Первый собранный с нуля на Казанском авиационном заводе ракетоносец Ту-160М назвали в честь первой женщины-космонавта, действующего депутата Госдумы Валентины Терешковой Первый собранный с нуля на Казанском авиационном заводе ракетоносец Ту-160М назвали в честь первой женщины-космонавта, действующего депутата Госдумы Валентины Терешковой Фото: duma.gov.ru

Утверждается приказом министра обороны…

Первый собранный с нуля на Казанском авиационном заводе ракетоносец Ту-160М назвали в честь первой женщины-космонавта, действующего депутата Госдумы и автора знаменитой поправки к Конституции России об обнулении президентских сроков Владимира Путина Валентины Терешковой, сообщили источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Самолет уже покрашен в Казани в традиционный для этих ракетоносцев белый цвет, имя нанесено на борт. В совете ветеранов дальней авиации информацию нашей газете подтвердили, при этом выразив недоумение: Ту-160 традиционно получают наименования в честь людей, имеющих отношение к дальней авиации (ДА), объяснили «БИЗНЕС Online» авиаторы.

Ту-160 традиционно получают наименования в честь людей, имеющих отношение к дальней авиацииФото: «БИЗНЕС Online»

Давать самолетам ДА имена собственные начали в 1995 году, когда к майскому параду один из Ту-160 назвали «Ильей Муромцем» — одновременно в честь былинного богатыря и одноименных российских бомбардировщиков знаменитого авиаконструктора Игоря Сикорского времен Первой мировой. Инициатором был тогдашний главком ВВС Петр Дейнекин, он и утвердил регламент присвоения имен, а выбирает их военный совет ДА. На сегодня имена собственные есть у 18 Ту-160 («Михаил Громов» разбился в 2003 году). 11 названы в честь летчиков и военачальников, пять — именами авиаконструкторов и промышленных руководителей. Всех их уже нет в живых.

Правда, было одно неавиационное исключение, когда в 1997 году самолет назвали в честь борца Ивана Ярыгина. Как рассказал «БИЗНЕС Online» зампредседателя совета ветеранов ДА, бывший заместитель командующего ДА Виталий Бобров, решение об этом принимал Дейнекин, который близко общался с семьей знаменитого спортсмена, погибшего в автокатастрофе 11 октября 1997-го. «Это было до того, как решили присваивать Ту-160 имена выдающихся летчиков и авиаконструкторов, — рассказывает Бобров. — К тому же Петр Степанович был любителем неожиданных эффектов. Но, кстати, документа о присвоении этому самолету имени Ярыгина не существует, а вот остальные наименования, начиная с „Василия Решетникова“, присваивались решением военного совета ДА и утверждались приказом командующего. А когда министром обороны стал Сергей Шойгу, он дал команду, чтобы эти имена присваивались только приказом министра обороны».

Добавим, что имена собственные в честь городов России, с которыми связана история ДА, присваивают ракетоносцам Ту-95МС. Таким образом, сегодня летают «Смоленск», «Саратов», «Благовещенск», «Москва», «Иркутск», «Калуга», «Воркута», «Рязань», «Тамбов», «Челябинск», «Козельск», «Моздок», «Великий Новгород», «Дубна», «Самара», «Красноярск», «Севастополь», «Воронеж», «Изборск» и «Курган». А ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 начали называть в честь известных летчиков: Юрия Дейнеко, Владимира Безбокова, Александра Березняка, Михаила Шидловского.

Правда, было одно неавиационное исключение, когда  в 1997 году самолет назвали в честь борца Ивана Ярыгина Правда, было одно неавиационное исключение, когда в 1997 году самолет назвали в честь борца Ивана Ярыгина Фото: «БИЗНЕС Online»

Подарок на день рождения и 60-летие зачисления в отряд космонавтов?

Не исключено, что Терешковой хотели сделать подарок к юбилею — первая в мире женщина-космонавт родилась 6 марта, недавно ей исполнилось 85 лет. Как сообщают источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме, примерно на это время планировался показ Ту-160М высшему руководству страны. Есть и еще одна памятная и даже круглая дата — 60 лет назад, 12 марта 1962-го, Терешкову зачислили в отряд космонавтов, и женское его подразделение как раз было сформировано в марте – апреле того года. В отряд также отобрали Жанну Ёркину, Татьяну Кузнецову, Валентину Пономареву, Ирину Соловьеву.

После исторического полета (16–19 июня 1963 года, первая женщина в космосе и единственная, совершившая полет в одиночку) карьера Терешковой, естественно, пошла вверх. Впоследствии она окончила Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, защитила кандидатскую, стала профессором, написала полсотни научных работ. В 1969–1997 годах Валентина Владимировна была инструктором-космонавтом-испытателем.

Именем Терешковой названы кратер на Луне, оазис на Берегу Принца Улафа в Антарктиде, речной пассажирский теплоход, тепловоз. И вот теперь — Ту-160 Именем Терешковой названы кратер на Луне, оазис на Берегу Принца Улафа в Антарктиде, речной пассажирский теплоход, тепловоз. И вот теперь — Ту-160 Фото: © РИА «Новости»

Началась и жизнь в политике. В 1966–1989 годах Терешкова — депутат Верховного Совета СССР. В 1971–1990-х — член ЦК КПСС. В 1974–1989-х — депутат и член президиума Верховного Совета СССР. Кстати, утверждают, будто для полета выбрали именно Терешкову еще и потому, что первая женщина-космонавт должна была уметь общаться с людьми и выступать на публике, а Валентина Владимировна прекрасно справлялась с такими задачами.

