Опрос недели: Как быть с людьми, которых замещают роботы?
На днях КАМАЗ презентовал робота-бухгалтера, который умеет выдавать справки 2НДФЛ, а гендиректор Сергей Когогин назвал совместную работу людей и роботов приметой современности. Позитивная ли это примета? Облегчат ли роботы жизнь труженика или, наоборот, усложнят, лишив его работы? Автоматизировано ли ваше производство и пришлось ли в связи с этим сокращать штат? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Дмитрий Староскольский, Мария Яшенкова, Максим Сперанский и другие.
Дмитрий Староскольский исполнительный директор ООО «Новые литейные технологии»— У роботизации есть свои перспективы, так как она исключает человеческий фактор, ошибки. Повышает скорость производства, дает круглосуточный график работы. Все это сокращает потери производителя. У нас, к примеру, введен контроль технологических параметров процесса производства, который привел к уменьшению брака и прямо повлиял на себестоимость. При этом количество сотрудников мы не оптимизировали, а лишь улучшили условия их труда. Если раньше они информацию собирали руками, вели кучу журналов, то теперь у нас люди, пройдя переобучение, по сути, превратились в операторов ЭВМ.
Автоматизация может не дать эффекта в первый год, но ведь все прекрасно знают, что у нас дефицит квалифицированных кадров, да и вообще рабочих. Эту проблему ведь как-то надо решать? Количество сотрудников уменьшается из-за старения кадров — люди подходят к пенсионному возрасту, а молодая смена не особенно стремится на их место. На этом фоне роботизация просто необходима.
Фарид Башаров гендиректор ТПП Набережных Челнов— Существуют производственные операции, которые требуют чисто механического тяжелого и однообразного труда, высокой концентрации внимания, зачастую при вредных условиях. Такие функции отнимают много сил, и желательно, чтобы их выполняли роботы. Люди должны получать удовольствие от работы. Что касается сотрудников, замещенных автоматами, то об их судьбе работодатель должен подумать заранее, ведь автоматизация производства происходит не в одночасье. Переквалификация становится очень важным трендом на сегодняшний день.
Безработица из-за роботов нам в России не грозит, потому что автоматизация, допустим, целой отрасли — это перспектива далекого будущего. В Китае и Корее, к примеру, годовой объем внедрения роботов на производстве превышает российский показатель в тысячи раз! Наши предприятия просто не располагают средствами для автоматизации, особенно если говорить о малом бизнесе. Для автоматизации нужны короткие деньги, которых нет. А людей на низкоквалифицированный труд, между прочим, найти становится все сложнее — оттого предприятия и задумываются о роботизации, они вынуждены. Вчера я был на заводах Haier — там работает одна молодежь, потому что на производстве высокий уровень автоматизации. А нашим старым предприятиям сколько денег нужно, чтобы обеспечить такие условия и привлечь к себе молодежь! У меня есть приятель, который не может найти людей на подобные операции, а я не могу найти ему тех, кто даст денег на покупку трех роботов. Многие упираются в такой же тупик. Людей же, столкнувшихся с сокращениями из-за автоматизации, я не знаю. У нас, знаете ли, две экономики, и мы действуем во второй, а все в шоколаде у первой, в которой функционируют нефтегазовая отрасль, банковская сфера и другие финансовые институты… Эта экономика формирует 43 процента нашего бюджета, и у этих отраслей все нормально.
По поводу сферы услуг скажу, что мне приятнее иметь дело с живыми продавцами, чем с автоматами, но молодежь, наверное, предпочитает взаимодействовать с автоматами.
Александр Кислин генеральный директор ООО «Атермал»— Кому-то роботы облегчат жизнь, кому-то — нет. Естественно, роботы ущемляют право людей на труд. У меня трудится робот вместо людей — он денег не просит, а ведь кто-то мог бы зарабатывать. Мы ему такой возможности не даем, поэтому человек остается без работы. У нас 90 процентов производства автоматизировано. Результат — работа идет быстрее и качественнее. Впрочем, людей, слава богу, увольнять не приходилось из-за внедрения автоматизации.
Хотя роботы внедрены давно, они не могут полностью заменить человека. Они не все умеют делать, человеческий фактор остается. К примеру, если мне звонит человек — я с ним поговорю, но иногда вместо человека слышу робота и сразу кладу трубку.
