Лилия Шелест: «Благодаря всему, что со мной произошло — я пришла туда, где я сейчас. Этот опыт создал меня. И я не откажусь ни от чего» Лилия Шелест: «Благодаря всему, что со мной случилось, я пришла туда, где я сейчас. Этот опыт создал меня. И я не откажусь ни от чего» Фото предоставлено Лилией Шелест

То время мне казалось адом!

Одну спортсменку спросили: «Если бы у вас была возможность вернуться назад и отменить какие-то события в своей жизни, чтобы вы изменили?» А надо сказать, у нее за плечами были и травмы, и смерть близких, и предательство, и многое другое. «Ничего, — сказала она, стоя на олимпийском пьедестале. — Ведь благодаря всему, что со мной случилось, я пришла туда, где я сейчас. Этот опыт создал меня. И я не откажусь ни от чего». В моем окружении есть предприниматели, которые согласились поделиться историями своих неудач (а на современном сленге — факапами), подаривших им бесценный опыт.

«Теперь мое правило в бизнесе: пока не перепробую все варианты — не останавливаться. Хотя родители говорили потом: «Нам так жалко тебя было в тот момент!» «Теперь мое правило в бизнесе: пока не перепробую все варианты — не останавливаться. Хотя родители говорили потом: «Нам так жалко тебя было в тот момент!» Фото: pixabay.com

ИСТОРИЯ ВЛАДЕЛИЦЫ СЕТИ МАГАЗИНОВ ОДЕЖДЫ В ЧЕЛНАХ

На третьем году бизнеса у меня уже было три магазина одежды. Настал сезон продаж, и вдруг резко увольняется один продавец, второй уходит к конкурентам, на третьей точке работала я сама. Получается, на три магазина остаюсь я одна! Неделю бегала между точками, повесила номер телефона и по звонку приходила, благо два магазина были недалеко. В одном из них попросила продавать маму. То время мне казалось адом!

В те же дни нужно было ехать за товаром. Я забронировала место на автобусе, а водитель про меня забыл. Я прихожу — мест нет! А ехать надо, товар заканчивается, сезон идет. Никто не берется меня туда отвезти даже на моем автомобиле за двойную цену! Узнаю, что из соседнего города следует машина и есть одно место. Как ехать обратно с огромными тюками, я не знаю, но отправляюсь за товаром. Приезжаю в 4 утра к поставщикам, а они работают только с 9. Ночь, темно, страшно, вокруг одни таджики, китайцы. А я одна.

Потом, как угорелая, носилась по рядам, закупалась. Еле-еле через пятые руки нашла водителя, который меня довезет до половины пути до Челнов. Заплатила еще двойную цену, чтобы все-таки доехать вторую половину до родного города.

После той недели мне уже ничего не страшно: отсутствие товара, продавцов или вариант, когда с точки попросят съехать.

Теперь мое правило в бизнесе: пока не перепробую все варианты — не останавливаться. Хотя родители говорили потом: «Нам так жалко тебя было в тот момент!»

«Дети детьми, но бизнес-план, рентабельность никто не отменял. Клиенты быстро приняли это правило» «Дети детьми, но бизнес-план, рентабельность никто не отменял. Клиенты быстро приняли это правило» Фото: pixabay.com

О НЕУДАЧЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕТСКОЙ СТУДИИ

Я совершала систематическую ошибку на протяжении многих лет — и из-за этого бизнес не приносил высокой прибыли. Часто шла на поводу у клиентов, которые просили: «Сделайте, пожалуйста, перерасчет, мы ведь болели. Почему должны платить, раз мы не ходили (были в отпуске по три раза в год)? Поступала «по-человечески», в ущерб бизнесу. С опытом стала разбираться — где доход? Теперь у нас есть правила, с которыми знакомим посетителей. Если они согласны их соблюдать, сотрудничаем. Дети детьми, но бизнес-план, рентабельность никто не отменял. Клиенты быстро приняли это правило. Да, были те, кто ушел, но на их место быстро записались те, кто не сидел на скидках, а полноценно платил.

«Теперь у нас всегда есть камеры, мы фиксируем через мессенджеры любой чих, ведем записи разговоров. На суде этого достаточно для доказательств» «Теперь у нас всегда есть камеры, мы фиксируем через мессенджеры любой чих, ведем записи разговоров. На суде этого достаточно для доказательств» Фото: pixabay.com

ФАКАП ОТ АВТОСЕРВИСА «PIT СТОП»

После того как автомобиль выехал из бокса после крупного ремонта, а в заказ-наряде не оказалось подписи от компании-клиента, ее директор уволил своего главного механика и заявил нам: «Я этот ремонт не согласовывал, платить не буду».

Теперь у нас всегда есть камеры, мы фиксируем через мессенджеры любой чих, ведем записи разговоров. На суде этого достаточно для доказательств.

«Какой опыт я приобрел: не залезать в большие дебиторские задолженности, уметь останавливать работу, если оплата не поступает, вовремя уходить, чувствуя что начинаются непонятные качели» «Какой опыт я приобрел: не залезать в большие дебиторские задолженности, уметь останавливать работу, если оплата не поступает, вовремя уходить, чувствуя, что начинаются непонятные качели» Фото: «БИЗНЕС Online»

ОПЫТ СУБПОДРЯЧИКА ИЗ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Мы взяли субподряд на крупный объект. Заказчик был не очень надежный, но рискнули. Во время и после сдачи объекта деньги выдавались маленькими партиями, при этом нас продавливали и требовали выполнения обязательств. Но потом организация подала на банкротство и осталась нам должна 3,5 млн рублей.

Какой опыт я приобрел: не залезать в большие дебиторские задолженности, уметь останавливать работу, если оплата не поступает, вовремя уходить, чувствуя, что начинаются непонятные качели. Лучше потерять малую часть прибыли, чем судиться полтора года из-за 3,5 миллиона.

Еще предприниматели поделились парой историй, когда оплатили рекламу в журнале и к ним не пришел ни один клиент. «Мы также заказали видеобаннер на первой дороге и в результате тоже не приобрели ни одного заказчика. 15 тысяч рублей полетело в копилку опыта», — рассказали они.

Неудачи созданы для того, чтобы мы получали опыт. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее — банальная, но работающая фраза. И только предприниматель решает: сломаться здесь, на этом моменте, или собрать усилия в кулак и идти дальше.

Лилия Шелест