Накануне на парламентских слушаниях мэры 56 городов решали, что делать, чтобы их вотчины вошли в 12 нацпроектов Путина отдельной строчкой Накануне на парламентских слушаниях мэры 56 городов решали, что делать, чтобы их вотчины вошли в 12 нацпроектов Путина отдельной строчкой Фото: duma.gov.ru

«МОНОГОРОДА — ЭТО НЕ ЗАВОДЫ И НЕ ТРУБЫ, А ЛЮДИ»

«В этом зале приземлилась вся Россия», — восхищенно приветствовала накануне участников парламентских слушаний их модератор — первая леди КАМАЗа Альфия Когогина. Среди приземлившихся 56 мэров моногородов, в число которых как особенный активист попал и челнинский градоначальник Наиль Магдеев, а также представители 49 субъектов РФ, министерств, ведомств и организаций, оказывающих поддержку бизнесу. Тема заседания была сформулирована обтекаемо: законодательное обеспечение и реализация национальных проектов в моногородах.

Как озвучили в самом начале, к реализации приоритетных нацпроектов приступили согласно указу президента страны с начала 2019-го, а комплексная программа развития моногородов как раз работала последние два года. И получилось, что моногорода сегодня не упомянуты ни в одном нацпроекте как самостоятельные направления. Единственный спецпроект, который постарались провести в правительстве, — это программа поддержки МСБ. До 2024 года по ней запланировано 10,1 млрд рублей, из которых в текущем году будет выделено 2,7 миллиарда. На этом перечень программ с упоминанием моногородов пока закончен. Когогина не раз поднимала данную тему в Госдуме, озвучивая необходимость решать проблему на уровне правительства, так как в моногородах проживают 10% населения страны. Если переносить все сказанное на Татарстан и грубо прикинуть, то в нашей республике в 7 моногородах — Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, Менделеевск, Елабуга и Камские Поляны — проживают даже не 10%, а почти треть населения РТ.

Начав дискуссию, модератор напомнила, что уже 10 лет прошло с тех пор, как тему моногородов в Пикалево поднял на государственный уровень Путин. Тогда была поставлена задача обеспечить стабильное их развитие, диверсифицировав экономику через привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест. Но все ли удалось сделать?

Магдеев в который раз напомнил, что в автограде зарегистрировано более 55 тыс предпринимателей, что в два раза больше, чем на КАМАЗе Магдеев в который раз напомнил, что в автограде зарегистрированы более 55 тыс. предпринимателей, что в два раза больше, чем работающих на КАМАЗе Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сделано немного, — оговорилась Когогина и тут же поправила себя, — сделано немало. Особенно после создания фонда развития моногородов. Однако речь сегодня идет о комплексном развитии, когда экономика города становится устойчивее, но самое главное — самочувствие каждого жителя улучшается. Моногорода — это не заводы и не трубы, а люди, молодежь, которая хочет остаться в моногороде, но не видит перспектив развития. Это молодые семьи, у которых рождаются дети, и трудоспособное население, которое хотело бы большего разнообразия и достойной зарплаты на рынке труда. Отток из моногородов за последние два года, к сожалению, составляет 365 тысяч человек. Это пенсионеры, которые отработали на заводах по 30–40 лет, а сейчас больше болеют, и им нужна достойная медицина. Это бюджетники — врачи, учителя, пожарники (именно пожарники, а не пожарные), которые в условиях изношенной материально-технической базы продолжают выполнять свой профессиональный долг».

Население моногородов, судя по приведенным на слушаниях данным социологических опросов, на ментальном уровне чувствует себя как минимум некомфортно. Более 56% жителей, несмотря на господдержку, стабильно оценивают ситуацию в своем моногороде как терпимую с трудом. Не удовлетворены качеством медпомощи 72% (в среднем по стране — 52%). Отрицательно оценивают безопасность и качество автодорог 69% опрошенных жителей, что более чем в два раза превышает всероссийские данные. Не удовлетворены качеством ЖКУ 59%, в то время как недовольство коммунальщиками в других городах в три раза ниже. Положительно оценивают качество благоустройства 44% респондентов. Хотели бы заниматься бизнесом в моногородах только 24% россиян, в целом по стране, впрочем, цифра тоже невелика — 27%. И все это несмотря на то, что из федерального бюджета за 10 лет напрямую в моногорода утекло порядка 55 млрд рублей. «Вроде бы неплохие деньги», — заметила Когогина и обозначила выход из такой депрессивной ситуации: продолжать комплексно развивать моногорода в рамках нацпроектов. Тогда люди точно ощутят, что качество жизни год от года только улучшается.

