ПРИ НОВОЙ СИСТЕМЕ ДЕНЕГ НА ИНФРАСТРУКТУРУ ПЕРЕРАБОТКИ НЕ ХВАТИТ

Недавняя инициатива федеральных властей об оплате вывоза мусора по фактическому объему нашла поддержку у потребителей услуги — как физических, так и юридических лиц. Регоператоры, теряя запланированные доходы, напротив, почувствовали себя обделенными и обратились к негативным прогнозам. Некоторые из них заговорили о предстоящем банкротстве, наивно полагая затронуть этим сердца простых потребителей. Иные стращают «мусорным апокалипсисом» в неаполитанском духе, забывая упомянуть, что в Италии большинство таких «апокалипсисов» носит искусственный характер (в 2007–2012 годах общественно-политическое противостояние в данной стране привело к антисанитарным условиям на улицах городов — прим. ред.) Лоббисты регоператоров похитрее играют тоньше, стравливая различные группы потребителей. Они, в частности, утверждают, что оплата по фактическому объему приведет к повсеместному подкидыванию мусора в чужие контейнеры. Мы, однако, помним, что такая практика уже существует, причем довольно давно.

Один из партнеров нашей компании, живущий в Казани в многоквартирном доме рядом с рынком, рассказывает, что в их контейнеры постоянно сбрасывают мусор рыночные торговцы из Средней Азии. Это возмущает всех жильцов, но решить проблему, как ему кажется, сложно — он считает ее корнем этническую ментальность и культуру торговцев. На самом деле в описанной ситуации ментальность торговцев виновата в последнюю очередь. Главная проблема — это отсутствие порядка в системе пользования контейнерами. Необходимо обеспечить доступ к ним только тем лицам, которые имеют на это право. Есть дешевые варианты, с обычными замками и ключами, и имеются подороже, как в некоторых странах Европы, где стоят контейнеры с электронными кодами.

Что же касается ментальности, то желание сэкономить не имеет этнической окраски. В Швейцарии, например, фиксировались случаи, когда жители приграничных районов нелегально вывозили мусор во Францию, лишь бы не платить за него. Бытовая культура швейцарцев очень высока, но, когда есть возможность сэкономить, их поведение несильно отличается от азиатского. Наши регоператоры тоже любят экономить, но в основном на интересах потребителей. Почему-то желания первых должны восприниматься как достоинство.

Переход на оплату по фактическому объему ставит перед авторами «мусорной» реформы принципиальный вопрос: получится ли завершить ее с заложенными целевыми показателями? Отбросим в сторону исторический опыт России, где большинство реформ завершается не по плану, — мы пока говорим о другом. Проект «мусорной» реформы подразумевал определенные условия для выполнения целей как скрытых, так и декларируемых. Одним из условий было многократное повышение платы по нормативам, особенно для юрлиц. Эти средства наряду с бюджетными (в рамках нацпроекта «Экология») предполагалось направить на создание инфраструктуры переработки отходов. Сейчас же становится очевидным, что денег не хватит, не говоря уже о том, что большинство регоператоров не имеют представления о реальной переработке. Следовательно, для достижения заявленных целей придется менять условия — правила игры.

ТЕПЕРЬ РЕГОПЕРАТОРЫ МОГУТ АРГУМЕНТИРОВАНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПЕРЕРАБОТКИ

Можно долго рассуждать о том, кто виноват в просчетах реформы — большие отраслевые чиновники или крупный отечественный бизнес за их спинами, который кичится инновационными достижениями, а в условиях санкций вдруг решил зарабатывать на вывозе мусора. И те, и другие привыкли считать народ терпеливым быдлом, отсюда и завышенные нормативы под реализацию их реформаторских планов. Решив профинансировать свои бизнес-аппетиты за счет налогоплательщика, они не учли лишь остроту общественной реакции, которая оказалась весьма угрожающей.

Надо отдать должное «отцам реформы»: кем бы они ни были, с отменой очевидно несправедливого решения среагировали оперативно. Но как теперь достичь поставленных целей? Изменение правил игры поставило регоператоров в невыгодные условия, что характерно для российской рыночной экономики: обязанности им сохранили, а с деньгами кинули. Прежде многие регоператоры хотя бы имитировали сортировку и переработку отходов, демонстрируя для пиар-картинки арендованную у партнеров и работающую на последнем издыхании линию. Теперь же они могут аргументированно отказаться от этих направлений, ведь их лишили «инвестиционных» ресурсов. Как в известной фразе Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Регоператоров-неудачников жалеть не стоит — монополизировавшие рынок «мусорные паразиты» должны уйти в небытие. Однако правила игры стоит изменить хотя бы для реализации поставленных целей. Поскольку созданные монополии в массе своей нежизнеспособны, рынок нужно либерализовать. Отходы — это товар, который нуждается в рыночной цене, сформированной конкуренцией. Если в реформе просела переработка отходов, значит, нужны условия для всех, кто хочет их перерабатывать. Для этого, в свою очередь, необходима возможность свободной продажи отходов для всех, кто их образует. Отладив систему, мы получим инвесторов, готовых вкладываться в переработку. Это могут быть старые компании с опытом вроде нашего ООО «СПП „ПромИндустрия“» или новые игроки. 

Понятно, что государство хочет контролировать и направлять ход реформы, чтобы ее результаты соответствовали декларируемым целям. Однако для этого не нужны никчемные монополии — есть лицензирование и другие проверенные временем механизмы. Переработкой отходов должны заниматься профессионалы, обладающие не только компетенциями, но и производственными мощностями. Такие компании при направляющей роли государства способны ежегодно наращивать процент переработки отходов до нужных показателей. В этом заключается суть их бизнеса, и они готовы заниматься переработкой за счет банковских кредитов, не залезая в карман потребителя.

ООО «СПП „ПромИндустрия“»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции