«Рамадан — это как взлетная полоса: чем лучше человек его провел, тем дольше будет продолжаться его полет», — такое значение придают данным дням в духовном управлении мусульман РТ. Но пандемия коронавируса внесла свои коррективы. О том, как в режиме самоизоляции все сделать правильно, на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказали заместитель муфтия РТ Ильфар Хасанов, ученый секретарь совета улемов Рустем Нургалиев и начальник отдела по вопросам шариата, казый Казани Булат Мубараков.
«Если посмотреть на наше общество, то можно увидеть, что сейчас распространены такие виды грехов, как прелюбодеяние, воровство, убийство»
«КАК ТОЛЬКО ЛЮДИ ПОКАЮТСЯ, ПИК ЭПИДЕМИИ ПОЙДЕТ ВНИЗ»
— Читатели спрашивают, за какие грехи нам послан коронавирус и как их искупить?
Ильфар хазрат: Если посмотреть на наше общество, то можно увидеть, что сейчас распространены такие виды грехов, как прелюбодеяние, воровство, убийство… И вспоминаются слова пророка Мухаммеда, мир ему, где он говорит: «Когда среди людей распространится прелюбодеяние и разврат, который будет совершаться людьми открыто, Всевышний ниспошлет на этот народ такие заболевания, о которых они даже не слышали». Но в мире также много хороших и добрых людей, и хотелось бы думать, что все-таки это не наказание, а испытание от Господа. Однажды к пророку Мухаммеду, мир ему, подошел бедуин и спросил: «Мы заболели, а нужно ли нам лечиться?» И был ответ: «Лечитесь! Ибо Всевышний Создатель для каждой болезни также даровал и исцеление, лекарства. Только от одной болезни нет лекарства — от смерти».
— А что нужно делать — начать искупать грехи или просто молиться?
Ильфар хазрат: Надо обращаться к Создателю с покаянием. Коронавирус является для всех нас уроком. Люди только сейчас осознали, что, оказывается, они разучились жить и общаться со своими близкими! Посмотрите, как тяжело переносят некоторые режим самоизоляции: ссоры в семьях пошли, дети надоели, какие-то разборки начались…
— Интернет и гаджеты сыграли отрицательную роль?
Ильфар хазрат: Конечно, хотя в интернете очень много и хорошей информации.
— В исламе есть пророчества относительно сегодняшней пандемии? (Федоров)
Рустем хазрат: Высказываний касательно эпидемий было много, и говорилось, что именно эпидемия будет уменьшать количество мусульман, но проблема не в инфекции. К сожалению, некоторые мусульмане слишком дословно трактуют пророчества и не боятся заражений. Суть изречения Пророка, мир ему, в том, что проблема не в самой эпидемии, не инфекция убивает человека, а в том, почему она пришла к нему. Конечно, надо защищаться от нее, но мусульмане, помимо такого рода защиты, должны задуматься над тем, что, пока они не уменьшат количество своих грехов, не покаются Всевышнему, эпидемия не закончится. Как только люди поймут это и покаются, пик эпидемии пойдет вниз.
Рустем хазрат: «Надо защищаться от инфекции, но мусульмане, помимо такого рода защиты, должны задуматься над тем, что, пока они не уменьшат количество своих грехов, не покаются Всевышнему, эпидемия не закончится»
«ОБЩИЕ ПРАВИЛА САМОИЗОЛЯЦИИ БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ В ИСЛАМЕ»
— Так, может быть, не самоизоляция нужна, а всем прийти в церкви и мечети и покаяться?
Рустем хазрат: Эпидемии мучили мусульман много раз — и в XIV веке, и в XVIII, и в самые первые годы праведного халифа Умара, буквально через 20 лет после появления Пророка, мир ему. На сей счет имеется интересный исторический факт. У мусульман есть традиция в случае проблемы собираться вместе и молить Бога о помощи. Так, однажды была страшная эпидемия чумы в Каире, и мусульмане в большом количестве вышли в пустыню, чтобы молить Бога о прощении и помощи. И после этого дня каждую ночь стали умирать тысяча человек. Какой вывод они сделали? Что, помимо молитвы, нужно было соблюдать дистанцию! Это исторический факт. То есть мусульмане, моля Бога, совершили другой проступок — объединились в период эпидемии, а надо было разъединяться. Общие правила самоизоляции заложены в исламе. Даже есть такой приказ: «Разъединяйся!» А мусульмане соединились для молитвы и создали новый очаг эпидемии. Надо соединять две причины — божественную духовную и реальную физическую.
Булат хазрат: Это прописано и в сунне. Пророк, мир ему, рекомендовал оставаться дома при эпидемиях, в его хадисах подобное есть. Человек считается исполняющим свои религиозные обязанности не только тогда, когда поклоняется, читает намаз или приходит в мечеть, но и тогда, когда понимает сунну в целом.
— Священный месяц пришелся на период самоизоляции. Как это отразится на жизни постящихся мусульман? (Имамова)
Рустем хазрат: В совете улемов ДУМ РТ, который возглавляет муфтий Камиль хазрат Самигуллин, обсуждали данные вопросы. Конечно, есть определенные отличия пятничных намазов, посещения мечетей от поста в месяц Рамазан. Во-первых, пятничный намаз — это богослужение коллективного характера, а соблюдение поста — индивидуальное богослужение, которое хорошо совершается и дома. Единственная традиция в массовом сборе в священный месяц Рамазан — это вечерние молитвы таравих. Но они не носят характер обязательности, лишь желательности, потому пост начнется в положенное время с появлением нового месяца и закончится с появлением нового месяца. Это остается индивидуальным богослужением каждого мусульманина. Что касается ночных молений в мечетях, конечно, они не будут совершаться в период режима самоизоляции.
— Если даже в священные праздники ислама и христианства можно не посещать мечети и церкви, то, значит, туда можно вообще не ходить? Зачем нужны посредники между человеком и Богом? (Борис)
Рустем хазрат: В нашей жизни есть желание посещения каких-то излюбленных мест — в гости, на встречу с друзьями…
— Хотите сказать, что и в мечеть точно так же ходят?
Рустем хазрат: А как же иначе, мы же ходим в гости к Богу! Мусульмане считают мечеть домом Аллаха. Представляете, какое огромное удовольствие они испытывают, когда к Богу в гости приходят, какое чувство сердечной радости ощущают, когда видят, что и другие к Богу в гости пришли!
— Если мечеть — дом Аллаха, то, получается, человек там ближе к Богу?
Рустем хазрат: Думаю, что некорректно использовать слова «ближе/дальше», потому что некоторые могут понять их буквально — как расстояние. Так мы дойдем до философии Юрия Гагарина, который сказал после полета в космос: «Я был ближе всех к Богу, но Его не видел».
— Конечно, речь о духовном расстоянии, а не о физическом.
Рустем хазрат: В таком контексте, конечно, в мечети человек ближе к Богу.
Булат хазрат: «Человек считается исполняющим свои религиозные обязанности не только тогда, когда поклоняется, читает намаз или приходит в мечеть, но и тогда, когда понимает сунну в целом»
«В ТАТАРСТАНЕ ВСЕ-ТАКИ ПРОЙДЕТ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИФТАР — «ИФТАР 100-ЛЕТИЯ»
— Я сам не могу держать уразу по причинам здоровья. Каждый год во время Рамазана кормлю 30 человек ифтаром, как положено, взамен своей уразы. Как поступить в этом году? Приглашать постящихся на ифтар я не могу, в кафе отвести — тоже. Есть ли в республике какая-то система, чтобы оплатить ифтары нуждающихся, благотворительные ифтары? (Марат)
Рустем хазрат: Необязательно собирать людей, чтобы их накормить. В ДУМ РТ очень хорошо работает система оказания помощи, в том числе доставка продуктов питания на дом.
Ильфар хазрат: Более того, несмотря на сложившуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку, в Татарстане все-таки пройдет VIII республиканский ифтар. Но в этом году его организаторы — духовное управление мусульман РТ, стадион «Ак Барс Арена» и национально-туристический комплекс «Туган Авылым» — приняли решение поменять формат проекта. Во-первых, республиканский ифтар побьет собственный рекорд, охватив до 30 тысяч человек по всему региону, и будет посвящен 100-летию ТАССР. Поэтому мы его называем «ифтаром 100-летия». Во-вторых, для обеспечения безопасности в условиях пандемии ифтар пройдет в режиме «с доставкой на дом» и с ориентацией исключительно на нуждающиеся категории населения.
Кроме того, «ифтар 100-летия» состоится не в один день, а продлится в течение всего месяца Рамазан начиная с самого первого дня. Ифтар-наборы ежедневно будут готовиться и формироваться на стадионе «Ак Барс Арена» и в комплексе «Туган Авылым», затем передаваться благотворительному фонду «Закят» ДУМ РТ, имамам казанских мечетей и мухтасибам районов Татарстана для дальнейшей раздачи нуждающимся по конкретным адресам. Если есть желание, мы будем благодарны за помощь в реализации этого социального проекта. Можно перечислить средства, отправив СМС на номер 7715 с текстом: ИФТАР пробел СУММА. Например, ИФТАР 300. Можно перечислить деньги в поддержку этой акции, тем самым вы совершите ифтар.
— Сколько человек может присутствовать на домашнем разговении? Если их меньше 19, то можно ли проводить дома ифтар? (Валеев)
Рустем хазрат: Лучше организовать коллективный намаз с членами своей семьи! Не с соседями и друзьями, а только с супругами и детьми.
Ильфар хазрат: В эти непростые дни мы должны помнить об одном: не навреди ни себе, ни окружающим!
— А как провести поминки, если нельзя собирать людей?
Ильфар хазрат: Все пройдет с Божьей помощью, и будем опять собираться.
— Я намерена соблюдать уразу, дома читаю намаз. А чтение таравих-намаза обязательно для женщин? (Халида)
Булат хазрат: Шариат оценивает эту норму как крайне желательную и для мужчин, и для женщин. Если в районе никто не выполняет таравих-намаз, то все мусульмане будут грешными. Но если сделает хоть кто-то один, то вся умма освобождается от ответственности. Конечно, здесь речь идет о вознаграждении, которое ожидает человек. За этот намаз оно очень большое! Потому желательно, чтобы каждый мусульманин, в том числе и женщины, по мере возможности выполняли данный намаз.
