«Все хотят высокую зарплату и ничего не делать, учиться не хотят», — жаловались казанские бизнесмены вчера на «кадровом» бизнес-завтраке Торгово-промышленной палаты РТ. HR-специалисты разводят руками: работодателю придется подстраиваться, ведь на рынке настоящий кадровый дефицит, который продлится еще как минимум несколько лет. Потому работодателям придется поработать над корпоративной культурой, научиться мотивировать сотрудников и искать подход к поколению инстаграмщиков и ЕГЭ. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
По данным hh.ru, по Татарстану прирост вакансий в мае 2021 года составил 7% к апрелю этого года и аж плюс 180% к маю 2020-го. По словам Кочеткова, связано это с пандемией: в 2021 году экономика начинает «оживать» после простоя в 2020-м
«Разбрасываться кадрами сегодня стоит дорого»
Пресс-завтрак начался с небольшого опроса бизнесменов: им предлагали поделиться, чего им не хватает, когда речь заходит о кадрах. «Кадров», — ответили со смешком из зала одни. «Все хотят высокую зарплату и ничего не делать, учиться не хотят», — сообщили другие, особо отметив, что такими требованиями страдают девушки 19–25 лет, которые наслушались «инфоцыган». Председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ, гендиректор ООО «Швейная мастерская „Ирэн“» Ирина Купряхина конкретизировала: на ее фабрике работают 25 человек, а нужно 100. Люди просто не идут.
«Все в инвестициях, все — тик-токеры, инстаграмщики, эсэмэмщики, а руками никто работать не хочет. Я сама преподаю в техникуме, и это огромная проблема», — сказала Купряхина. При этом, по ее словам, зарплата на фабрике стартует от 25 тыс. рублей в месяц, а «если люди работают, то они и 50, и 70 тысяч рублей получают!»
Представитель сферы грузоперевозок пожаловался на дефицит толковых менеджеров по продажам: найти их и тем более удержать — большая проблема.
Участники ждали от выступающих решения их наболевших вопросов, однако ситуация на рынке такова, что рассчитывать на улучшения пока не приходится. Это неутешительная статистика, с которой выступил ведущий менеджер по маркетингу и пиар hh.ru Николай Кочетков. По данным hh.ru, по Татарстану прирост вакансий в мае 2021 года составил 7% к апрелю этого года и аж плюс 180% к маю 2020-го. По словам Кочеткова, связано это с пандемией: в 2021 году экономика начинает «оживать» после простоя в 2020-м. Но удовлетворить такой кадровый голод невозможно: прирост резюме на площадке в мае 2021-го составил 9% к маю 2020-го, а вот по сравнению с апрелем текущего года даже снизился — минус 9%.
«Что касается конкуренции: 3,5 резюме на одну вакансию сейчас на HeadHunter. Уровень конкуренции ниже нормы в пользу соискателей, рынок у нас соискательский. Количество активных резюме к вакансиям в этом году значительно ниже, чем в прошлом. В 2020-м рынок начал падать после мая, после того как мы начали выходить из пандемии, и сейчас падение продолжается», — продолжает Кочетков.
Бороться за внимание работодателя готовы только в двух профессиональных областях: нефтянка (добыча сырья) и высший маркетинг. Их называют «профицитными», поскольку в них выше количество активных резюме по вакансиям. В остальных сферах наблюдается дефицит, который, по словам Кочеткова, сохранится еще какое-то время.
Исследования hh.ru показывают, что на первом месте для соискателей сегодня — открытие широких возможностей для карьерного роста, на втором — удобное рабочее место со всем необходимым
Влияет на ситуацию и сезонность: потребность в сотрудниках растет на протяжении этого года, однако спрос сейчас меньше, чем количество предложений. Внес свою лепту и ковид: миграционный прирост населения России сократился на 62%, число прибывших в РФ сократилось на 14%. При этом, смертность в 2020 году в стране превысила рождаемость почти в 1,5 раза. Как следствие — недостаток кадров определенных возрастных категорий, в частности 20–24 и 25–29 лет.
«Это самые привлекательные, наверное, возрастные когорты, за которыми все охотятся. Недостаток таких кадров продолжится еще как минимум пять лет, привлекать их будет довольно сложно. А когорты от 35 лет подрастают в численности. И если вы вдруг не нанимаете возрастных сотрудников, то стоит задуматься о повышении возрастной планки. Ситуация на ближайшие 5–10 лет продолжит усугубляться, когорты 10–14, 15–19 лет очень малочисленны, поэтому подобная ситуация с нами надолго. Какие выводы? Нужно усиливать сотрудников всех возрастов, бороться с эйджизмом, работать надо со всеми людьми, которые есть в вашей компании. Работайте не только на привлечение, но и на удержание и вовлечение специалистов внутри компании. Этот факт встает сегодня на первую позицию. Разбрасываться кадрами сейчас дорогого стоит», — продолжил Кочетков.
