Ольга Любимова: «Бесконечная благодарность коллегам за помощь, за то, что держатся, не истерят, держат свои коллективы — это совершенно невероятно» Ольга Любимова: «Бесконечная благодарность коллегам за помощь, за то, что держатся, не истерят, сохраняют свои коллективы — это совершенно невероятно» Фото: duma.gov.ru

«СНОБСКОЕ И ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРАНСЛЯЦИЯМ ИЗМЕНИЛОСЬ»

«Мы это никогда не забудем, и я надеюсь, что и в мирное время будем работать так, как сейчас», — вот такую риторику, больше подходящую ко Дню Победы, использовала накануне новый министр культуры РФ Ольга Любимова, ставшая одним из участников дискуссии «Искусство онлайн: вынужденная мера или новая реальность культуры?», которая прошла накануне на площадке МИА «Россия сегодня». Надо сказать, что молодой министр вела себя в компании известных артистов, режиссеров и менеджеров от культуры подчеркнуто скромно, не тянула одеяло на себя, так что опытнейший модератор, один из предшественников Любимовой, а ныне худрук Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой подначивал коллег, дескать, никакого уважения к начальству в этой аудитории.

Вместе с ним в студии были также представители Сбербанка и стриминг-сервиса Okko. Дело в том, что банк в рамках проекта «Искусство онлайн» вместе с Okko предоставил платформу для онлайн-контента культурных учреждений — здесь показывали концерты классической музыки и спектакли отечественных театров. По словам старшего вице-президента Сбербанка Татьяны Завьяловой, эксперты международной консалтинговой компании McKinsey заявили, что за 8 недель компании совершили цифровой скачок длиной в пять лет — то, на что ушли бы годы, было сделано за два месяца. «В первых рядах, конечно, идут культурные организации», —  добавила Завьялова.

По мнению Швыдкого, культура во многом сохранила социально-психологическое здоровье наций во всех странах мира: «Если бы не существовало того контента, который был наработан до пандемии, если бы музеи, театры, концертные площадки не открыли все свои возможности, то людям в изоляции стало бы очень сложно. Культура, которая первой понесла огромные экономические потери, выполнила важную социальную миссию — обеспечила в каком-то смысле стабильность в обществе».

Михаил Швыдкой: «Если бы музеи, театры, концертные площадки не открыли все свои возможности, то людям в изоляции было бы очень сложно»Фото: kremlin.ru

А Любимова назвала последние два месяца «общим боем». «Бесконечная благодарность коллегам за помощь, за то, что держатся, не истерят, сохраняют свои коллективы — это совершенно невероятно. Вопрос финансирования — непростой, но то, как сейчас люди держатся, относятся с пониманием и помогают, — фантастика», — сказала министр культуры России. Она восхитилась скоростью, с которой самые академические организации перешли в сложные онлайн-форматы, и тем, насколько живо патриархи культуры отреагировали на эти форматы.

«Конечно, это все было бы невозможно, если бы наши музеи и театры заранее не готовились. С другой стороны, цифры говорят сами за себя — когда почти 21 миллион человек смотрит трансляцию Мариинского театра, когда спектакли Большого смотрят 134 страны и ждут, когда каждый музей и театр бьются, придумывают… Мы стартовали с Денисом Леонидовичем [Мацуевым], это был онлайн-концерт, который помогали делать наши коллеги. И то, что это сняли в 4К с таким количеством камер и из Московской филармонии, получает такой фидбэк от коллег из самых разных стран, поражает», — сказала Любимова.  Она добавила, что зрители смотрят концерты и спектакли с интересом, а судя по соцсетям, это становится модной семейной традицией — посмотреть вместе «Щелкунчика», сфотографировать и выложить.

«Конечно, избави бог, чтобы мы говорили об этом как об основном направлении нашей деятельности. И не должны, мы все хотим, чтобы все работали на сценах, а зрители сидели в зале, чтобы музеи функционировали офлайн. Но данный опыт неоценим, и я думаю, что мы в дальнейшем будем отдельно разрабатывать вот эти направления и то, как мы будем использовать подобное в мирное время», — подчеркнула она.