«Республиканский ифтар побьет собственный рекорд, охватив до 30 тысяч человек по всему региону, и будет посвящен 100-летию ТАССР. Поэтому мы его называем «ифтаром 100-летия»»
«АЛЛАХ САМ УКАЗАЛ НА НАУКУ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ АСТРОНОМИей»
— Когда точно наступает месяц Рамадан? Ведь не секрет, что ежегодно в разных странах начинают поститься не одновременно, разница может составлять один день. (Альфред)
Булат хазрат: При определении начала месяца Рамадан используются две основные методологии: первая — визуальная, вторая — астрономическая. Мы берем вторую, на это есть указание в Коране (сура «Юнус», пятый аят): «Он — Тот, Кто придал солнцу сияние и луне — свет. Он установил для нее фазы (которые она проходит), чтобы вы могли вести летосчисление и расчет. Все это Аллах создал по истине (оно не бесполезно). Он раскрывает Свои знамения людям знающим».
Исходя из данного аята, мы можем считать, что Всевышний Аллах Сам указал на науку, которая называется астрономией. Поэтому мы считаем свой способ тоже правомерным.
Если рассчитывать наступление намаза, то, во-первых, по приоритету исполнения он стоит выше, чем ураза, хотя оба считаются обязательными поклонениями. И те люди, которые говорят, что определять начало месяца надо только визуально, в то же самое время пользуются астрономическими расчетами при выявлении времени намаза. Никто не выходит в чистое поле, не ставит палку и не смотрит, какой длины достигла тень. Все ориентируются на астрономические расчеты, расписание намазов, хотя в книге по исламскому праву описан визуальный метод. А расписание есть и на сайте ДУМ РТ, и в мечетях. Новая луна появляется на горизонте на очень короткий промежуток времени, и этот момент можно упустить, потому и намаз провести с опозданием.
— Есть верующая молодежь, которая ориентируется не на расписание ДУМ РТ, а на сведения из Саудовской Аравии…
Булат хазрат: Это происходит потому, что люди в религиозных вопросах невежественные. Надо повышать уровень своего образования.
— Смущает, что в расписании намазов на 2020 год время окончания сухура 4 мая обозначено 0:06, а 5 мая сразу идет сдвиг почти на два часа — 01:51. И это при том, что время восхода и захода солнца изменяется в течение Рамазана постепенно. Не ошибка ли? (Фоат)
Рустем хазрат: Очень важный вопрос! Спасибо, что обратили на него внимание. Он касается всех постящихся мусульман в Татарстане. Пост зависит не от восхода солнца, а от его захода. Мусульмане постятся не от восхода до захода, как путают многие светские СМИ, а от утренней зари до заката солнца. Первая временная метка начала воздержания от пищи и воды — это утренняя заря, а последняя временная метка, когда заканчивается воздержание, — заход солнца. Если он очевиден и заметен человеческому глазу, то утренняя заря в наших широтах летом пропадает. А раз так, то нужно зацепляться за какой-то другой физический принцип. Потому мы руководствуемся фетвой имама Шигабутдина Марджани, посоветовавшего находить ближайший по долготе регион, который имеет настоящую ночь и, следовательно, настоящий рассвет. Ближайший к нам такой субъект — это Астрахань. И процентное соотношение астраханской ночи математическим исчислением копируется и проецируется на процентное исчисление нашей ночи.
— Как все сложно! А поминутное исчисление так важно?
Рустем хазрат: Это очень значимо! Если бы у нас не было таких возможностей и познаний в астрономии, то, наверное, на глаз мерили бы. Но зачем мы будем отрицать существующие в науке достижения? Надо верить традиционному богословию в лице шейха Марджани.
Булат хазрат: Объясню, почему происходит такой скачок с 4 на 5 мая. За два-три дня до 5 мая случаются прыжки по времени минут на 20, потому что вечер и утро как бы соединяются, пропадает настоящая ночь. И вот 5 мая — это тот день, когда пропадает настоящая ночь: солнце садится на западе, заря, не пропадая, постепенно переходит на восток, и начинается восход. Мы ориентируемся на фетвы ученых, в которых описано, каким образом определять время наступления сухура и разговения. Скачок по времени используется для облегчения выявления времени намаза. Просто следите за временем намазов на сайте ДУМ РТ.
«В мусульманском празднике есть процесс богослужения — сама молитва, которая длится недолго, минут 5–7, и праздничные наставления. Она не может быть онлайн, потому что для ее исполнения нужно собирать людей»
«НАМАЗ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ»
— Будет ли онлайн-трансляция намаза? (Бикмуллин)
Рустем хазрат: Что касается праздничного намаза, то нужно понимать степень его важности — он не является обязательностью, как, например, пятничный. По сути, наши ежедневные пятикратные молитвы более обязательные, чем праздничный намаз. Поэтому если ситуация по поводу эпидемии не изменится в лучшую сторону, то мы примем разумное решение не собирать людей на праздничную молитву. Но праздник не отменяется! В мусульманском празднике есть процесс богослужения — сама молитва, которая длится недолго, минут 5–7, и праздничные наставления. Она не может быть онлайн, потому что для ее исполнения нужно собирать людей. Надо четко понимать, что богослужение онлайн не может быть. Можно онлайн наблюдать за богослужением, например трансляцией из Мекки, но это не считается вашим участием в богослужении, поскольку мусульмане молятся в четко отведенное время и определенным образом. А есть понятие молитвы как взывания к Богу сердцем. Это индивидуальный вид молитвы, без совершения телодвижений, а только сердцем. В русском языке и то и другое — молитва, а в арабском языке это зикр, тасбих, салят, намаз.