В 2011 году ее избрали депутатом Госдумы от партии «Единая Россия». Сегодня она председатель комиссии ГД по вопросам депутатской этики, член комитета по международным делам, член высшего совета ЕР. Самой известной депутатской инициативой Терешковой стало предложение обнулить предыдущие президентские сроки Путина, которое было внесено в Конституцию в 2020-м.

Добавим, что Валентина Владимировна — заслуженный мастер спорта СССР по парашютному спорту, Герой Советского Союза и первая в истории российских Вооруженных сил женщина-генерал (в отряд космонавтов ее зачислили в звании рядового), сегодня она генерал-майор в отставке.

Именем Терешковой названы кратер на Луне, оазис на Берегу Принца Улафа в Антарктиде, речной пассажирский теплоход, тепловоз. И вот теперь — Ту-160.

В 2017-м год на Казанском авиазаводе — филиале «Туполева» (КАЗ) восстановили критически важный для этого участок электронно-лучевой сварки и приступили к созданию первого самолета В 2017 году на Казанском авиазаводе – филиале «Туполева» — восстановили критически важный для этого участок электронно-лучевой сварки и приступили к созданию первого самолета Фото: prav.tatarstan.ru

Никаких суеверий

Первый Ту-160М — действительно историческая машина. О том, что строительство этих ракетоносцев будет возобновлено, министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил в апреле 2015-го. Через два года на Казанском авиазаводе – филиале «Туполева»  восстановили критически важный для этого участок электронно-лучевой сварки и приступили к созданию первого самолета. Тогда же начали работы на хранившемся с начала 90-х заделе (фюзеляж, центроплан, крылья, хвостовое оперение, воздухозаборники). Его достройка должна была стать демонстрацией того, что КАЗ и Россия вообще в состоянии его сделать. В конце декабря машина совершила первый полет, а 25 января 2018 года ее показали Путину. Параллельно началась работа над двумя прототипами — в них переделали действующие Ту-160. Первый взлетел 2 февраля 2020-го, а 3 ноября его подняли с новыми двигателями (НК-32-02), производство которых восстановили (оно было прекращено в 1993 году) на самарском ПАО «Кузнецов». Второй прототип взлетел, предположительно, в июле 2021-го.

И вот 12 января 2022 года в воздух подняли первый Ту-160М. Пока известно о контракте на строительство 10 машин. Может быть, теперь всю серию назовут именами космонавтов?

Но решение о Терешковой, скорее всего, было спонтанным. «В Рязани есть полк самолетов-заправщиков, во время войны он летал на Пе-8, — рассказывает Бобров, — и мы обратились к командующему ДА с предложением: к 130-летию Владимира Михайловича Петлякова (Владимир Петляков — конструктор дальнего бомбардировщика Пе-8 и пикирующего Пе-2, оба выпускались на КАЗе; один из руководителей эвакуации в наш город Московского авиационного завода №22; погиб в авиакатастрофе 12 января 1942 года; похоронен на Арском кладбище Казани — прим. ред.) присвоить одному из этих самолетов его имя. А Сергей Иванович (Сергей Кобылаш — командующий ДА — прим. ред.) говорит: „Петляков — такая фигура, что называть его именем самолет обеспечения неправильно. Сейчас дело идет к первому полету Ту-160М, давайте ему и присвоим“. Мы только поддержали, даже родственникам Петлякова сообщили. Насколько знаю, командующий обращался к министру обороны… А сама-то Валентина Владимировна в курсе? Мне кажется, она тут ни при чем.  Не знаю, насколько ей нужен такой подарок… Словом, думаю, ни личный состав ДА, ни ветераны не будут в восторге, но и возмущения вряд ли стоит ожидать». Узнать мнение Валентины Владимировны не удалось — ее телефон не отвечал.

Бобров добавил, что у летчиков, в отличие от моряков, нет суеверий по поводу женщин на борту, и отметил, что сейчас дочь одного из действующих военачальников учится в училище на пилота дальней авиации — такого в истории российских ВКС-ВВС еще не было.

Герой Советского Союза Александр Баландин (слева): «Космонавты будут гордиться, что такой самолет носит имя их коллеги» Герой Советского Союза Александр Баландин (слева): «Космонавты будут гордиться, что такой самолет носит имя их коллеги» Фото: © Александр Моклецов, РИА «Новости»

На авиационно-пропагандистский эффект в беседе с «БИЗНЕС Online» указал и председатель совета фонда «Легенды авиации» Михаил Агафонов: «Думаю, один из мотивов — пропаганда авиации: самолет будет на выставках, фотографиях, дети станут спрашивать: „Кто такая Валентина Терешкова?“ То есть патриотический и воспитательный момент понятен — была ткачихой, а стала космонавтом. И, конечно, это связано с 85-летием Валентины Владимировны. Хотя есть некоторое сомнение: может быть, ее именем надо было назвать не военный, а гражданский самолет?»

«Она же „Чайка“ (позывной Терешковой в космическом полете — прим. ред.), была первой, и неплохо, если о таких людях и делах будут помнить, — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Online“ космонавт, Герой Советского Союза Александр Баландин. — А то сейчас вокруг космоса всякое происходит, типа полета артистов — у нас им многие были шокированы. И, хотя, возможно, кто-то скажет: „Зачем давать технике имя еще при жизни этого человека?“, космонавты будут гордиться, что такой самолет носит имя их коллеги».