Международная выставка «Дорога-2018», которая днем ранее только набирала обороты, сегодня была официально и полноценно открыта Фото: president.tatar.ru

«ОБКАТКА» «КАЗАНЬ ЭКСПО» СОСТОЯЛАСЬ 

Международная выставка «Дорога-2018», которая днем ранее только набирала обороты, сегодня была официально и полноценно открыта. Чтобы нажать на символическую красную кнопку (куда же без красивых символов?), на «Казань Экспо» уже с утра прибыли помощник президента РФ Игорь Левитин, президент РТ Рустам Минниханов, руководитель федерального дорожного агентства Андрей Костюк. Компанию им составили глава Бурятии Алексей Цыденов, врио губернатора Курской области Роман Старовойт, спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и другие. Бросалось в глаза отсутствие министра транспорта РФ Евгения Дитриха. Вчера вечером он без большой помпы, но все же оглядел выставку, а потом срочно вылетел в Сочи – на мероприятие с участием президента России Владимира Путина.

У белоснежного стенда «Росавтодора», который одновременно выполнял роль и выставки, и импровизированной сцены, руководители выступили с краткими вступительными речами. Левитин поздравил дорожников с наступающим профессиональным праздником. Он отметил, что, хотя выставка проводится уже в 9-й раз, она впервые выехала за пределы Москвы. (Будем надеяться, что смена места дислокации выставки также станет еще одним символом – и средства федерального бюджета будут больше направляться на ремонт региональных и муниципальных дорог.)

«Дороги мы строим не для машин, а для людей, потому что миллионы людей в нашей стране каждый день находятся в пути. И то, как они будут себя чувствовать, какая будет безопасность и комфорт на дорогах, зависит от вас», – тем временем напутствовал Левитин собравшихся коллег.

Он поздравил Минниханова с удачно построенным выставочным центром «Казань Экспо». Говорят, всего за сутки до открытия тут еще вовсю кипела стройка, но к приезду гостей все было готово, так что помощнику президента РФ не оставалось ничего, кроме как констатировать, что на «Казань Экспо» созданы «все условия для проведения таких выставок». 


Минниханов также считает, что дорожная выставка стала «хорошей обкаткой» для «Казань Экспо» в преддверии мирового WorldSkills летом следующего года, для которого, собственно, и было начато это масштабное строительство. Кстати, президент РТ говорил заметно севшим голосом (возможно, простудился на открытии челнинской дороги сегодня утром), но нашел в себе силы и тепло поприветствовал гостей форума.

Костюк поддержал главу Татарстана словами о том, что «дорожники, как и строители, долго начинают, но заканчивают с хорошим качеством». То ли в шутку, то ли всерьез он намекнул на то, что уже подумывают «прописать» автодорожную выставку в Казани и на будущие годы. Затем мужчины нажали на ту самую кнопку, запускающую «символический двигатель выставки», и начали обход экспозиций.


«МЫ СТРОИМ ОЧЕНЬ ДЕШЕВЫЕ СЕЛЬСКИЕ ДОРОГИ»

У стенда миндортранса РТ министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин рассказал московским гостям про опыт строительства сельских дорог в РТ. «Мы строим очень дешевые сельские дороги. Думаю, этот опыт будет очень интересен другим регионам, потому что денег как всегда не хватает, а решать проблему надо уже сегодня. Это переходной тип покрытия. В основном щебеночные дороги из местных материалов», – сказал Сафин. Начиная с 2010 года в РТ построили порядка 300 км таких дорог. А министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов поведал московским гостям о проекте по созданию «цифрового двойника Татарстана». «Проект позволяет закачивать полные данные о дорожном хозяйстве, лесном фонде, сельскохозяйственных угодьях», – перечислял министр. Информация о территории считывается при помощи беспилотников и с космических спутников. «Двойник» позволит принимать оперативные решения по ведению народного хозяйства – например, о необходимости ремонтировать дороги или вносить удобрения в почву.