Булат хазрат: По шариату следование имаму не может быть действительным в онлайн-режиме. Об этом муфтий Камиль хазрат выпустил аргументированную фетву. Для того чтобы следование имаму было действительным, есть несколько условий. Одно из них — чтобы имама и того человека, который следует за ним, не разделяло большое расстояние, например дорога, по которой ходят машины, река или поле. Между имамом и человеком, который собирается ему следовать онлайн, находясь у себя дома, очень большое расстояние, потому подобное следование не является действительным. Это касается всех намазов. Второе условие — то, что имам в молитве должен быть впереди того человека, который следует за ним, потому что имам в переводе с арабского «тот, кто находится впереди». Если кто-то во время намаза находится перед имамом, то этот намаз будет недействительным, потому что в таком случае человек, следующий за имамом, находится ближе к Каабе, чем сам имам. То есть он по факту перестает быть имамом впередистоящим. По этим причинам намаз не может быть действительным в онлайн-режиме.
«Люди чувствовали ценность поста, потому что один день в Рамадан невозможно потом восполнить миллионами годов дополнительного добровольного поста»
«страх заражения не может быть причиной отказа от поста»
— О противовирусных мерах — мытье рук, ношение масок и так далее — мы знаем очень хорошо. Какие духовные методы есть, чтобы не допустить заражения? (Гульнара)
Ильфар хазрат: Чистота — от веры нашей, и чистота — половина веры. Так говорит наш Пророк, мир ему. Соблюдение чистоты — и духовной, и физической — тоже является одним из поклонений Всевышнему Создателю. Но проблема в том, что люди не умеют общаться с Господом. Что требуется? Искреннее обращение к Создателю. Порой приходят и просят: «Хазрат, помолись, попросили у Господа за меня!» На вопрос, почему человек сам за себя не просит, отвечает, что он не оканчивал медресе, не умеет молиться на арабском языке. Но ведь все языки — Всевышнего Создателя! Необязательно обращаться только на арабском. Говори на том языке, на котором тебе легко общаться со своим Создателем. Поэтому соблюдай ритуальную чистоту — духовную и физическую — и обращайся к Создателю своими словами. Сам Господь говорит в Священном писании: «Скажи (им, о Мухаммад): „Не обратил бы мой Господь на вас внимания, если бы не ваши мольбы“». Потому нужно обращаться от чистого сердца: «О, Господь, сохрани меня и моих близких от этой заразы. Сохрани Родину мою, сохрани все человечество!» Это уже есть молитва! И нет разницы, на каком языке ты говоришь — на русском или татарском. Всевышний примет твою молитву, если она была от чистого сердца.
— Согласно шариату, больной не должен поститься. Но, как правило, если у человека легкая простуда, например першит в горле или насморк, он все равно держал уразу. У 40 и более процентов зараженных коронавирусом болезнь проходит без симптомов. Можно ли такому человеку держать пост, зная, что его тест положительный? (Мухаметшин)
Булат хазрат: Здесь необходимо понимать, что дозволенность не держать пост зависит от физического состояния человека, а не от того, положительный тест на коронавирус или нет. Шариат дает нам определенное правило: если пост может привести к усилению болезни и это подтверждено либо собственным опытом, либо о том сообщает врач, практикующий ислам, то в подобном случае, как говорится в аяте, «держи другие дни».
— Есть люди, которые заявляют, что лучше умрут, но пост держать будут. Они правы или заблуждаются?
Булат хазрат: Мне моя бабушка рассказывала, как держали пост в ее время. Она жила в сельской местности, техники для обработки земли не было, и летом стояла сильная жара. Бабушка говорила, что люди умирали, но пост не прерывали. То есть они чувствовали его ценность, потому что один день в Рамадан невозможно потом восполнить миллионами годов дополнительного добровольного поста. Эту историю я привел как пример отношения человека к посту в Рамадан. Но, конечно, если кто-то чувствует, что умирает, по правилам шариата ему пост надо прервать. Когда приходит какое-то испытание, например в виде болезни, то лучше потерпеть и пост держать. Но если человек чувствует, что состояние ухудшается, то он может прервать свой пост.
— А если кто-то, зная о смертельной опасности, все-таки держит пост, это не считается самоубийством?
Булат хазрат: Люди же не ради самоубийства так делали, а просто искренне отдавались вере. Бабушка рассказывала, что они, чтобы охладиться в жаркие дни, залезали в погреб, брали в рот холодную воду, а потом выплевывали. Люди в те тяжелые времена до конца старались соблюсти пост, и отношение к нему должно быть именно таким.
— Насколько организм постящегося подвержен атаке вирусов? Более восприимчив или, наоборот, стоек к заразе? (Дания)
Рустем хазрат: Недавно я прочитал, что ВОЗ совместно с мусульманскими экспертами готовит перечень рекомендаций для мусульман в месяц Рамадан. Но у нас тоже есть советы. Наши коллеги из мусульманских стран, где на должном уровне находятся и медицина, и богословие, например Кувейт и Сирия, сделали запросы к местным врачам, насколько может повлиять пост на состояние здоровья во время пандемии коронавируса. Из обоих государств пришли официальные ответы: пост не усугубит состояние. Поэтому мы считаем, что страх заражения не может быть причиной отказа от поста.