Министр отметила, что культурные учреждения будут продолжать работать с онлайн-контентом. «По-моему, Товстоногов говорил, что посмотреть телеспектакль — это как побывать в театре на 101-м ряду. Но все-таки были другие времена, и с тех пор мы видим, как технически изменился сам подход к съемкам — есть ощущение живого погружения. Потихонечку люди в Москве начали ходить на трансляции TheatreHD, сравнивать Хелен Миррен с Инной Чуриковой, смотреть „Гамлета“ с Камбербетчем. Так важно, чтобы это было и в наших театрах и чтобы люди могли сходить и почувствовать, что побывали на премьере — да, в своем городе, но на известной постановке. Для нас подобное — очевидный пример, что снобское и пренебрежительное отношение к трансляциям у очень многих людей, в том числе у профессионального сообщества, изменилось, потому что была возможность на самоизоляции увидеть, какого уровня такие трансляции и какой популяризаторской способностью они обладают», — заключила Любимова.

Евгений Миронов: «Мне необходима была какая-то остановка, чтобы сообразить, куда идти, что делать дальше»Фото: duma.gov.ru

«ВСЕ БРОСИЛИСЬ ОТ ОТЧАЯНИЯ ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ — ПЛОХО ЧИТАЮТ СТИХИ И ПОЮТ ПЕСНИ»  

Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов нашел свои плюсы в ситуации с самоизоляцией. «Мне необходима была какая-то остановка, чтобы сообразить, куда идти, что делать дальше. Мы имеем возможность впервые подробно поработать в zoom-режиме. Сейчас репетируем подряд три спектакля, один из них — новый, и тут сидит режиссер-дебютант Тимур Бекмамбетов. Премьера должна была состояться и пройдет, дай бог, осенью. До того времени чего ждать? Мы взяли литературный материал и вместе с артистами подробно прошли по каждой сцене и сделали большое дело. И к осени, когда начнутся репетиции в нормальном режиме, мы будем более готовы», — рассказал Миронов.

Интересно, что спектакль Тимура Бекмамбетова, действительно дебютирующего в театре, — это «Ходжа Насреддин», который впервые в качестве эскиза спектакля был показан летом на лаборатории фонда «Живой город» «Свияжск АРТель», а соавтором пьесы вместе с голливудским режиссером и продюсером стал Ильгиз Зайниев, нынешний художественный руководитель казанского театра кукол «Экият». Теперь главную роль здесь исполнит Константин Хабенский.

Миронов между тем добавил, что созвоны очень экономят время: «Вы видите, как и президент общается со всеми — это сокращает время на дорогу, и пробок нет. Так же и мы — устраиваем в день множество zoom-конференций, никуда не перемещаемся и решаем огромное количество вопросов. Я думаю, это навсегда вошло в практику и останется в мирной жизни». Кроме созвонов, худрук Театра Наций еще и успевает следить за онлайн-контентом коллег, который он немного покритиковал. «Все бросились от отчаяния во все тяжкие — плохо читают стихи и поют песни. Это тоже пройдет, оно наносное — просто желание выразиться как можно быстрее», — оценил обстановку известный артист.

А еще одного именитого театрального деятеля, художественного руководителя БДТ им. Товстоногова Андрея Могучего, заинтересовала самоизоляция с точки зрения ее художественной природы. «Цифровое общение меняет нейронные связи, способ восприятия мира, и мы не совсем к такому готовы. Но это страшно любопытно», — отметил он. Могучий рассказал о том, что проект его театра «БДТ-Digital» прежде всего являлся социально-психологическим: было важно не потерять контакт с артистом. При этом онлайн-записи спектаклей для него менее интересны, потому что пространство имеет важную роль для постановки. «Для меня дорого еще одно направление, в котором мы начали работу, — специфические интернет-проекты», — сказал режиссер. Это театр, который разворачивается непосредственно в паблике во «ВКонтакте», театр в «Майнкрафте», театр текста, когда драматурги сочиняют текст онлайн и он отображается на экране. После этого впечатляющего перечисления новых форматов директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак предложила Могучему «дружить домами».

«Сейчас мы репетируем подряд три спектакля, один из них — новый, и тут сидит режиссер-дебютант Тимур Бекмамбетов. Премьера должна была состояться и пройдет, дай бог, осенью»Фото: Михаил Метцель / Фотохроника ТАСС

«Я НЕ ВЕРЮ В ОНЛАЙН-БУДУЩЕЕ, КАК БЫ МЫ ЕГО СЕЙЧАС НИ ХВАЛИЛИ»

Что касается музейщиков, то, по словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, самым большим вызовом для них стала подготовка специального контента, где они пытались передать максимально непосредственное впечатление от художественного произведения, чтобы после окончания карантина люди захотели испытать его вживую. Она похвасталась лентой «Третьяковка» с Сергеем Шнуровым — ее посмотрели 700 тыс. человек. «Это невиданная аудитория для такого рода фильма», — считает Трегулова. Сейчас в музее работают над онлайн-выкладкой произведений с современными аннотациями и другими проектами.

