По числу заметных фраз, оброненных на совещаниях, обходах и пресс-конференциях, мэр Челнов Наиль Магдеев может побить рекорды своего предшественника Василя Шайхразиева По числу заметных фраз, оброненных на совещаниях, обходах и пресс-конференциях, мэр Челнов Наиль Магдеев может побить рекорды своего предшественника Василя Шайхразиева

«МЫ ПЬЕМ ЧАЙ И СМЕЕМСЯ НАД ВАМИ»

По числу заметных фраз, оброненных на совещаниях, обходах и пресс-конференциях, мэр Челнов Наиль Магдеев может побить рекорды своего предшественника Василя Шайхразиева, цитаты которого особенно были любимы журналистами и расходились на крылатые фразы и заголовки. Коронные спичи нынешнего градоначальника известны всем, кто давно с ним общается. Самые известные и часто употребительные: «КАМАЗ — это наша судьба, а ее не выбирают», «Цифры и факты — вещь упрямая», «Желаю не путать эксгумацию с экспроприацией». Однако буквально под конец года Магдеев не просто удивил челнинцев, а заставил говорить о себе в телеграм-каналах, которые особо остро реагируют на посылы чиновников.

Публичный конфликт с КАМАЗом из-за больших автобусов мэр решился прокомментировать на недавней пресс-конференции, впервые высказавшись по этой теме. Разногласия с автогигантом, которые дошли до арбитража, он назвал спором двух хозяйствующих субъектов, выразив надежду на то, что «компании разберутся в суде», однако при этом укорил журналистов, якобы пытающихся создать скандал городского уровня на пустом месте и столкнуть лбами Магдеева и Серея Когогина: «Вы (журналисты — прим. ред.), я могу сказать, не очень честно поступаете. Ваша позиция мне, искренне говорю, не совсем нравится. Кто-то кому-то чего-то не понравился? Мы, правда, пьем чай и смеемся над вами, вы уж извините, над всеми вашими публикациями. Мы далеки от того, чтобы из-за спора двух хозяйствующих субъектов портить свои человеческие отношения. Они давно выстроены, мы ими дорожим. Вам, конечно, хочется, чтобы был какой-то скандал. Но его нет. Не ищите черную кошку в темной комнате. Ее там нет».


На одном из деловых понедельников градоначальник покритиковал работу коммунальных и строительных организаций, которым выдаются ордера на земляные работы и которые после себя оставляют разрытые траншеи: «Сроки прошли, а на некоторые перекопы без слез не взглянешь. Есть места, где многоуважаемые руководители свои обязанности перед жителями не выполнили. Пока никому не платите, пусть исправят, что положено. А то от предупреждений язык устал. Замена тепловых сетей — это не взятие Берлина, а ваша работа, вы же повсюду окопы вырыли».

Высказался Магдеев и про закрытие завода Ford-Sollers весной 2019 года. К сожалению, оно негативно сказалось на экономических показателях, однако мэр слывет оптимистом и не стал делать из этого большой проблемы, тем более что всех работников предприятия удалось трудоустроить. «У нас из статистики и занятости ушел целый завод, — объяснил он. — Но наша задача — развивать те направления, где мы можем повлиять на улучшение ситуации. Ну закрыли завод, но 800 человек мы трудоустроили — город даже не заметил».

Особенно остро отреагировали читатели «БИЗНЕС Online» на заявления градоначальника о нехватке парковочных мест. Он высказался довольно оригинально: «Надо же быть немножко прагматиком. Взять и посчитать — покупка машины, техобслуживание, бензин, транспортный налог, мойка, все в столбик записать и посчитать. Сам ахнешь! На эти деньги, что ты машину купил, сколько раз можешь в день на такси ездить? Я тоже езжу, когда в Москве бываю. И многие знакомые в столице у меня автомобили продают. Большие города, видимо, к тому и придут, что машина будет не очень выгодна».

Не менее острым стало и высказывание Сергея Когогина в адрес городской власти и муниципального предприятия «Электротранспорт» Не менее острым стало и высказывание Сергея Когогина в адрес городской власти и муниципального предприятия «Электротранспорт»

«БИЗНЕСМЕНЫ СТАЛИ МАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ БИТЬЯ»

Не менее острым стало и высказывание Когогина в адрес городской власти и муниципального предприятия «Электротранспорт», для которого и закупались в лизинг автобусы «НЕФАЗ», ставшие яблоком раздора между МУПом и КАМАЗом. «Мы увидели неспособность нашей администрации заниматься пассажирскими перевозками. Несколько лет назад мы подарили свое транспортное предприятие городу. 60 процентов городских перевозок проводилось трамваями, это не наша функция. И мы приняли решение с акционерами передать городу и передали в лизинг 190 автобусов на газовом топливе. Сегодня долги города по лизингу, сервисному обслуживанию превышают 700 миллионов. Администрация показала, что она абсолютно не способна организовать перевозки! КАМАЗ передал ей безвозмездно предприятие, в ответ получили только проблемы. Город до сих пор не может организовать перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток. Это довольно существенный пробел в нашей финансовой дисциплине. Мы ведем переговоры с республикой и городом, чтобы они решили данную проблему. Скорее всего, закончится тем, что мы будем вынуждены изъять автобусы и продать их другим клиентам», — безапелляционно заявил глава предприятия.