«ЧЕЛНЫ, ТОЛЬЯТТИ — ЭТИ МОНОГОРОДА МОГУТ СТАТЬ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКОЙ»

Более оптимистичным выглядел доклад замминистра экономического развития Вадима Живулина. По его статистике, за 2,5 года в моногородах было создано более 400 тыс. рабочих мест, в том числе и временных, которые не были связаны с деятельностью градообразующих предприятий. 78 городов получили статус ТОСЭРов, в которых уже зарегистрировано 327 резидентов с совокупным объемом инвестиций в 21,9 млрд рублей. Создано 11,5 тыс. рабочих мест. Причем Живулин сделал комплимент Челнам, озвучив тот факт, что наряду с Тольятти, Кумертау и Гуково автоград является лидером по найму — тут было создано 2744 рабочих места. «Данные моногорода могут стать лучшей практикой, и в этом смысле было неплохо услышать от коллег, как они смогли выйти на такой впечатляющий результат», — внес предложение оратор. Любопытно, что статистика Живулина плохо бьется с той, которую привыкли слышать сами челнинцы. Еще недавно на деловом понедельнике куратор ТОСЭРа Эльдар Тимергалиев отчитывался о 3,5 тыс. новых рабочих мест.  

Вадим Живулин проанонсировал новый метод активизации экономики в моногородах — путем включения режима, когда инвестору может быть компенсирована часть затрат в виде возврата части налогов Вадим Живулин проанонсировал новый метод активизации экономики в моногородах — путем включения режима, когда инвестору могут быть компенсированы некоторые затраты в виде возврата части налогов Фото: «БИЗНЕС Online»

Замминистра подчеркнул, что меру поддержки моногородов в виде ТОСЭРов будут использовать и дальше, несмотря на бурные дискуссии по поводу эффективности этого кейса. Поводом для сомнений служат те моногорода, которые за год-два так и не смогли привлечь резидентов и достичь плановых показателей. Виновников, правда, поименно так и не назвали, но создание ТОСЭРа пока временно приостановлено, и даже создан пакет предложений в правительство, где полностью расписано, что делать с нарушителями и как снимать с них статус ТОСЭРа —  с привлечением должностных лиц к ответственности или нет. Живулин не исключил, что право называться ТОСЭРом у таких моногородов может уже не возникнуть.

Еще одна важная задача для имеющих статус ТОСЭРа — это изменение видов экономической деятельности. По словам замминистра, ряд моногородов (и в их числе Челны) обратился с предложением корректировки перечня ОКВЭД. «Мы направили письмо с предложением того, в каких городах стоит этот перечень скорректировать, потому что именно ограниченность в видах деятельности препятствует привлечению резидентов», — пояснил спикер.

Тема ОКВЭД в ходе слушаний была поднята мэрами городов еще не раз, в том числе и Магдеевым. Когогина вынуждена была признать неповоротливость бюрократической машины. «Приходит новый предприниматель — надо менять ОКВЭД. Вы спросите: что такого [сложного] выпустить новый документ? Но это 6 месяцев, а то и 9. По одному году делается распоряжение правительства. Вопрос от тех, кто является флагманами. Наиль Гамбарович тоже будет его поднимать. Им (ТОСЭРам прим. ред.) сейчас по три года, и привлекательность передовых ТОСЭРов стремится к нулю. Мы должны отвечать на эти вопросы», — с досадой ответила она.

Впрочем, замминистра проанонсировал новый метод активизации экономики в моногородах — путем включения режима, когда инвестору могут быть компенсированы некоторые затраты в виде возврата части налогов, в том числе и муниципалитету, который смог обеспечить присутствие резидента. «Это новый механизм, есть споры с коллегами по ведомству, но он должен стать эффективным способом привлечения инвесторов. Думаю, в конце марта в правительстве такая программа будет представлена регионам для обсуждения», — закруглил выступление Живулин. 

«СЕГОДНЯ ВСЕ ТИХО, А ЗАВТРА ВЫСТРЕЛИТ ТАК, ЧТО МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ»

Когда микрофон дошел до Магдеева как до мэра одного из самых крупных моногородов, он скромничать не стал. По его мнению, стимулом для реализации проектов развития моногорода в Челнах стало взаимодействие с федеральными структурами — в первую очередь с ФРМ, благодаря поддержке которого за три года было реализовано 6 проектов по строительству и реконструкции инфраструктуры на 2,5 млрд рублей. Дальнейшему развитию предприятий автограда способствовало взаимодействие с фондом развития промышленности. В итоге с 2015 года ФРП поддержано 11 проектов на сумму 1,9 млрд рублей. И в том и в другом случае было создано по 1,5 тыс. рабочих мест.