Для директора ГМИИ им. Пушкина Лошак же самоизоляция не стала паузой. «Мне очень грустно, что паузы не получилось. Вышла быстрая, очень наполненная и чрезвычайно концентрированная жизнь, в течение которой не удается задуматься о будущем всерьез, потому что слишком плотно устроено настоящее», — призналась Лошак. По ее мнению, в новой реальности, несмотря на дистанцию, появилось много человеческого и успех онлайн-трансляций говорит о том, что люди приблизились друг к другу. «Самым важным стал вопрос внутренней гармонии и чувство среды, которая вокруг тебя создается. Мы искали свои очень чувственные и интимные пути», — сказала директор Пушкинского музея. В результате здесь поняли, что хотят снимать кино про важные вещи, как делают артхаус, и теперь ищут партнеров по всему миру. «Слово „цифра“, которое кажется нам разменной монетой и каким-то низким жанром, превращается в очень серьезный объект искусства, который может попасть в дом человека, который готов стать частью художественного пространства. Создание такого слоя людей — это очень важная задача», — считает Лошак.

Еще одним участником дискуссии стал именитый пианист Денис Мацуев. Модератор Швыдкой заметил, что тот в условиях социальной дистанции оказывается самым счастливым — на сцене он может, оставшись наедине с инструментом, снять перчатки и маску и вообще воплощает собой мечту главы Роспотребнадзора Анны Поповой. «Немцы выпустили руководство по рассадке оркестра в период пандемии — струнные должны сидеть на расстоянии 1,5 метра, духовики — 2 метра, даже просчитано, куда и в каком направлении идет слюна. Первое грустное зрелище было 1 мая, когда Кирилл Петренко дирижировал в такой классической рассадке — 2 метра друг от друга. А Денис выйдет один, и уже счастье», — считает Швыдкой.

Мацуев признался, что привык играть до 300 концертов в сезон и его организм первые две недели самоизоляции не мог понять, что происходит. По его словам, такое же состояние и у дирижера Валерия Гергиева. «Самый счастливый человек в данной ситуации — это, конечно, Анна Денисовна Мацуева, которой 3,5 года и которая наконец-то познакомилась со своим папой», — шутил музыкант.

Первым офлайн-концертом Мацуева будет выступление памяти Мариса Янсонса 20 июня в Берлине с камерным составом оркестра Берлинской филармонии и с определенным количеством зрителей. Он рассказал и о планируемом юбилейном концерте 16 июня в Кремлевском дворце — он пока не отменен и люди продолжают покупать билеты. «Сегодня продано 5 400 билетов, и все это сумасшедшее время публика продолжала их покупать. Я снимаю шляпу перед нашими зрителями и предвижу огромный всплеск как театра, так и концертов классической музыки», — оптимистично добавил пианист. По его словам, этим летом возможны open air-концерты — например, у дирижера Рикардо Мути в Италии на конец июня уже запланирован фестиваль с тысячей зрителей в определенной рассадке. Мацуев поднял и проблему музыкантов-фрилансеров и пообещал придумать поддержку для них. «Я не верю в онлайн-будущее, как бы мы его сейчас ни хвалили. Мы хотим все вживую — посмотреть в глаза публике, ощутить аплодисменты», — заключил пианист.

Денис Мацуев: «Я не верю в онлайн-будущее, как бы мы его сейчас ни хвалили. Мы хотим все вживую — посмотреть в глаза публике, ощутить аплодисменты»Фото: www.kremlin.ru

«БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НАШЕЙ ЗЕМЛИ ПЕРЕСЕЛЯЕТСЯ СЕГОДНЯ НА ДРУГУЮ ПЛАНЕТУ»

Но, пожалуй, самым интересным в ходе дискуссии стало выступление с недавних пор голливудско-казанского режиссера и продюсера Бекмамбетова. Если до него ораторы в основном отчитывались об успехах, то автор «Дозоров» и «Елок» повернул разговор уже ближе к его концу на философские рельсы. Бекмамбетов даже обнаружил у коллег по встрече «одну стратегическую неточность».