У стенда компании «Газпром нефть» (поставляет битумные материалы для нужд  дорожного строительства) Минниханов пообщался с его хозяевами и, дружески похлопывая собеседников по плечу, пообещал им новые выгодные заказы. Как рассказал «БИЗНЕС Online» начальник отдела «Газпром нефть битумные материалы» Иван Иванов, в 2016 году их материалы уже были использованы во время ремонта улично-дорожной сети Казани и развязки на трассе М7 у подъезда в Казань в 2017 году. «Это был экспериментальный состав битумного материала, адаптированный к российским условиям», – пояснил он. Аналогичную продукцию – полимерно-битумные вяжущие – также представила компания «Роснефть битум». Очевидно, что российские компании намерены составить серьезную конкуренцию компании «ТАИФ-НК», которая в 2016 году также освоила производство дорожного битума по новому стандарту. Отметим, что полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) стали активно использоваться в Татарстане только в последние годы, когда стало очевидно, что традиционные материалы не выдерживают все возрастающие нагрузки и дороги начали попросту «стираться». ПБВ позволяют увеличить межремонтный срок в полтора раза из-за высокой эластичности, такие дороги лучше выдерживают смену температурного режима (с минуса на плюс и наоборот). Министр Сафин пояснил журналистам, что в республике предпочтение отдается все же полимерному битуму производства ТАИФ-НК, в год на дорожное строительство в Татарстане используется  около 30 тыс. тонн ПБВ.

Ленар Сафин Ленар Сафин прокомментировал планы по строительству скоростной платной автодороги Москва – Казань: «Конечно, она нужна Татарстану. Мы получим еще один мост через Волгу» Фото: Сергей Елагин

Министр по просьбе «БИЗНЕС Online» также прокомментировал планы по строительству скоростной платной автодороги Москва – Казань. «Прежде чем начать строительство, нужно провести стадию проектирования. Думаю, если эта стадия начнется на следующий год, то к строительству можно будет приступить не раньше, чем через год», – заявил он. Сафин сообщил, что стоимость строительства дороги со всей инфраструктурой (мосты, тоннели, освещение) вполне может стоить порядка 500 млн рублей за километр. (А значит, легко подсчитать, что если длина дороги составляет 729 км, то вся стройка обойдется в 365 млрд рублейприм. ред.) Планируется, что строительство автодороги должно быть завершено к 2024 году.

«Конечно, она нужна Татарстану. Во-первых, мы получим еще один мост через Волгу. Это будет южный обход. Это будет скоростная дорога на Москву!» – восхищается Сафин.

После открытия выставки все переместились в конгресс-холл, где прошло пленарное заседание форума Фото: Сергей Елагин

НАЦПРОЕКТ ДАСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ 4 МЛРД ТАТАРСТАНУ

Ну а в конгресс-холле тем временем начиналось пленарное заседание выставки. Высокие гости вновь зачитали пафосные речи о высокой роли дорожного строительства. Для начала Левитин зачитал приветствие Путина, а затем добавил несколько слов от себя лично. Он напомнил, что недавно был утвержден «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». В рамках этого плана в РФ должно быть построено и модернизировано более 800 км автодорог, отметил Левитин. Также с 2019 года в РФ будет запущен нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – он придет на смену приоритетного проекта с аналогичным названием.

«Реализация приоритетного проекта „Безопасные и качественные дороги“ стала ощутимой поддержкой приведения дорожно-уличной сети в нормативное состояние», – поблагодарил федеральных коллег Минниханов в своей речи. За время действия программы в республике отремонтированы более 338 км дорог, выполнены мероприятия по повышению безопасности на 163 участках концентрации ДТП, оборудовано светофорами 74 перекрестка. 

«Благодаря проделанному объему работ доля дорог, соответствующих нормативу, составила 81 процент, количество мест концентрации ДТП сократилось на 73 процентов. Реализация проекта синхронизирована с республиканскими программами развития общественных пространств, ремонтом дворовых территорий и направлена на генеральный приоритетный проект „Комфортная городская среда“», – отметил Минниханов.


В качестве яркого примера – введенный сегодня в Татарстане участок дороги М7 от Казани до Набережных Челнов. «Комплекс мер по повышению безопасности на данной трассе уже позволил снизить количество ДТП на 8,5 процента, число пострадавших – на 16 процентов», – восхищался президент РТ.

