов», — замечает представитель «Союзмолока». Помимо этого, аграриям необходимо заниматься развитием генетики, что откроет двери на экспортные рынки.

Байрашева уверена, что основной проблемой переработчиков молока сегодня является наличие на прилавках более дешевой и не всегда качественной продукции. «Честным производителям очень тяжело с ними конкурировать. Решение данной проблемы — это большая комплексная работа и государственных структур и средств массовой информации и непосредственно производителей, которые должны по максимуму донести до покупателя информацию о своем продукте, об его преимуществах и качестве», — считает руководитель «Агросила-Молоко».

Байтемиров считает, что для нормализации ситуации необходимо официально зафиксировать минимальную закупочную цену на молоко — ведь закрепили же цену на водку и на социальные виды хлеба. «Надо создавать систему, при которой цена сырья, цена переработанной продукции и цена реализованной продукции была совместима с рентабельностью на каждом участке производственной цепочки», — считает глава фермеров Татарстана. Также в числе задач, по его мнению, — оздоровление коров, о которой недавно писал «БИЗНЕС Online».