Халиуллина доложила, что наибольший удельный вес в составе промпарка составляет малый и средний бизнес — его доля 77%. Только субъектами МСП в парке созданы 2,5 тыс. рабочих мест или 35% Халиуллина доложила, что наибольший удельный вес в составе промпарка составляет малый и средний бизнес — его доля 77%. Только субъектами МСП в парке создано 2,5 тыс. рабочих мест, или 35% Фото: «БИЗНЕС Online»

МСБ в Челнах тоже поддерживают. Магдеев в который раз напомнил, что в автограде зарегистрированы более 55 тыс. предпринимателей, что в два раза больше, чем работающих на КАМАЗе. «По сути, Челны — это родина малого бизнеса, — сказал градоначальник. — 30 процентов ВТП формируется малым бизнесом, 40 процентов всех инвестиций и 34 процента налоговых поступлений. За последние три года мы смогли привлечь гарантийной поддержки на сумму более 6 миллиардов рублей — это только по программе стимулирования и кредитования. 24 челнинские компании смогли получить финансирование на закупку оборудования и транспортных средств на сумму более 3 миллиардов. Как говорят, в коня ли корм? Точно в коня».

Подвел мэр итоги и по ТОСЭРу: 45 резидентов, 16 млрд инвестиций и все те же 3,5 тыс. новых рабочих мест. «Это результат неплохой, — похвалил себя Магдеев. — Мы были первыми, но тот, кто идет первый, получает и проблемы. У нас уже не стало преференций по страховым взносам. И эта льгота была самой привлекательной». Поэтому он предложил пересмотреть механизм.

Рассуждая об инвестиционной привлекательности города, Магдеев не мог не сказать про три построенные школы ценой в миллиард каждая, капитально отремонтированные объекты и высокую рождаемость. «Каждый год мы прирастаем на 2,5 тысячи жителей, — напомнил спикер. — У нас есть естественный прирост, и, что важно, за последние два года появился и миграционный прирост. То есть из других городов к нам едут. Поэтому мы считаем, что правопреемником этой программы, которая начала действовать с 2016 года, должны стать наши нацпроекты, в которых мы должны видеть моногорода. Желательно отдельной строчкой».

Когогина, комментируя доклад мэра уже как житель Челнов, сказала, что таких красавиц-школ с полной цифровизацией даже в Москве нет. «Это существенный плюс в копилку моногорода. Но успех его развития не только в госпрограммах, в федеральных деньгах. Все-таки успех в команде. У нас в республике уникальная система взаимоотношений сложилась. Мы одной командой работаем: мэр, президент, руководитель градообразующего предприятия, депутатский корпус и я в том числе. Может, поэтому во все кабинеты вхожи, поэтому все программы у нас реализуются и огромные инвестиции привлекаются», — предположила модератор.

Для наглядности командной работы Когогина передала слово члену правления ПАО «КАМАЗ», депутату горсовета Жанне Халиуллиной. Посол автогиганта в парламенте широко разрекламировала вклад в диверсификацию экономики города КИП «Мастер». Кратко напомнив историю создания крупнейшего промпарка на высвободившихся площадях автогиганта, Халиуллина доложила, что наибольший удельный вес в составе промпарка составляет малый и средний бизнес — его доля 77%. Только субъектами МСП в парке создано 2,5 тыс. рабочих мест, или 35%. По итогам 2018 года совокупный объем выручки резидентов промпарка составил 75,8 млрд, а совокупные налоговые платежи — 6,8 миллиарда. «Суммарные инвестиции в проект составили 14 миллиардов рублей, в том числе порядка 2,3 миллиарда — это российские и республиканские инвестиции. С каждого рубля вложенных госинвестиций мы имеем ежегодно более 3 рублей налогового дохода. Мы считаем, что эти инвестиции очень эффективны», — подытожила посол автогиганта, пообещав по итогам 2019 года валовый муниципальный продукт от всех резидентов в размере 29,7%. 

Под конец встречи мэрам было рекомендовано по возвращении со слушаний обратиться к губернаторам и, посмотрев на то, какие дополнительные средства на нацпроекты направляются в регионы, выйти в минфин, отстаивая деньги каждый для своего моногорода. Магдеев, правда, на это сказал, что у президента Татарстана и так много дыр, которые нужно затыкать. «Думаю, проблема моногородов важная. Сегодня все тихо и спокойно, а завтра выстрелит так, что мало не покажется», — пошутил градоначальник, а потом и сам вышел с предложением к коллегам-мэрам дать оценку комплексной программы развития моногородов — удовлетворительная она была или нет.