У соискателей тем временем свое представление об отличной компании. Исследования hh.ru показывают, что на первом месте для них сегодня — открытие широких возможностей для карьерного роста, на втором — удобное рабочее место со всем необходимым. Интересует и возможность оплаты обучения, повышения квалификации, гибкий график, возможность работать из дома при плохом самочувствии. Хочется соискателям и заботы об их детях. Чем привлекать — зависит уже от возможностей компании. Кочетков же завершил свое выступление рассказом о том, как правильно составлять вакансию, чтобы на нее откликнулось наибольшее число соискателей.
Гузель Хисматуллина: «Это поколение моей дочери, потому мне не все равно. Вы чаще всего говорите про то, чего у них нет, а не про то, какие они крутые! Это первое поколение, у которого сформировались амбиции, потому что вы им в четыре года дали гаджет в руки, и они знают, что у них есть выбор. Поэтому они хотят всего и сразу»
«Все, чего я хочу, — чтобы дочери повезло с ее первым руководителем»
С практическим руководством по проведению мощного собеседования выступил бизнес-тренер, предприниматель, экс-директор филиала по Татарстану холдинга Global Spirits Александр Некрасов. Он представил схему из более 20 заданий и в деталях рассказал, как нанять в компанию грамотного топ-менеджера. После подробного разбора примера такого собеседования к Некрасову обратился представитель компании, которая занимается грузоперевозками, с прямым вопросом: как быть малым предприятиям, к которым на собеседование просто не приходят?
«Вы придете домой, ставите задачу ассистенту: мне нужны результатники, мне необходима конкретная должность. И важный момент: не вы прозваниваете соискателей по резюме, а ваш ассистент. Последний, когда его начинают расспрашивать о деталях, отвечает: „Вы извините, я не руководитель, более подробно вам все расскажет наш начальник. Она ответит вам и про мотивацию, и про больничные, и про персонал. Поэтому приходите к нам на собеседование“. Надо пробовать, ребята! Нужно делать. Зачастую большинство людей много думают, но конечный результат получается от действий!» — вдохновил своих слушателей Некрасов.
Интересовал присутствующих и вопрос, как удержать сотрудников, полученных в компанию таким трудом. На что Некрасов ответил, продолжая лейтмотив Кочеткова: создайте условия.
«Многие работают не только за деньги. Люди не говорят спасибо сотруднику в конце рабочего дня и „Ты молодчага, давай пятюню!“, не вовлекают сотрудников в процесс работы. Как удержать работника? Нужна нематериальная мотивация, и внутри компании должно быть что-то объединяющее, общая цель, челлендж. Главная задача руководителя — сделать внутри компании такую ценность, которая будет удерживать людей», — продолжил Некрасов.
В продолжение разговора о нематериальной мотивации в контексте различных поколений сотрудников на пресс-завтраке выступила бизнес-тренер, директор и собственник тренинговой компании TeamSoft Гузель Хисматуллина. На конкретных ситуациях Хисматуллина рассказала, что мотивирует людей, рожденных в советскую эпоху, почему их мотивация не работает с «потерянным поколением», рожденным до 1994–1996 годов, и более подробно остановилась на самых молодых сотрудниках, а также на тех, кто придет им на смену совсем скоро.
«Это поколение, которым сегодня 15–20 лет, — моей дочери, потому мне не все равно. Вы чаще всего говорите про то, чего у них нет, а не про то, какие они крутые! Это первое поколение, у которого сформировались амбиции, потому что вы им в четыре года дали гаджет в руки, и они знают, что у них есть выбор. Поэтому они хотят всего и сразу. Но их слабая сторона — низкие компетенции. И в этом есть наша с вами вина, мы поддерживаем систему ЕГЭ. Потом их обучали теоретики в вузе, а затем они приходят на работу, и им говорят: „Забудь все, чему тебя учили в вузе!“ Все, чего я хочу, — чтобы моему ребенку повезло с ее первым руководителем, потому что он, как и первый учитель, — на всю жизнь. Повезло — офигенная точка старта, не повезло — от этого придется долго отстраиваться. Поэтому надо начинать с себя, старая модель не работает. Посмотрите на себя, представьте себя лет в 18 и подумайте, взяли бы вы себя с таким внешним видом, мыслями в наставники? Надеюсь, что нет, это первый шаг к переменам», — пояснила Хисматуллина.
В продолжение темы она дала практические рекомендации, как адаптировать нового сотрудника к компании за неделю, помочь ему получить первый результат на новом месте работы и возможности оставить след в истории компании в самом начале рабочего пути.
«Это новое поколение более трех лет на одном месте работать не будет. Слишком большая жизнь, много возможностей. За три года мне из него надо вытащить все. Поэтому он должен увидеть результаты в первую неделю, в первый месяц работы. Это ваша проблема, подумайте, как сделать так, чтобы у вашего сотрудника в первый месяц работы был результат!» — подытожила Хисматуллина.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 241
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.