Но если в предыдущие годы средства проекта расходовались на дороги городских агломераций Казани и Набережных Челнов, то в следующем году к ним добавится изнывающий от дорожных ям Нижнекамск. Целью нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» станет увеличение доли региональных дорог, соответствующих нормативам, снижение мест концентрации ДТП в два раза и снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза –  по сравнению с 2017 годом. В городских агломерация доля дорог, соответствующих нормативам, должна увеличиться до 85%.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» ди⁠ректор ГКУ «Главтатдортранс» Эдуард Данилов, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Татарстан может получить дополнительно порядка 4 млрд рублей в качестве федерального софинансирования дорожных работ на территории РТ. Если в 2018 году в республике дорожных работ будет выполнено на 27 млрд рублей, то в 2019 году эта сумма ожидается около 30 млрд рублей.

Игорь Левитин отметил, что в РФ должно быть построено и модернизировано более 800 км автодорог. Также с 2019 года будет запущен нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Фото: Сергей Елагин

ЗАМКНУТЬ БОЛЬШОЕ КАЗАНСКОЕ КОЛЬЦО

Если говорить о региональных дорогах, то важным проектом 2019 года обещает стать возобновление работ по строительству Большого казанского кольца, приостановленных в последние годы из-за недостатка финансирования.

«В следующем году мы начинаем дальнейшее развитие Большого казанского кольца в Казани. Это очень емкий проект. Нам осталось завершить строительство кольца от „Солнечного города“ – с выходом на улицу Магистральную, и дальше через речной порт – на Кировскую дамбу, чтобы полностью замкнуть кольцо», – заявил на полях выставки ди⁠ректор ГКУ «Главтатдортранс» Эдуард Данилов. Завершение работ позволит закольцевать существующий трамвайный маршрут №5.

Оценить стоимость строительства Данилов не смог, пояснив, что сейчас объявлены тендеры на проектные работы. Стоит отметить, что на данный момент были объявлены три закупки, из них две касаются проектно-изыскательских работ на общую сумму около 60 млн рублей. Один тендер объявлен на строительство трамвайных путей на участке от Оренбургского тракта до улицы Мидхата Булатова стоимостью 236 млн рублей, госконтракт был заключен с ООО «Волга-Автодор», срок исполнения работ определен до 5 декабря 2019 года.

Замруководителя исполкома Казани, председатель комитета внешнего благоустройства столицы Игорь Куляжев подтвердил, что у города есть планы по завершению строительства Большого казанского кольца. Однако он отметил, что средств муниципального и республиканского бюджета на это не хватит, необходимо привлечение федеральных денег.  Между тем проблемным моментом является то, что на пути будущей дороги располагается порядка 232 участков, находящихся в частной собственности (садовые участки, частные и муниципальные земли). По словам Данилова, задача по выкупу данных участков ложится на плечи исполкома Казани. К моменту начала строительства территория должна быть освобождена он построек и обременений.

«К марту 2019 года, когда нам нужно будет уже зайти в Главгосэкспертизу», – уточнил Данилов.

Куляжев попросил окруживших его журналистов «не поднимать панику» среди людей по поводу выкупа участков под строительство дороги. «Сначала должен быть разработан проект, генеральный план земельного участка. Должен быть утвержден проект планировки. А перед этим должны пройти общественные слушания. И вот когда будет утвержден проект планировки, тогда будут понятны „красные линии“. И вот в границах „красных линий“ мы начнем работать по выкупу земельных участков», – пояснил Куляжев.

Он уточнил, что предстоит большой объем работ, включающий в себя прокладку новых коммуникаций и даже строительство нового путепровода в районе озера Кабан.

Также 2019 год обещает стать важной вехой в плане оснащения дорог большим числом пунктов весо-габаритного контроля. Вместо сегодняшних 27 по всей России должно появится около 300. Об этом накануне сообщил замруководителя Росавтодора Игорь Астахов. Глава ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, который также стал участником выставки, сообщил, что на региональных дорогах в Татарстане сегодня работает один такой пункт, но к концу 2020 года их число возрастет до 13. (К концу этого года должно заработать еще четыре таких пункта плюс по 4 пункта – в 2019 и 2020 годах.) Конечно, перевозчики от таких новшеств не в восторге, но власти считают, что это единственный способ спасти дороги от преждевременного разрушения.

«Если нагрузка на ось 10 тонн предусмотрена, а идет полностью груженое транспортное средство с нагрузкой на ось 15 тонн. Сами делайте вывод: к чему это приведет? Конечно, будет колейность, которая зимой и весной приводит к ДТП», – говорит Минниханов.

Завтра, в заключительный день дорожного форума, специалисты обсудят на круглых столах оставшиеся вопросы, в том числе и развитие придорожного хозяйства.