ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ КЛАДБИЩЕ

Обнаруженное нефтяниками массовое захоронение возле села Старые Киязлы в Аксубаевском районе удивило местных жителей. Приезд в поселок с населением в 1240 человек около сотни археологов — что-то из ряда вон выходящее. Никаких легенд или поверий, связанных с этим местом, по словам председателя сельсовета Старых Киязлов Газинура Давлетшина, раньше не было. «Это простое поле, — рассказал он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — На нем мы выращивали пшеницу и сахарную свеклу. Ну ходили через него к свинарнику». По словам председателя сельсовета, ранее поблизости ничего подобного не находили, хотя село само по себе достаточно старое. Оно было основано в 1697 году и тогда носило название Ишметьево. К началу XX века там уже были построены три мечети и две школы.

Захоронение открылось во время снятия верхнего слоя почвы для подготовки монтажа нефтепровода. На фотографиях и роликах, разошедшихся по сети, видна длинная полоса вырытой земли шириной метров в 5, на всем протяжении которой расположены аккуратные могилы, обращенные головой в одну сторону. Есть останки женщин и детей.

Первоначальную версию о том, что это жертвы Гражданской войны, археологи уже отвергли. По словам члена-корреспондента Академии наук Татарстана Фаяза Хузина, все указывает на то, что захоронение было сделано еще до Золотой Орды, ориентировочно в X–XI веке. «В Аксубаевском районе много памятников домонгольского периода, — рассказал Хузин. — Вся эта закамская территория — Алексеевский, Алькеевский, Нурлатский, Чистопольский, Черемшанский и Аксубаевский районы — была центральной частью Волжской Булгарии». Кроме того, на домонгольский период указывает и типичный способ захоронения: люди лежат абсолютно без вещей, головой на юг, в сторону Мекки, одна рука на животе, другая вытянута вдоль тела — все по исламским канонам, которые исповедовали в Волжской Булгарии. Стоит отметить, что ранее, в языческий период, людей хоронили с вещами, а позднее, уже в золотоордынскую эпоху, покойников клали в гробы. По словам Хузина, о монгольском периоде можно будет говорить, если там будут найдены следы гвоздей, т. к. дерево сохраняется плохо.

По словам археолога Фаяза Хузина, все указывает на то, что захоронение было сделано еще до Золотой Орды, ориентировочно в 10-11 веке По словам археолога Фаяза Хузина, все указывает на то, что захоронение было сделано еще до Золотой Орды, ориентировочно в X–XI веке Фото: Василий Иванов

Ценностей нет

Где-то поблизости археологи не нашли крупных городищ, так что, вероятно, поселение было небольшим. Их принято называть селищами. Специалисты полагают, что оно должно быть где-то поблизости от захоронения. Поскольку еще долгое время после принятия ислама люди отчасти придерживались суеверий, как правило, между кладбищем и тем местом, где они жили, была какая-нибудь естественная преграда в виде оврага или ручья. Примечательно, что захоронение находится в излучине реки Большая Сульча, так что селище, возможно, на другом берегу.

Хузин сомневается, что нынешние села, расположенные вокруг захоронения, могут быть как-то напрямую связаны с тем поселением, все-таки преемственность обычно выражается более ярко. В качестве примера историк привел деревню Щербень в 40 км от Старых Киязлов. Там, кстати, в 40-х и в 60-х годах XX века местные жители находили клады. «Хотя Щербень — современное село, но его связывают с булгарским поселением, — утверждает ученый. — Потому что в центре села имеется булгарское городище, а рядом с деревней есть еще и селище. Все они домонгольского периода. Но есть еще и надгробные камни уже XIV века, то есть это уже золотоордынское время. Таким образом прослеживается связь».

Член-корреспондент Академии наук Татарстана отметил, что вряд ли вблизи Старых Киязлов в ближайшее время будут проводиться еще какие-либо раскопки, он сомневается, что они смогут дать науке что-то новое. Найти там что-либо ценное маловероятно. Сейчас большая часть сил Института археологии АН РТ привлечена к раскопкам Большетаябинского городища в Чувашии. В свое время там был довольно крупный город. В XIII веке он был укреплен двумя рядами валов и рвов, в центре которого находился деревянный Кремль.

Что касается захоронения и предполагаемого древнего поселения в Аксубаевском районе, то, по мнению Хузина, там необходимо проводить охранные работы, которые, собственно, и идут. Вообще же, по его словам, делать это в том районе стоит крайне осторожно. Подобных находок там может быть очень много.