Заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин считает, что для водителей, которые безаварийно водят в течение двух-трех лет, после расширения тарифного коридора цена полиса ОСАГО должна снизиться.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы действительно обещали провести дополнительные актуарные расчеты по оценке стоимости полисов ОСАГО. Наши предварительные оценки показывают, что средняя стоимость полиса должна приблизительно остаться на том же уровне, на котором она есть сегодня. И мы уверены, что есть сегодня потенциал для того, чтобы те водители, которые безаварийно водят машину, предположим, в течение двух-трех лет, получили бы даже какое-то дополнительное снижение цены полисов по сравнению с тем, что есть сейчас», — заявил он, выступая сегодня на парламентских слушаниях в Совете Федерации.

По мнению Чистюхина, в нынешней ситуации некоторые водители недоплачивают за полис ОСАГО, тогда как другие переплачивают. «Мы видим по статистике, что ряд водителей недоплачивают за полис, а ряд — переплачивают. Город Пермь, возраст 50 лет, стаж 15 лет у водителя. На сегодняшний день он переплачивает примерно 67% от той системы тарификации. Если бы был индивидуальный тариф, он бы платил меньше. Город Ростов-на-Дону, возраст 41 год, стаж 6 лет. Этот водитель недоплачивает приблизительно вдвое», — привел он пример.

При этом зампредседателя ЦБ поддержал идеи перехода от страхования машины к страхованию конкретного водителя, что позволит двигаться по пути индивидуализации тарифа. «Наша задача — сделать тариф индивидуализированным. Это тот тариф, который отвечает убыточности каждого конкретного водителя. Если водишь машину хорошо, аккуратно, то должен платить как можно меньше. Если попадаешь в аварии, если водишь рискованно, то ты должен платить больше, потому что уровень твоей общественной опасности выше», — пояснил он.

Чистюхин напомнил, что на первом этапе реформы ОСАГО предлагается изменить три элемента. Во-первых, реформировать коэффициент «бонус-малус» (КБМ), который будет присваиваться каждому водителю раз в год. Во-вторых, изменится коэффициент «возраст-стаж». «Статистика показывает, что малоопытные и молодые водители более аварийны, чем водители среднего и старшего возраста, они более склонны соблюдать ПДД. Нам бы хотелось, чтобы была большая дифференциация. Планируем начать дифференцировать коэффициент „возраст-стаж“ в рамках 5 процентов вверх и вниз для каждой категории, потом расширять разницу», — пояснил зампред ЦБ. Наконец, в-третьих, планируется расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз, что, как заявил Чистюхин, позволит страховым компаниям назначать более справедливый тариф.

В целом, за период с 2007 по 2017 год, как подсчитали в ЦБ, страховые компании произвели выплаты более чем на 1 трлн рублей, при этом совокупно за этот период прибыль составила 49,9 млрд рублей. «На весь рынок 4,5 миллиарда рублей прибыли в год», — указал Чистюхин.