«Я сказал, что строительство театра в среднем стоит миллиард, — объяснил Диамантэ. — Для нас не будут реконструировать какое-то имеющееся здание, а построят с нуля» «Я сказал, что строительство театра в среднем стоит миллиард, — объяснил Армандо Диамантэ. — Для нас не будут реконструировать какое-то имеющееся здание, а построят с нуля» Фото: Олег Спиридонов

«Я же не страдаю болезнью Альцгеймера или Паркинсона…»

Приятная новость о финансировании строительства русского драматического театра «Мастеровые» министерством культуры РФ, разнесенная накануне региональными изданиями, вызвала только смех у самого спикера вчерашней пресс-конференции. Директор театра Армандо Диамантэ на формулировку о выделении 1 млрд бюджетных рублей возглавляемой им организации ответил шуткой. «По поводу нового здания — я там зажег, конечно», — ответил Диамантэ корреспонденту «БИЗНЕС Online», заявив, что журналисты неправильно его поняли. 

Спикер пояснил, как возникла нестыковка: он рассказывал, что вопрос формально двигается, что единственным источником финансирования может выступать только минкульт России и что средняя стоимость подобных проектов — миллиард рублей.

«Я сказал, что строительство театра в среднем стоит миллиард, — объяснился сегодня Диамантэ. — Для нас не будут реконструировать какое-то имеющееся здание, а построят с нуля. После этого стала распространяться информация о том, что Челнам выделят миллиард и об этом якобы сказал я. Кто что понял — тот то и написал. Наверху идут какие-то процедуры, деньги будут, но еще не выделены. Я же четко произношу слова, не страдаю болезнью Альцгеймера или Паркинсона…»

Диамантэ не хочет, чтобы «Мастеровые» были похожи на любой другой театр Татарстана. Поэтому от местных проектов администрация перешла к изучению ТОП-20 театров страны, а в планах и мировая двадцатка. Варианты экстерьера смотрят вместе с муниципалитетом Диамантэ не хочет, чтобы «Мастеровые» были похожи на любой другой театр РТ, поэтому изучает топ-20 театров страны. Варианты экстерьера рассмотрят вместе с муниципалитетом... Фото: Олег Спиридонов

По факту пока никто не знает, когда начнется стройка, у самого театра прямого контакта с федералами, разумеется, нет. Что касается дислокации, то этот вопрос Диамантэ переадресовал муниципалитету. «Нам пока никто никакого пятачка земли не показывал. На просьбы продемонстрировать отвечают, что вопрос еще не согласован. Думаю, с землей протянут до появления реальных денег». В то же время территорию поселков ГЭС и ЗЯБ администрация театра не рассматривает — исключительно новую часть города. Варианты, по словам директора, есть, хотя и немного. Наиболее вероятный — свободные гектары за проспектом Чулман.

Пока суд да дело, в театре готовятся представить свои «хотелки». «Мы рассмотрели презентации 16 театров Татарстана, думая, что же нам нужно. Обсудили и поняли, что ни один вариант нас внешним видом не устраивает», — заявил Диамантэ, который не хочет, чтобы «Мастеровые» были похожи на любой другой театр Татарстана. Поэтому от местных проектов администрация перешла к изучению топ-20 театров страны, а в планах и мировая двадцатка. Варианты экстерьера смотрят вместе с муниципалитетом, а внутреннее пространство — на своем уровне.

а внутреннее пространство — на своем уровне ...а внутреннее пространство — на своем уровне Фото: Олег Спиридонов

По словам Диамантэ, большой и малый залы на одном уровне — это крайне неудобно для зрителей. Технологических моментов много. Иногда над сценой требуется пространство высотой до 20 метров. Обязательны подъемники декораций. «Нужны ли будут ярусы? Может, будет достаточно партеров? — ломает голову Диамантэ. — Мы размышляем даже о том, какая должна быть плитка при входе, чтобы люди не поскальзывались». Кроме прочего, у театра сегодня большие проблемы с кадрами: не хватает технологов, нет художника по свету, художника-технолога, композитора. Многим сотрудникам художественно-постановочной части не хватает квалификации, из-за чего «Мастеровые» вынуждены приглашать под конкретные спектакли людей из Санкт-Петербурга.