«Вы все обсуждаете, как использовать интернет для доставки  информации. Как он помогает показывать спектакли, концерты, музейные экспозиции и т. д., — сказал режиссер и продюсер. — Но речь, по-моему, идет не только о том, чтобы пользоваться интернетом, а о том, чтобы понять, как жить в новой реальности, в которой мы все оказались. И осознать, как выглядят любовь, смерть, ненависть, гордыня в этой иной среде обитания, в которой мы все живем. В последние месяцы произошла радикализация, но на самом деле выросло целое поколение, которое не знает мира до онлайн, которое признается друг другу в любви, друг друга троллит, выражает свои чувства, самореализуется, самоидентифицируется исключительно в таком мире. То есть часть цивилизации уже переселилась на эту планету».

И, по мнению Бекмамбетова, нам нужно задаваться вопросами: «Идентичен ли этот мир нашему? Есть ли там любовь, ненависть, обжорство?.. Важные вещи, которые мы привыкли идентифицировать в физическом мире. Да, они там есть, просто об этом еще никто не рассказал. Например, как выглядит обжорство в онлайн-среде? Наверное, бесконечное потребление Okko и новостного контента. Мы обжираемся и не можем контролировать свои потребности. Существует там ненависть, любовь. Последняя больше, наверное, не про то, что парень полез на балкон к девушке с цветами, а про то, как он послал СМС-сообщение. Мы продолжаем оставаться людьми, такими же хорошими, плохими, какими были в физическом мире. Просто это выглядит по-другому».

По словам режиссера и продюсера, у него сейчас порядка 30 проектов в разных странах, которые так или иначе связаны со скринлайфом, фильмами, действие которых разворачивается исключительно на экране компьютера героя. В свое время на аудиторию произвела сильное впечатление картина «Убрать из друзей» — продюсерский проекта Бекмамбетова, а недавно в российском прокате шел другой его скринлайф — триллер «Поиск». По словам оратора, на фестивалях такое кино пока не получало никаких наград жюри, лишь призы зрительских симпатий. «Подобное говорит только о том, что это живое искусство, которое мы пока не осознали. Ни критики, ни сама производящая среда, занимающаяся искусством, с этим не разобралась. В том числе мы сами», — уверен Бекмамбетов.

Также он посетовал, что в искусстве давно не было радикального новаторства. «Женя Миронов сказал, что очень рад тому, что наступили эти времена, потому что давно казалось: ничего нового не происходит. Конечно, ничего нового не случается, — уверен режиссер и продюсер. — Мы радуемся страшно фильмам и спектаклям, которые могли выйти 25–30 лет назад, точно так же. Ничего нового, принципиального не произошло за последние 20, 30, 40 лет ни в театре, ни в кино, ни в живописи. По большому счету революций давно не было. И мне кажется, что ожидание вот этих революций, изменений связано с тем, что бо́льшая часть населения нашей Земли переселяется сегодня на другую планету. Не знаю, как ее назвать — интернет, онлайн. Как мы будем там жить, общаться, какие у нас появятся смыслы новые в связи с этим или останутся старые, только они станут интерпретированы по-новому, — это то, чем сегодня интересно заниматься».


Поэтому, считает Бекмамбетов, профессионалы от искусства сейчас в том числе должны работать над методикой создания произведений в интернете: «Как создавать живопись, что такое театр в интернете, в онлайн-среде, — это же совершенно другая вещь! Все же существует: два героя, конфликт — все есть! Ладно, нет тела. Но есть другие формы, иная сценография, она будет строиться в виде дизайна веб-сайтов». В любом случае время скринлайфа наступило, уверен автор фильма «Ночной дозор».

Кажется, модератора Швыдкого слегка задели слова про стратегическую неточность участников дискуссии, и он «отомстил» Бекмамбетову, сообщив, что согласится с ним во всем, если тот ответит ему на вопрос: «Как в интернете рождаются и зачинаются дети? Это самое главное, остальное решаемо!» В ответ именитый кинематографист и начинающий театральный деятель говорил об электронных письмах, которые приходят от человека, который давно умер, а также о развитии искусственного интеллекта.

«Отведите его [Бекмамбетова] в музей, пускай он, как и Шнур, расскажет об 11 картинах Пушкинского музея!» — сказал Швыдкой и посоветовал сделать то же самое и с Могучим, и с Мироновым. В итоге все согласились, что общение, подобное вчерашнему, может как минимум способствовать ярким коллаборациям культурных учреждений, причем как онлайн, так и офлайн.