Хочу обратить внимание верующих на один очень интересный факт. В 2016 году Нобелевскую премию по медицине и физиологии получил японский исследователь Есинори Осуми за открытие механизмов аутофагии — это процесс, когда клетки организма начинают поедать вирусы и старые отмершие клетки вследствие активизации работы иммунитета.
— А как оживить данную деятельность?
Рустем хазрат: Активизация иммунитета происходит благодаря полному 12-часовому воздержанию от пищи и воды. То есть во время воздержания от пищи запускаются процессы самолечения и самоочищения организма. Некоторые люди боятся навредить своему здоровью постом, а ученые доказали и получили за это Нобелевскую премию, что он, наоборот, оздоравливает организм.
Булат хазрат: Но здесь необходимо понимать, что целью поста не должно быть физическое состояние — похудение или улучшение здоровья. Это упомянуто как следствие. Мы держим уразу ради довольствия Всевышнего Аллаха.
«Награда зависит от Всевышнего Аллаха, коронавирус — тоже. Аллах видит наше положение и понимает, что мы не можем пойти в мечеть»
«ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СРАВНИВАТЬ СЕБЯ ТОЛЬКО С САМИМ СОБОЙ ВЧЕРАШНИМ»
— В последние дни Рамазана требуется уединяться в мечетях. А если они закрыты, будет ли награда от Всевышнего?
Булат хазрат: Она зависит от Него, коронавирус — тоже. Аллах видит наше положение и понимает, что мы не можем пойти в мечеть. Человеку, у которого есть возможность оставаться дома в последние 10 дней в уединении и совершать благодеяния, мне кажется, вознаграждение будет таким же или даже больше, если он искренне молится Богу. Но, конечно, на все воля Аллаха.
— А как ее узнать?
Булат хазрат: Есть приметы принятия благодеяния, но на 100 процентов мы не знаем об этом. Если бы человек узнал, что его благодеяние принято, он успокоился бы и перестал совершать благодеяния. Всевышний Аллах оставил это в подвешенном состоянии, чтобы мусульманин оставался в неведении и всегда старался совершать благодеяния, всю жизнь приближался к Аллаху и был богобоязненным. У некоторых людей есть привычка сравнивать себя с другими: я лучше поклоняюсь, совершаю дополнительный намаз. А на самом деле человек должен сравнивать себя только с самим собой вчерашним. И есть признаки принятия благодеяния, например, после Рамазана он чувствует, что изменился, не возвращается к своим порокам или дурным привычкам. Хадж, Рамазан — это как взлетная полоса: чем лучше человек их провел, тем дольше будет продолжаться его полет.
— Я решила в ночь Бараат (ночь отпущения грехов) поздравить своих родственников, а они мне сказали, что это неправильно. Еще не могу понять Мавлид (празднование дня рождения Пророка). Мне объясняют, что нет такого праздника. Кто здесь прав? (Дильбар)
Булат хазрат: Имам аш-Шафии, один из имамов-муджтахидов, достигший самой высокой степени знаний и основавший свой собственный мазхаб, упоминал об этой ночи как о благословенной. В его произведении написано, что если в данную ночь ты молишься, то степень дуа (мольбы) намного выше, чем в другие ночи. Одного этого слова достаточно, чтобы перекрыть все отрицания значения данной ночи. Только необходимо отделять некоторые виды поклонения, которые люди выполняют как обязательные. Например, говорят, что надо обязательно прочитать три раза суру «Ясин». Нет, можно и четыре-пять, можно и любое другое благодеяние выполнить. Например, начать читать много намазов, чтобы восполнить пропущенные. Многие мусульмане в советское время не совершали намазов, и эти пропущенные намазы нужно восполнить. Как рассчитать необходимое количество? Для этого сегодня есть мобильные приложения, которые показывают, на сколько лет сколько намазов надо совершить.
Что касается Мавлид, то это день рождения Пророка, мир ему. Когда мусульмане говорят, что проводят Мавлид, на самом деле это выражение радости, что Пророк, мир ему, пришел в мир. Сам Он такой день отмечал, но по шариату регламента проявления данной радости нет. Можешь съесть тортик и прочитать «Салават». Проблем нет! То есть мы не обязываем отмечать Мавлид, тем не менее человек должен проявлять радость по поводу прихода в этот мир пророка Мухаммеда, мир ему.
— А не проявлять радость по случаю дня рождения пророка Мухаммеда — грех?
Булат хазрат: В аяте указано: «Скажи им, мусульманам, пусть они радуются по причине того, что Аллах ниспослал в этот мир, по причине милости Всевышнего Аллаха». Пророка Мухаммеда, мир ему, называют милостью. В другом аяте говорится: «И мы отправили тебя (о Мухаммад) только как милость для миров». И по причине данной милости мы должны радоваться. С такой точки зрения это даже приказ Всевышнего Аллаха.
— Если человек, нарушивший режим самоизоляции, заболеет сам и заразит других, будет ли он по шариату считаться ответственным за такое? (Искандер Исхаков)
Рустем хазрат: Если мусульманин по незнанию заразил кого-то, то, наверное, неправильно сказать, что он за это будет грешником. Но в ситуации, когда человек предупрежден и все равно пошел на контакт с другим, подобное — грех. Самоизоляция — это когда ты не знаешь, являешься носителем вируса или нет. Когда нарушаешь данный режим, то поступаешь аморально, но, насколько такое греховно, очень сложно сказать. Наверное, настолько, насколько пагубными будут последствия. А если знаешь, что можешь быть инфицированным, находишься на карантине и сбегаешь с него, осознанно подвергая опасности окружающих, то это грешно однозначно.
