Дорогостоящие жесты в сторону Европы, все эти подарки, которые Россия раздает Западу, в том числе введение налогового маневра, абсолютно бессмысленны, уверен экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Он также анализирует два выступления президента РФ и предлагает применить высказанные им на Давосе тезисы к России, где расслоение на бедных и богатых — одно из худших в мире.
«Целью общения президента со студентами стало прежде всего заявление о том, что «дворец» из громкого «кино» — это не моя собственность, ну и разговор про участие молодежи в митингах 23 января»
СТУДЕНТАМ ПРЕДЛОЖИЛИ ПРЯНИКИ
На этой неделе я прослушал два выступления Владимира Путина. Слежу за этим не только профессионально, еще с депутатских времен, мне действительно было интересно. Понятно, что целью общения президента со студентами стало прежде всего заявление о том, что «дворец» из громкого «кино» (а его просмотрели уже под 100 млн человек) не его собственность, ну и разговор про участие молодежи в митингах 23 января. В принципе, это что означало? Что, во-первых, и президента, и его окружение волнуют субботние протесты, хотя и не шибко многочисленные, а во-вторых, есть попытка что-то предложить студентам, какие-то пряники, которые увеличивают их шансы на успех. В этом плане там было очень много конкретики. Если навскидку — скажем, добавили общежитий на 30 тыс. мест и еще добавят на 60 тыс., они уже заложены. Было про экспериментальную базу, про резкое расширение количества бюджетных мест…
Кстати сказать, студенты произвели очень хорошее впечатление. В отличие от большинства встреч с президентом, где с ним общаются откровенные, заранее подобранные прохиндеи, надеющиеся на личную карьеру. А студенты задавали абсолютно грамотные вопросы, ставили проблемы, которые, на мой взгляд, в большинстве случаев были или положительно решены, или в худшем случае приняты на предмет последующего анализа.
Для контраста — выступление Путина на Давосе – 2021. С моей точки зрения, оно претендует на обобщения, вплоть до философских. Было о кризисе, который переживает мир, в частности западный мир, о четырех основных признаках этого кризиса, имелась оценка полной несостоятельности Вашингтонского консенсуса и т. д. Просто «три источника и три составные части…» Но при этом констатирующая часть — соответствующая моим представлениям. В частности, это рассказ о том, что 30 лет идет обнищание бедных и средних, в том числе и в Америке, и в Европе, что расслоение увеличивается — притом что 1% населения получил огромные дополнительные доходы. Чрезвычайно интересным для меня был сам механизм того, как это происходит, что формально у бедных и средних доходы застыли на 30 лет, а в это время цены на здравоохранение, образование и т. д. выросли в 3 раза. Были даже и некоторые рецепты того, каким президент видит выход из этой ситуации, — увеличение роли государства, центробанков, усиление регулирующих функций на внешней и внутренней аренах. Т. е. в части мер порядка и хаоса существенное усиление порядка.
Думаю, что общие соображения в выступлении президента в большинстве верные. После распада Советского Союза, вызванного в основном внутренними причинами, желанием обменять власть на собственность, идея хаоса, уменьшения порядка, государственного регулирования в этом однополярном мире доминировала. Потому что до распада СССР роль носителя хаоса, свободы играли Соединенные Штаты, а Советский Союз и социалистический лагерь были носителем идеи порядка. Соответственно, ликвидация, капитуляция одной стороны породила эту волну.
«Пунктом номер один мирового кризиса президент называет увеличение дифференциации, расслоения между бедными и богатыми. Но есть же совершенно очевидные данные о том, что в России этот параметр на порядок хуже, чем в Европе»
РАССЛОЕНИЕ НА БЕДНЫХ И БОГАТЫХ В РОССИИ — ОДНО ИЗ САМЫХ ХУДШИХ В МИРЕ
В этом плане оценки президента представляются в своей основе правильными. Но дальше, на мой взгляд, напрашивается совет: посмотри на себя! Если ты более-менее правильно разбираешься в этих вопросах, в том, что происходит в мире, оглянись тогда на страну, которой руководишь. Например, пунктом номер один данного мирового кризиса президент называет увеличение дифференциации, расслоения между бедными и богатыми. Но есть же совершенно очевидные данные о том, что в России этот параметр на порядок хуже, чем в Европе. Коэффициент Джини — доля 10% самых богатых и 10% самых бедных, по этому коэффициенту в Европе характерные цифры расхождения 7–8, в Соединенных Штатах — 13, а у нас порядка 16, а то и больше, некоторые дают оценку — 19. Т. е. в России расслоение — одно из самых худших в мире.
В части экономического роста — он тоже в нашей стране существенно отстает от среднего мирового. Т. е. если утверждается, что модель Вашингтонского консенсуса доказала свою несостоятельность во внешнем мире, то, наверное, тогда надо разобраться, а почему мы в стране продолжаем ее реализовывать?
Наиболее характерные вещи в выступлении президента: например, механизм обнищания бедных и средних правильно показан для внешнего мира. А в России разве это не так? Один из самых характерных примеров — налоги. Если мы говорим, что у нас коэффициент жизни, дифференциации бедных и богатых такой огромный, то надо посмотреть прежде всего подоходный налог и социальные платежи. Характерные для Запада цифры: 50% — налог на богатых и ноль — на бедных. А в России 15% — на богатых и 13% — на бедных. Абсолютно понятен один из механизмов расслоения для РФ, и ясно, как его можно компенсировать.