На бизнесмена Олега Коробченко, ставшего в этом году депутатом Госсовета от Партии Роста, многие возлагают большие надежды как на главного лоббиста чаяний предпринимателей. О проблемах МСБ он и сам говорил на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online». По его мнению, в стране закрывается в 2 раза больше компаний, чем открывается, выручка падает, а налоги растут в разы. «Сейчас предприниматель мало того что не зарабатывает, так еще и рискует попасть под суд! Бизнесмены стали мальчиками для битья. Потому они уходят в кеш, закрывают компании, уезжают за рубеж — особенно это характерно для Москвы. У нас в РТ нет такого — предприниматели, которые ведут бизнес на родной земле, заинтересованы в развитии своего дела. И на них нужно ставить», — вынес вердикт Коробченко.


«А ПРОГНОЗОВ Я НЕ ДАЮ. Я ЖЕ НЕ СИНОПТИК»

Удачей стало первое и пока единственное интервью владельца ГК «Профит» Марселя Мингалимова. Обычно закрытый, он в беседе с журналистами «БИЗНЕС Online» раскрылся с неожиданной стороны. На вопрос о том, есть ли в компании кадровый дефицит, строитель ответил: «Кадрового дефицита нет. А если и есть, я о нем не знаю и знать не должен — у меня имеются заместители, отдел кадров, которые за это отвечают. Людей всегда можно найти. Вот если границы с Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и Арменией закрыть, тогда в России начнется кадровый голод».

Немногим известно, но Мингалимов также является владельцем судоходной компании. Издание полюбопытствовало, каков в целом прогноз по этой отрасли, на что он сразу нашелся что ответить: «А прогнозов я не даю, я же не синоптик».

Марсель Мингалимов: «А прогнозов я не даю, я же не синоптик» Марсель Мингалимов: «А прогнозов я не даю, я же не синоптик»

В целом лидер коммерческой застройки Закамья считает, что каждый из его бизнесов для него не работа, а хобби, да и деньги не главное: «Когда я в дороге и меня спрашивают по телефону: „На работу едешь?“, — я отвечаю: „На работу ездят наемные сотрудники“. Даже будильник на утро не ставлю. Тот, кто заводит будильник, заставляет себя вставать и идти на нелюбимую работу, — несчастный человек». Тут даже и возразить нечего — мудрые слова.

«НЕКОТОРЫХ ПРИХОДИТСЯ «ПРИВОДИТЬ В ЧУВСТВА», ОБЪЯСНЯТЬ, ЧТО РОДИНУ НЕ ВЫБИРАЮТ»

О мотивации к армии и патриотизме любопытно рассуждал челнинский военком в гостях у «БИЗНЕС Online». Рашид Ильясов назвал несколько причин, по которым молодым челнинцам стоит пойти в армию. Помимо традиционных эпитетов «школа жизни», «конституционная обязанность», он о службе говорит так: «Хочешь получить мужчину, готового к любым задачам, — отправь сына в армию. Мужчина созревает до 30 лет, а армейский коллектив, как скороварка, подготовит его за год. Сам я из семьи военнослужащих в четвертом поколении, знаю, что говорю. Из армии приходят другими людьми — они знают, чего хотят, умеют принимать решения».

Рашид Флурович уверен, что желание служить в армии у молодежи есть, а вот с патриотизмом не всегда все хорошо: «Некоторых молодых людей приходится „приводить в чувства“, объяснять, что Родину, как и родителей, не выбирают и ее надо любить, если необходимо, то и защищать».

«ЧЕЛНИНЕЦ, ПРОГУЛИВАЯСЬ ВЕЧЕРОМ ПО ГОРОДУ, ОЩУЩАЕТ СЕБЯ КАК НА КЛАДБИЩЕ»

Тема бренда города и в целом его архитектурного облика вызвала бурные рассуждения среди блогеров издания. Архитектор Равиль Сафиуллин так и поставил вопрос: если человек не связан с производством «КАМАЗов» или запчастей и не выпускает знаменитую на всю страну туалетную бумагу, то зачем тогда живет в Челнах? Про что наш город? Он предложил множество различных креативных идей для удобства горожан и привлечения туристов — например, ввести в моду калоши, сформировать сервис велосипедной сети, а также превратить Челны в столицу изучения английского языка. «Может такое быть? Да, — считает Сафиуллин. — Отправит в Челны московская семья своего ребенка на лето язык подтянуть? Я бы отправил. Представьте, как Магдеев едет на мопеде на работу в мэрию в желтых калошах и в „Инстаграме“ всех приветствует: „Good morning!“ Всех бы обогнал по популярности».

Антон Явхута: «Нужно и бороды брить, иначе многие прогрессивные изменения никогда у нас не произойдут» Антон Явхута: «Нужно и бороды брить, иначе многие прогрессивные изменения никогда у нас не произойдут»

Гендиректор компании «ИнтерМедиаСервис» Антон Явхута считает, что надо сделать ставку на ночную подсветку города, приводя в пример зарубежные мегаполисы. В автограде же «в принципе отсутствует ночная архитектура, поэтому челнинец, прогуливаясь вечером по городу, ощущает себя как на кладбище». «Народ, не бывавший за границей и не видевший другой жизни, надо образовывать. Иногда, выражаясь фигурально, нужно и бороды брить, иначе многие прогрессивные изменения никогда у нас не произойдут», — утверждает Явхута, поэтому предлагает для реанимации вечерней и ночной жизни создать комфортную световую среду за счет энергосберегающей художественной подсветки зданий, зеленых насаждений, медиафасадов на мостах и даже назначить «ночного мэра».

«Если мне предложат платить 10–15 рублей к квартплате за то, чтобы на моем доме была красивая подсветка, я бы согласился, — признался блогер. — На мой взгляд, здание вообще не должно сдаваться в эксплуатацию без подсветки. Это обязано регламентироваться городскими нормами, что позволит избежать того убожества, которое мы наблюдаем на наших домах, к примеру в новогодние праздники».