«Самоизоляция — это когда ты не знаешь, являешься носителем вируса или нет. Когда нарушаешь данный режим, то поступаешь аморально, но, насколько такое греховно, очень сложно сказать»
«ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ ДАТЬ ДОБРОВОЛЬНО, ТО окажи ТУ ПОМОЩЬ, КОТОРАЯ считается ОБЯЗАТЕЛЬНой»
— ДСМ России выпустило фетву, где разрешается выплачивать закят (в исламе это обязательный благотворительный взнос) раньше наступления лунного года. Каково ваше решение? (Альфред)
Булат хазрат: Такая норма в шариате прописана: до окончания лунного года можно заранее оплатить закят.
Рустем хазрат: Вообще, досрочная выплата закята — официальная фетва, которая недавно издана министерством религиозных дел Сирии. Это наши друзья, близкие коллеги, они присылают нам все богословские изменения, которые у них происходят. Скорее всего, духовное собрание мусульман России изучило данный вопрос и поступило мудро, призвав людей к активизации благотворительной деятельности. Так как, к сожалению, не все любят совершать ее, некоторые духовники позволили им считать это обязательной благотворительностью. Для помощи обществу религиозные деятели — ДСМ России и наши коллеги из Сирии — сказали, что если ты не хочешь дать добровольно, то окажи ту помощь, которая считается обязательной. Ты в любом случае ее будешь давать, только не через год, потому что потом она мало кому понадобится, а вот сейчас очень нужна.
Как правильно отметил Булат хазрат, у мусульман в ханафитском мазхабе предусматривается возможность досрочной выплаты закята, если есть на то необходимость. Мы считаем, что сегодня она имеется, и существует перечень людей, кому позволено платить закят. Конечно, среди причин, которые указаны в Коране, нет коронавируса, как и в списке — врачей. Но в Священном писании есть норма, которая сформулирована так: «Тем, кто на пути Всевышнего». И она допускает трактовку с учетом нашей современности и обстоятельств. Вполне разумно, что богословы трактуют сегодняшнюю ситуацию как борьбу за сохранение жизни людей: пожертвуй обязательной милостью, помоги тем, которые борются за сохранение жизни людей. Думаю, если подобное организовать системно и мусульмане будут готовы выплатить обязательную милостыню, то это вполне разумная и правильная норма.
— В связи с такой ситуацией в настоящее время ДУМ РТ планирует поддерживать или уже оказывает помощь нуждающимся, например многодетным семьям? (Марат)
Ильфар хазрат: В Татарстане каждый год духовное управление мусульман разворачивает обширную благотворительную программу. Ежегодный марафон называется «Рамазан — месяц добрых дел». В первую очередь это финансирование лечения тяжелобольных детей. В 2020 году мы поставили цель оплатить курсы лечения как минимум четырех деток. Но, как правило, в Рамазан нам удается помочь до 15 тяжелобольным подопечным фонда «Закят» ДУМ РТ, потому что в этот священный месяц мусульмане проявляют наибольшую активность при выплате пожертвований в виде садаки, закята и так называемых добрых СМС в адрес нуждающихся.
Кроме того, в Рамазан мы традиционно оказываем малоимущим семьям и нуждающимся продовольственную помощь. В прошлом году нам удалось передать более 5,5 тонны продуктов питания 900 малоимущим семьям Казани. Надеемся на то, что, несмотря на сложившиеся обстоятельства, у нас получится выполнить эту социальную задачу и в 2020-м. Мы благодарим всех неравнодушных мусульман, которые принимают участие в наших инициативах. Например, очень активно они помогают в восстановлении сгоревшей недавно в Ютазинском районе мечети. Сейчас на ее месте на собранные средства в полную силу идут строительные работы. Более 800 тысяч рублей было перечислено из разных уголков республики. После пожара у мечети сохранились лишь минарет и фундамент, поэтому она отстраивается заново по технологии СИП-панелей, которая позволяет значительно сократить расход времени, материалов и трудозатрат. Планируется, что мечеть будет восстановлена к Ураза-байраму.
— На улице Бурхана Шахиди, 26 находится приют. Какую помощь вы ему оказываете или собираетесь? (Сариева Танзиля Абузаровна)
Ильфар хазрат: Конечно! Поддержка приюта с нашей стороны осуществляется системная. И на уровне руководителей — Камиля хазрата и Азата Гайнутдинова — есть взаимодействие. Периодически мы доставляем туда сезонную одежду и продовольствие. Дело в том, что у фонда «Закят» ДУМ РТ есть собственный бесплатный пункт приема и выдачи одежды, продовольствия, предметов быта, медицинского оборудования. И мы организуем собственные благотворительные обеды для бездомных. Пункт пользуется большой популярностью у нуждающихся. Только в прошлом году около 2,5 тысячи людей получили сезонную одежду, 141 тысячу порций горячего обеда мы выдали бездомным. Объять необъятное, к сожалению, невозможно. И поддержать все благотворительные проекты тоже мы не можем. Но, разумеется, приветствуем любое благотворительное начинание.
— Кто чаще всего жертвует в благотворительный фонд?