«Налоговый маневр, который провернуло наше правительство, — существенное увеличение внутренних налогов взамен значительного снижения таможенной пошлины. Это обязательно приводит к регулярному, постоянному росту цен на бензин внутри страны, пока они не сравняются со среднеевропейскими»
ИДЕЯ ЕДИНОЙ ЕВРОПЫ ОТ ВЛАДИВОСТОКА ДО ЛИССАБОНА НИКАКОЙ ВЗАИМНОСТИ НЕ ВСТРЕЧАЕТ
Второй механизм — это бензиновые дела. В «БИЗНЕС Online» уже был мой материал о том, как введение налогового маневра резко ухудшает положение дел с ценами на бензин. Налоговый маневр, который провернуло наше правительство, — существенное увеличение внутренних налогов взамен значительного снижения таможенной пошлины. Это обязательно приводит к регулярному, постоянному росту цен на бензин внутри страны, пока они не сравняются со среднеевропейскими. И данный процесс идет. Его притормаживает правительство, договаривается с компаниями. Но он никуда не денется, идет и будет неизбежно идти.
Решение этой проблемы достаточно очевидно. Почему были отменены вывозные таможенные пошлины, которые заменили внутренним налогом? Понятно, что это реализация той же самой идеи Вашингтонского консенсуса и некое стремление понравиться Западу. Но Вашингтонский консенсус, по словам Путина, уже доказал свою несостоятельность. А в части «понравиться Западу» — тут можно привести цитату незабвенного Остапа Бендера: «Мне не добиться того, чего хотел добиться друг моего детства Коля Остен-Бакен от подруги моего же детства, польской красавицы Инги Зайонц. Он добивался любви». Достаточно очевидно, что, как бы нам ни хотелось воплощения идеи единой Европы от Владивостока до Лиссабона, никакой взаимности тут добиться не удастся. И в этом смысле желание понравиться Западу, в том числе сбрасывая налоги с его жителей на наших граждан, на данном этапе не имеет ни малейшего смысла.
Длительность данного этапа тоже понятна. Думаю, она определяется сроками, в которые Китай в военном отношении в одиночку сравняется с Соединенными Штатами. Тут надо сказать о функциях России на международной арене на сегодняшний день, ее участии в поддержании порядка и противостоянии хаосу. Наша страна, имея ядерный паритет с Соединенными Штатами, сдерживает их от применения ядерного оружия в Китае. Я почти уверен, что если бы России, грубо говоря, сейчас не было, то США кардинально решили бы проблему КНР. Сегодня соотношение сил таково, что Америка может угрожать Китаю ядерной войной. Так что союз, отчасти и военный, России и КНР просто необходим для обнуления вероятности ядерной войны. Так что, полагаю, в этом плане до 2030–2035 годов никаких значимых изменений не будет. И мы должны понимать, что все жесты в сторону Запада, Европы, все эти подарки, которые Россия раздает Западу, в том числе введение налогового маневра, абсолютно бессмысленны.
«Если бензин в Германии стоит в 3 раза дороже, чем в России, и у тебя нет никаких экспортных барьеров, то ты всеми правдами и неправдами будешь пытаться сплавить бензин туда, организуя здесь, в своей стране, дефицит и рост цен»
КАК МИНИМУМ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН, НА ДРУГИЕ ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ СТАБИЛИЗИРОВАНЫ
Если в значительной степени продемонстрировано, что Вашингтонский консенсус и для всех стран, и для мира в целом не работает, то понятно, что необходимо делать внутри России по ее внутренним причинам. В частности, для того чтобы цены внутри страны не росли быстрее инфляции. Как минимум цены на бензин¸ на другие энергоносители должны быть стабилизированы. Это требует повышения той же вывозной пошлины, восстановления ее примерно в том объеме, в каком она была, уменьшения внутренних налогов на бензин… Еще характерный пример — зарплата топ-менеджеров на Западе от зарплаты обыкновенного среднего работника отличается в 4–10 раз, а в России разница бывает до 100 раз! И подобную абсолютно несуразную систему выплат довели до школ, больниц. Значит, надо восстанавливать нормальные сметы, штаты, нормальное управление госсобственностью. Это нужно внутри страны делать, не оглядываясь ни на какие Вашингтонские консенсусы.
Еще раз подчеркну, что неизбежно, гарантированно налоговый маневр ведет к росту цен на бензин в геометрической прогрессии. Кстати, ведет и к недозагрузке мощностей внутри страны, которая тоже наметилась. Так, объем загрузки российских нефтеперерабатывающих заводов в прошедшем году упал до минимального значения за последние 10 лет. Но это понятно — если бензин в Германии стоит в 3 раза дороже, чем в России, и у тебя нет никаких экспортных барьеров, то ты всеми правдами и неправдами будешь пытаться сплавить бензин туда, организуя здесь, в своей стране, дефицит и рост цен.
Кстати, характерно, что, когда в прошлом году на зерно и сахар начали резко подниматься цены, немедленно заговорили о вывозных пошлинах и, по-моему, начали их вводить, пусть не совсем обоснованные, но тем не менее. Значит, у властей есть понимание, как надо действовать, где видна немедленная реакция населения. А по бензину, видно, такой немедленной реакции населения нет.
…Вот то, что навеяли мне выступления Путина. Но, в принципе, в России очень трудно встать на рельсы перемен из-за всевластия бюрократии. В то же время есть пример митингов 23 января — к ним призывать нельзя, они несогласованные, но люди массово начинают в них участвовать. Думаю, что отстаивать свои права тем же студентам можно и совершенно законно. И мы видим по встрече президента со студентами вполне конкретную реакцию власти. На мой взгляд, это обнадеживающий пример того, что обратная связь народа и власти в стране еще может быть усилена.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.