Закрытая премьера нового татарского полнометражного игрового фильма «Мы — дети 41-го года» случилась в конце прошлой недели в кинотеатре «Мир» Закрытая премьера нового татарского полнометражного игрового фильма «Мы дети 41-го года» состоялась в конце прошлой недели в кинотеатре «Мир»

«Если что, вся ответственность на мне»

Закрытая премьера нового татарского полнометражного игрового фильма «Мы дети 41-го года» состоялась в конце прошлой недели в кинотеатре «Мир». Дебютную ленту 30-летнего режиссера Амира Галиаскарова представил сам автор, а также продюсер картины Миляуша Айтуганова. А перед этим Айтуганова в качестве директора «Татаркино» подвела итоги года, поделившись с журналистами проблемами татарского кинематографа и своим видением исправления ситуации.

Впрочем, эти темы уже не раз поднимались на «БИЗНЕС Online». За чашкой кофе в ходе доброжелательной беседы Айтуганова, в частности, посетовала на отсутствие должной инфраструктуры и профессиональных кадров, а затем и на проблемы с финансированием кинопроектов.

«Казань дю Синема»: возьмутся ли Сафаров и Ахметов за татарстанское кино?

После этого режиссер фильма Галиаскаров сказал несколько слов о предстоящем показе и попросил в случае провала винить во всем его. «Мы вдохновлялись советскими картинами „Летят журавли“ и „Иваново детство“ и стилистически равнялись на них, — отметил он. — Конечно, это недосягаемые вершины, но мы старались приблизиться. У нас война показана не впрямую. Только со слов взрослых. О самой войне очень много фильмов, а о глубоком тыле совсем нет. Именно поэтому тема показалось нам вдвойне интересней. У нас были очень сложные условия, но, надеюсь, мы справились. Если что, вся ответственность на мне».

Дебютную ленту 30-летнего режиссера Амира Галиаскарова (слева) представил сам автор, а также продюсер картины Миляуша Айтуганова

Малоопытная команда и сжатый бюджет

Фильм снят по мотивам одноименной популярной повести классика татарской литературы советского периода, обладателя премии им. Тукая Мухаммета Магдеева, включенной в школьную программу. И создатели картины ориентировались на разновозрастную аудиторию, учитывая известность произведения. А главным триггером к старту проекта стало 90 лет со дня рождения Магдеева (писатель умер в 1995-м), которое республика отмечала в 2020 году. Даже съемки ленты проводили на малой родине писателя — в деревне Губурчак Арского района Татарстана, где классик родился и вырос.

Его дочь Гаухар Хасанова консультировала режиссера на ранних этапах работы, хотя прямого влияния на съемки не оказывала. Киносценарий же писала жена брата писателя Альфира Магдеева. Это был ее первый опыт в подобной работе, как и для многих участников съемочного процесса.

В картине совсем немного профессиональных актеров. В основном студенты и выпускники театрального училища. Для многих фильм «Мы дети 41-го года» стал дебютом в кино, да и вообще на актерском поприще. Но, несмотря на это, до показа продюсер картины заверила собравшихся, что в фильме нет случайных людей. «Амир подошел к данному вопросу очень серьезно. Отбор был жесточайшим. Кастинг проходил в три тура. А на главные роли пробовались почти тысяча актеров», — сказала Айтуганова.


Перед создателями встала непростая задача — снять достойную экранизацию известного и любимого татарстанцами произведения о военной эпохе, вдохновляясь шедеврами советских военных картин, имея малоопытную команду и сжатый бюджет.

Сюжет повествует о жизни подростков, учащихся в педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны. В картине нет боевых действий, фронта, военных операций. Зритель видит только тыл — одну татарскую деревню, жители которой стараются существовать так, как привыкли, — работать, веселиться, учиться, любить и просто жить.

В центре внимания пять подростков. Их сыграли Булат Гатауллин, Алмаз Муллаянов, Раис Ахметзакиров, Айзат Хайруллин и Ильсаф Назипов. С некоторыми из них мы знакомимся буквально с первых минут фильма. Они отправляют отцов на фронт, а сами, охваченные пугающими мыслями, идут на учебу. Ибо, как объясняет подросткам один из педагогов, воевать с Гитлером надо и на интеллектуальном фронте.

Режиссер снял картину в черно-белой цветовой гамме, стараясь приблизиться к стилистике того самого советского военного кино. Монохромность действительно помогает создать нужную атмосферу, но при этом она же обнажает изъяны картины. А их у фильма немало.

В фильме несколько сюжетных линий, и все они переплетаются в единую жизненную сеть В фильме несколько сюжетных линий, и все они переплетаются в единую жизненную сеть

Режиссер должен был сделать не просто рваное полотно из воспоминаний

Сразу же бросается в глаза работа художника по костюмам (если такой и вовсе имелся). Деревенские ребята носят современные свитера и идеально выглаженные рубашки все экранное время. То есть всю войну. И это вне зависимости от того, сидят ли они в классе или ходят по пыльным деревенским дорогам. Нелепости добавляют и черные кирзовые сапоги, которыми не каждый солдат мог похвастаться.

История охватывает весь период Великой Отечественной войны, но при этом персонажи в кадре совсем не кажутся голодающими или хоть в какой-то степени обездоленными. Хотя и питание по карточкам получают, и граммы черного хлеба считают. Оттого любые сцены, связанные с голодным обмороком или жадным поеданием хлебных крошек, вызывают скорее недоумение, чем доверие. Ведь зритель видит хорошо сложенных юношей с сытыми лицами, а не выживающих в страшной войне мальчишек.

Трудно не заметить еще один киноляп, когда одна из юных героинь отправляется на праздники к матери в деревню. Девушка идет по проселочной дороге под сильным дождем. Ей даже приходится прятаться в стоге сена, чтобы не продрогнуть окончательно. Но, как только ее подбирает проезжающий грузовик, девушка в кадре сидит абсолютно сухая. Хотя все персонажи в кадре настаивают на обратном.

По ходу полуторачасового фильма зритель довольно часто спотыкается о такие недочеты. Но их можно было бы простить создателям — все же и бюджет маловат, и времени в обрез, — если бы не проблемы с основной историей.

В фильме несколько сюжетных линий, и все они переплетаются в единую жизненную сеть. Но зрителю подсвечивают только самые яркие моменты, хотя режиссер должен был сделать не просто рваное полотно из воспоминаний, а соткать его максимально аккуратно. Это Галиаскарову не удалось. Пока он старался вывести кадр в духе «Иванова детства» Андрея Тарковского и начинал рассказывать одну отдельно взятую историю внутри основного повествования, она уже заканчивалась. Зритель только начинал вникать в характер персонажа, разделять его чувства, а на экране происходило уже новое событие. И оно, к сожалению, оказывалось так же брошено, как и все предыдущие. 

К слову, дебютант Галиаскаров выступил не только режиссером картины, но и композитором. И эта ипостась удалась ему намного лучше. Музыка прекрасно дополняет атмосферу времени, но, что более важно, выправляет нескладное повествование, некоторые эпизоды которого все же достойны похвалы. Например, урок рисования или концерт для жителей деревни, где Галиаскарову удалось передать юмор из повести Магдеева, что особенно оценила дочь писателя.

«Мы дети 41-го года» показали в рамках закрытого показа и несколько раз повторили, что увиденное — лишь черновой вариант фильма. Хочется верить, что до выхода в прокат 23 февраля создатели смогут внести правки хотя бы в субтитры на русском языке и исправить ошибки в титрах.