Ильфар хазрат: И предприятия, и крупные меценаты, и обычные граждане. Средства привлекаются за счет закята, садаки, коммерческих и государственных грантов. Садаку в фонд приносят чаще (кстати, в основном это пенсионеры), но по суммарным объемам средств собранного закята складывается больше.
— Средств фонда хватает для масштабных дел?
Ильфар хазрат: Конечно, хотелось бы больше помогать. Но стараемся по мере возможности. Нам удается реализовывать и системные проекты, и единоразовые. Например, фондом создан уникальный для Татарстана центр социализации детей и их родителей «Хэят». Он работает в Казани уже более двух лет. А если в целом, то в приоритет для себя мы ставим денежную помощь на лечение тяжелобольных детей, продовольственную помощь населению и социализацию семей, воспитывающих детей-инвалидов. Только в прошлом году нам за счет собранных закята и садака удалось оплатить лечение и реабилитацию 53 детей, а всего с 2016-го года более 200.
Ильфар хазрат: «В Рамазан мы традиционно оказываем малоимущим семьям и нуждающимся продовольственную помощь. В прошлом году нам удалось передать более 5,5 тонны продуктов питания»
«нынешняя пандемия не имеет такого статуса опасности, чтобы требовалось сожжение тел»
— А как в период пандемии проводится никах (религиозный брак) и наречение именем ребенка?
Рустем хазрат: Для совершения никаха необходимо очное согласие молодых людей в присутствии свидетелей и при разрешении опекуна. Обязательно присутствие четырех человек: будущих мужа и жены и двух свидетелей, одним из которых может считаться опекун. Они могут находиться между собой на расстоянии 2–3 метров, главное, чтобы видели и слышали друг друга. Подчеркиваю: должно быть очное присутствие этих четырех человек, про общение по «Скайпу» и речи быть не может. То есть правовое разрешение на семейную жизнь получить можно и в период пандемии. А вот проводить торжество с собранием гостей не приемлемо сегодня.
Что касается обряда наречения именем ребенка, то здесь можно использовать современные технологии, потому что имянаречение — это определенного рода молитва и дуа. Обычно ее читают имамы, потому что отцы детей не умеют молиться и не знают Коран. Но если родители боятся за здоровье своего ребенка и хотят провести обряд имянаречения, то пусть они через «Скайп» получат соответствующие рекомендации, транслитерацию молитв и сам отец произнесет нужные молитвы в ушки своему ребенку.
Ильфар хазрат: Про никах Рустем хазрат правильно сказал, что наличие муллы на этом меджлисе не является обязательным условием для действительности никаха. Он может онлайн проконсультировать, какие фразы необходимо произнести. Но наличие опекуна и двух свидетелей обязательно.
Рустем хазрат: По шариату никах можно провести и в том случае, когда будущие муж и жена находятся в разных местах. Но это опять-таки не «Скайп», а предложение передается либо через прямого поручителя, либо через рукописное письмо, которое вскрывается при свидетелях.
— Весь мир ушел в «цифру», а ислам что же, отвергает современные технологии?
Рустем хазрат: Никах — это очень ответственный процесс, когда человеческая страсть из запретной для мусульманина превращается в дозволенную. Представляете, какова ответственность! А чем она выше, тем строже религиозная бюрократия.
— В Индии трупы умерших от COVID-19 сжигают, в том числе мусульман. Виноват ли умерший в том, что его хоронят не по шариату? И как правильно проводить человека в мир иной в такой ситуации?
Рустем хазрат: Кремация недопустима у мусульман! Мы просто не приемлем такой способ захоронения. Они придают тело земле после определенного ритуала омовения и завертывания в саван. Если есть требование изоляции тела, то пусть она будет разумной. Пусть лучше окажется какой-то герметичный пакет после омовения, но ни в коем случае не кремация. Мы считаем, что мертвые хоть и не подают признаков жизни, но, согласно пророческим преданиям, они даже слышат, как мы рядом с их могилой ходим. А что человек будет чувствовать, когда его тело окажется предано огню?!
Рустем хазрат: Насколько я знаю, нынешняя пандемия не имеет такого статуса опасности, чтобы требовалось сожжение тел. И слава Богу!
Булат хазрат: Ответственность лежит на живых, тех, кто провожает умершего, — на родственниках и богословах. Фетва Муфтия Татарстана Камиля хазрата по поводу захоронения в нынешних условиях есть, но в ней имеются оговорки: первое — мы должны приложить все усилия, чтобы умерший был омыт, а если омыть не разрешат, то в этом случае читаем джаназа-намаз рядом с его могилой. Роспотребнадзору мы сделали устный запрос, чтобы умершего от коронавируса омывали те люди, которые обрабатывают его тело. Ответа еще нет. Но, слава Богу, пока к нам не обращались по поводу смерти мусульман от коронавируса.
«Кремация недопустима у мусульман! Мы просто не приемлем такой способ захоронения. Они придают тело земле после определенного ритуала омовения и завертывания в саван»
«БОРОДА — ЭТО ГОРДОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУСУЛЬМАНИНА»
— Почему у нас хорошие отношения с саудитами, ведь они вроде проповедуют ваххабизм? (Ринат)
Рустем хазрат: У нас плохое отношение к ваххабитам, но хорошее ко всем, включая жителей Саудовской Аравии, потому что граждане этой страны никак неравнозначны понятию ваххабизма. Мы знаем, что возникновение данного течения, к сожалению, исторически увязано с территорией Саудовской Аравии. Количество последователей действительно большое там, но это никак не значит, что каждый саудит является ваххабитом. А то, что у нас отличные отношения с мусульманской страной, разумно и хорошо. Насколько я помню историю Советского Союза, мы всегда старались выстроить добрые отношения именно с мусульманскими государствами. Наша страна была хорошим другом Йемена, Египта, Сирии. От российской дружбы в этих мусульманских странах осталось большое количество инфраструктуры: плотины, дома, заводы. У нас пока нет таких показателей хорошей дружбы с Саудовской Аравией, но я надеюсь, что они будут.