«Вчера мы дискутировали на тему местных вузов — вряд ли они станут формировать программы под столь узкие специальности. Для заведующих постановочной частью, например, никто дополнительный факультет не откроет. Таких специалистов как отправляли, так и будут отправлять на обучение в Питер».

«Нам пока никто никакого пятачка земли не показывал. На просьбы показать отвечают, что вопрос еще не согласован. Думаю, с землей протянут до появления реальных денег» «Нам пока никто никакого пятачка земли не показывал. На просьбы показать отвечают, что вопрос еще не согласован. Думаю, с землей протянут до появления реальных денег» Фото: Олег Спиридонов

хайп №2

О том, что землю «Мастеровым» город может выделить из бывших запасов «раскулаченного» лендлорда Алексея Миронова за проспектом Чулман, мэр Наиль Магдеев заявлял еще в ноябре прошлого года.

«По проспекту Чулман в Челнах появятся социально-значимые объекты для города, — говорил тогда Магдеев. — Здание русского драматического театра мы планируем разместить на этом проспекте. Дворец единоборств будет построен, и нам необходим большой концертный зал. Эти территории, вдоль проспекта Чулман, будут служить челнинцам под общественно-значимые здания. Удобное расположение объектов: с любой улицы спуститься — сразу на Чулман попадешь. За все это спасибо президенту Рустаму Минниханову».

С тех пор, однако, дело не сдвинулось с мертвой точки, и уже в этом году дать толчок теме попытался сопредседатель регионального отделения «Деловой России» Максим Федоров. В феврале он высказался по поводу «Мастеровых» на встрече общественников с президентом РФ Владимиром Путиным в Казани, причем поспешные формулировки Федорова вызвали небольшой ажиотаж в среде, чуткой к нюансам национальной политики. Федоров тогда сравнил темпы реализации проектов двух театров в Челнах — «Мастеровых» и татарского драматического. Конкретно он попросил Путина, чтобы оба учреждения культуры были построены одновременно, так как по факту пока финансируется только татдрам. Впоследствии Федоров пояснил, что и вопрос родился спонтанно из-за скомканной организации самой встречи, да и формулировкой об одновременной сдаче театров он лишь хотел обозначить некий срок, но не слишком четкий, чтобы у региональных и муниципальных властей перед президентом страны не возникло невыполнимых обязательств.

Кроме прочего, у театра сегодня большие проблемы с кадрами. Не хватает технологов, нет художника по свету, художника-технолога, нет композитора. Многим сотрудникам художественно-постановочной части не хватает квалификации Кроме прочего, у театра сегодня большие проблемы с кадрами: не хватает технологов, нет художника по свету, художника-технолога.... Многим сотрудникам не хватает квалификации Фото: Олег Спиридонов

Татдрам, напомним, пошел в работу первым эшелоном только благодаря удачному разрешению вопроса с землей и подходящим для реконструкции зданием. Помещение бывшего развлекательного комплекса «Колизей» располагается в поселке ЗЯБ, куда Диамантэ в любом случае не хочет, да и к тому моменту, как появился вариант с национализацией здания, обновление «Мастеровых» обсуждалось не так широко и громко, как обеспечение татарского театра. Все развивалось естественным путем: владельцу давно закрытого «Колизея» Александру Константинову нужна была земля под жилую застройку, в муниципалитете на повестке стоял татдрам, и стороны поменялись. «Авангард-Ч» Константинова получил 4,6 тыс. кв. м земли, а город подал заявку на реконструкцию здания за счет республики. Осенью главное инвестиционно-строительное управление РТ объявило тендер на разработку проекта стоимостью 17 млн рублей, саму реконструкцию оценили в 600–800 млн рублей. Чуть позже стало известно, что в финансировании поучаствует и федеральный бюджет в рамках подготовки Челнов к 50-летию КАМАЗа. В январе директор татарской драмы Рашат Файзерахманов рассказывал «БИЗНЕС Online», что после помещений бывшего райкома компартии новый театр всех удивит — он будет одним из лучших в Татарстане.