Юлия Фукина директор детского технопарка «Кванториум»— Организация работы роботов — это человеческая функция, поэтому для меня истории о том, чтобы робот занимал чье-то рабочее место, просто не существует. Рабочие места в любом случае есть, но для того, чтобы их занять, необходимо выучиться. Такова тенденция современного общества, в котором человек должен учиться всю свою жизнь. Нет сейчас такого, чтобы ты один раз получил специальность и всю жизнь ею зарабатывал на жизнь.
Вообще же роботы и цифровизация — это инструмент. Возьмем, к примеру, педагогику: самое очевидное — это автоматизированные системы проверки, оценки, но наибольшую пользу приносят различные программные обучающие комплексы, которые помогают направить учащегося на индивидуальную траекторию. Иначе говоря, цифровые технологии в образовании нужны для того, чтобы помочь педагогу, а не заменить его. Я думаю, подобным образом дело обстоит и в других сферах.
Максим Сперанский председатель общественного совета предпринимателей Нижнекамска, соучредитель ООО «Синтекс-2»— Конечно, роботы облегчат жизнь людям, если говорить о сфере производства. Робот — это в первую очередь приспособление, снижающее влияние человеческого фактора на конечный продукт. Но у нас в городе проблема в другом — рабочих рук не хватает. Чем быстрее будет внедряться автоматизация, тем лучше, пусть рабочая сила высвобождается для других проектов. Если безработица практически на нуле, то роботизация хуже не сделает точно. В Челнах ведь тоже работу найти не проблема, а работников.
Если говорить об уровне автоматизации отечественных производств, то нужно определиться в терминологии, потому что ЧПУ, к примеру, распространено широко. На нашем предприятии роботы используются достаточно давно, и, действительно, персонал в связи с этим сокращался, а производительность труда выросла за счет новейшего технологического оборудования. В стране есть проблема с производительностью труда, и я положительно отношусь к роботизации. Как минимум качество работы выше, чем у человека.
В сфере услуг мне проще общаться с живыми кассирами, чем пробивать товар на кассе самообслуживания, но это просто привычка. Молодежь уже другая, и наверняка мы застанем то время, когда если не повсеместно, то много где продавцы просто исчезнут.
Мария Яшенкова директор компании Bright Consulting— Вводить роботизацию или не вводить — это псевдодилемма. На данный момент производственные предприятия и даже самые мелкие компании сферы услуг находятся в ситуации международной конкуренции благодаря тому, что есть интернет и маркетплейсы. Потребитель услуг и продуктов может сравнивать самых мелких и самых крупных производителей между собой в международном масштабе. Для того, чтобы выдерживать международную конкуренцию, нужно иметь высокую производительность труда, производить качественную и дешевую продукцию. Соответственно, от роботизации никуда не денешься — это международный тренд, стандарт.
Все дискуссии вокруг судеб уволенных людей, замещенных роботами, — это очень старые страхи. Такие разговоры идут всякий раз после очередного витка промышленной революции, начиная с XVI века, когда английских крестьян сгоняли с земли, чтобы строить фабрики. Как известно, крестьяне пошли на эти фабрики работать. То же повторилось и в послереволюционной России в период индустриализации.
Сейчас крайне сложно поверить, что в России возможна безработица из-за внедрения роботов, ведь в стране дефицит трудовых ресурсов. Для России дефицит кадров сегодня — одна из основных проблем и ограничителей роста. Соответственно, речь пойдет скорее о качестве и скорости переквалификации, а не об угрозе безработицы.
Как правило, внедрение роботов на предприятии увеличивает и обслуживающий их штат. Да, требуются более подготовленные сотрудники, но в конечном итоге повышается средняя зарплата. И, кстати, многие предприятия, которые осуществляют роботизацию, обучают своих сотрудников, потому что проще своего научить, чем взять другого.
Почему роботы медленно внедряются? Очень просто: только сейчас стоимость робота стала обеспечивать выгоду в сравнении со стоимостью ручного труда. В сфере услуг, действительно, есть определенная инерция. Я, например, тоже не большой любитель роботизированных касс: когда нужно менять привычную модель поведения в потребительской сфере, не всем это нравится. Как правило, в таких случаях речь идет о смене поколения. Для меня онлайн-касса неудобна, а для моей дочери, привыкшей к ежедневному использованию технологий в расширенном режиме, это, может быть, нормально. Мой прогноз: технологии в потребительской сфере будут внедрять не быстро. Может быть, лет десять — пока не вырастут наши дети.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.