— По телевидению я видел делегацию из Саудовской Аравии, но что-то очень мало наблюдал лиц с бородами. А почему у нас мусульмане так рьяно относятся к бороде, отращивают ее? (Ринат)
Булат хазрат: Не жители Саудовской Аравии являются образцом подражания для мусульман, а пророк Мухаммед, мир ему, и другие пророки. У христиан тоже борода. Это естественно для мужчины.
Рустем хазрат: Подозреваю, что задающий вопрос, скорее всего, видел новостные сводки, а в новостях чаще всего присутствуют чиновники, политические деятели Саудовской Аравии. Они действительно очень, мягко говоря, аккуратно носят бороду — настолько, что ее почти незаметно. Но те, кто совершал паломничество в Саудовскую Аравию, могут сказать, что бородатых там в разы больше, чем бритых. А у нас люди стремятся быть бородатыми по разным причинам: кто-то следует рок-культуре, кто-то хочет понравиться противоположному полу. Мусульмане отращивают бороду с одной единственной целью — быть похожими на нашего любимого пророка Мухаммеда, мир ему, который носил бороду, но не только внешне, а духовно и нравственно. Если мусульманин носит бороду, но при этом курит, ругается нецензурной бранью, ведет себя агрессивно и оскорбительно для окружающих, то борода не соответствует его поведению. Она определенный лакмус мусульманина: раз я отрастил ее, значит, несу ответственность за нее каждый день и в любых обстоятельствах. Борода — это гордость и ответственность мусульманина.
— Спасибо за интересный разговор!
Хасанов Ильфар Ренатович родился в 1981 году в поселке Камское Устье. Окончил казанское мусульманское медресе «Мухаммадия», курсы в Институте по повышению квалификации имамов и проповедников в Мекке.
2007–2009 — преподаватель, проректор Казанского исламского колледжа.
2005–2013 — имам-хатыйб мечети Аль-Марджани.
С 2013 года — имам-хатыйб мечети Кул Шариф.
С 2017 года — заместитель муфтия Татарстана.
С 2019 года — председатель совета учредителей Болгарской исламской академии.
2007–2010 — ведущий передачи «Җомга вәгазьләре» («Пятничные проповеди») на радио «Курай».
С 2013 года — один из ведущих передачи на ТНВ «Нәсыйхәт» («Наставление»), ранее именовалась «Дин вә хәят» («Религия и жизнь»).
С 2018 года — один из ведущих передачи на телеканале «Хузур ТВ» «Мәслихәт» («Совет»).
С 2017 года — член общественного совета управления загса кабинета министров РТ.
С ноября 2019 года — член попечительского совета общественной организации «Федерация ГО РТ».
Является автором богословских статей и сборника аудио проповедей «Аллаһның рәхмәтенә ашыгыйк» («Поспешим к милости Всевышнего»).
Нургалеев Рустам Маратович родился 1981 в году в Мегионе Тюменской области. Окончил международный исламский Университет аль-Азхар по специальности «исламское право», Институт социальных и гуманитарных знаний по специальности «юриспруденция». Доктор исламских наук.
С 2008 года — преподаватель кафедры исламского права Российского исламского университета.
2009–2013 — заведующий отделом международных связей Российского исламского университета.
2009–2015 — научный сотрудник центра исламоведческих исследований при Академии наук РТ.
С 2011 года — ученый секретарь совета улемов ДУМ РТ.
С 2013 года — советник главного казыя РТ.
2013–2018 — начальник шариатского отдела комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ.
С 2014 года — проректор по учебной работе МРО УВПРО «Казанский исламский университет».
С 2020 года — научный сотрудник центра исламского наследия при Болгарской исламской академии.
Мубараков Булат Русланович родился в 1982 году в Казани. Окончил медресе «Мухаммадия» в Казани (2005), медресе в Стамбуле (2015), становится Коран-хафизом, получает иджазу (свидетельство о возможности преподавания шариатских наук) с иснадом (непрерывной цепочкой преемственности до самого пророка Мухаммада ﷺ, которая проходит через Абу Ханифу) по акыде, усуль фикху, усуль хадису, фикху, хадисоведению, хуснуль хатту, сарфу и нахву.
2003–2009 — заместитель имама мечети «Мадина» Казани.
2015–2016 — преподаватель Казанского исламского университета.
2016–2018 — преподаватель центра подготовки хафизов Корана им. Усмана ибн Аффана Казанского исламского университета.
С 2016 года — преподаватель медресе «Мухаммадия» Казани.
С 2017 года — начальник отдела по вопросам шариата ДУМ РТ.
С 2017 года — член совета улемов ДУМ РТ
С 2019 года — казый Казани.
Является одним из авторов переводов смыслов Корана на русском и татарском языках «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә» и «Калям Шариф. Переводы смыслов».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.