Несмотря на то, что в стадию строительства перешли только Вознесенский тракт и дублер Горьковского шоссе, уже очевидно, что не за горами и решение вопроса по «помощнику» Оренбургского тракта, а также по трассе вдоль железной дороги в районе Дербышек Несмотря на то что к стадии строительства перешли только Вознесенский тракт и дублер Горьковского шоссе, уже очевидно, что не за горами и решение вопроса по «помощнику» Оренбургского тракта, а также трассе вдоль железной дороги в районе Дербышек Фото: «БИЗНЕС Online»

Дорога из 1960-х

Судя по всему, власти Казани окончательно определились с конфигурацией так называемых вылетных дорог. Несмотря на то что к стадии строительства перешли только Вознесенский тракт и дублер Горьковского шоссе, уже очевидно, что не за горами и решение вопроса по «помощнику» Оренбургского тракта, а также трассе вдоль железной дороги в районе Дербышек. Так или иначе продвинется тема царицынского направления — вылет или дорога общегородского значения. Но, как это ни странно, все еще в тени остается тема внутригородского продолжения этих трасс. А возникает она неизбежно, поскольку какой прок в вылетах, если в городе они упрутся в пробки?

Как объяснил «БИЗНЕС Online» заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров, концепция основных городских связей заложена в генплане, но это только примерная трассировка, и, чтобы ее реализовать, надо делать проекты планировки линейных объектов. На данном этапе и выявляются детали: размеры, красные линии, возможное изъятие земли, то, какие объекты задевает дорога.

От халявных дорог пора отвыкать? Почему Вознесенский тракт сделают платным

Планировку линейных объектов выносят на отдельное общественное обсуждение. И уже сегодня можно предположить, что оно будет не менее жарким, чем проходившие три года назад дебаты по различным частям генплана. Грубо говоря, протестный потенциал темы высок, ведь речь идет о строительстве в городе десятков километров трасс непрерывного движения (I класса) по примеру прорубленного 10 лет назад проспекта Универсиады. Это четыре и более полос по 3,75 м шириной каждая.

Прежде всего, речь о дороге (назовем ее Проезд 1), непосредственно продолжающей планируемый дербышкинский вылет. Данный дублер начинается в месте пересечения железной дороги с М7 и вместе с ней достигает Большого казанского кольца (БКК), а далее вдоль ж/д продолжается Проездом 1. Он идет мимо онкологического центра, остановочной платформы Новаторов, перекрестка Ершова и Абжалилова, улицы Достоевского, станции Ометьево и через развязку соединяется с Аметьевской магистралью. Как логическое продолжение запланирован путепровод от Даурской через Хади Такташа и Кабан в район станции Вахитово, на соединение с БКК. Добавим, что в районе станции Ометьево на дорогу выходит Вознесенский тракт.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» архитектор-градостроитель Сергей Саначин, идея Проезда 1 была закреплена в самом авторитетном для него генплане 1969 года, а проектные работы сделаны еще в начале 1980-х. «Эта дорога нужна городу в любом случае — она решит много проблем», — уверен эксперт.

Как говорит Кадыров, чтобы максимально сохранить имеющиеся строения и озеленение, коридор постарались проложить так, чтобы масштабно сносить не пришлось — благоприятствует наличие зоны отчуждения железной дороги. Но все решится на этапе проектирования.

Развязка возле Акчарлака сверхперегружена— утром и вечером едва ли не намертво встают Ершова, Патриса Лумумбы, Гвардейская Развязка возле снесенного ресторана «Акчарлак» сверхперегружена — утром и вечером едва ли не намертво встают улицы Ершова, Патриса Лумумбы, Гвардейская Фото: «БИЗНЕС Online»

Первый в Казани ТПУ

Пересечение Проезда 1 с улицей Ершова (в этом месте железная дорога проходит в овраге) потянуло за собой интересную идею. Изначально рядом предполагалось мостовое сооружение с Ершова на Гвардейскую. Но теперь, по словам Кадырова, там видят первый в Казани полноценный транспортно-пересадочный узел (ТПУ): съезд с Проезда 1, остановка электрички, станция метро (в перспективе там пойдет одна из его веток), вход в «Русско-Немецкую Швейцарию».

Что самое важное, почти автоматически упраздняются планы по строительству развязки возле снесенного ресторана «Акчарлак», идея которой уже стала головной болью городских властей. Место это сверхперегруженное — утром и вечером едва ли не намертво встают улицы Ершова, Патриса Лумумбы, Гвардейская. Проектирование развязки включали еще в строительный список Универсиады, но затем вычеркнули. Саму же развязку сразу охарактеризовали как самую сложную и дорогую — 3 млрд рублей в ценах 2013 года.

«Наше видение — развязка на „Акчарлаке“ не нужна», — говорит Кадыров. Во-первых, не хотят нарушать среду центра города таким массивным объектом. Во-вторых, как уверены градостроители, проблему пробок развязка не решит, поскольку кругом светофоры.

То есть построим развязку, чтобы пробку поближе к светофорам перенести? Есть альтернативное решение: предлагаем данный узел упростить с точки зрения перекрестков и организации движения, за счет этого сделать больше фазы светофора. Моделирование показало эффективность решения.
Тимур Кадыров Заместитель главного архитектора Казани
Тимур Кадыров заместитель главного архитектора Казани

Такой подход аннулирует проблему строительства на пустыре, оставшемся после сноса ресторана «Акчарлак». В свое время из-за сложной транспортной ситуации возводить что-либо там не решились Илшат и Айрат Хайруллины, которым принадлежала земля и которую в начале этого года купила группа «Новастрой». Но и планы последней уперлись в то, что проектировать что-то в этом нерядовом для Казани месте логично только после разработки проекта транспортного узла.

«Наше видение — развязка на Акчарлаке не нужна» «Наше видение — развязка на «Акчарлаке» не нужна» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как полагает Кадыров, если развязка в этом районе и будет, то только на пересечении Ершова с Проездом 1. Вероятность ее появления высока, ведь туда опосредованно (через Аграрную и Патриса Лумумбы) выходит Мамадышский тракт. Для оптимизации трафика в 2020 году даже проектировали перемычку от пересечения тракта с Космонавтов до Патриса Лумумбы. По словам Кадырова, такие намерения сохраняются.

Что заменит «Акчарлак»: наследники Айрата Хайруллина продали топовое место под застройку

Саначин напоминает, что пересадочный узел на перекрестке Ершова и Абжалилова обсуждали в 1980-х, тем более были планы запуска в Казани вылетно-внутригородской электрички. Однако развязку там сделать крайне тяжело: мешает железная дорога, застройка Абжалилова и возведенное в начале 1990-х в нарушение красных линий здание бизнес-центра «Татария». Эксперт уверен, что развязка нужна именно на перекрестке, где раньше располагался «Акчарлак», —и для облегчения выхода на Мамадышский тракт, и потому, что рано или поздно мы вернемся к старой идее вылетной магистрали по направлению Гвардейская – Зорге и далее в направлении аэропорта.

Сейчас Зорге заткнули коттеджами, и теперь, чтобы там проложить дорогу, придется что-то урезать. Поэтому я противник застройки полос, которые держали с 1969 года. Генпланы и делаются для того, чтобы обрисовать красные линии улиц и соблюдать их, чтобы внутри них ничего не строили, а у нас там вовсю стройки идут.
Сергей Саначин Архитектор-градостроитель
Сергей Саначин архитектор-градостроитель

Схожей точки зрения придерживается советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев. Он опасается, что, традиционно гонясь за оптимизацией, сначала откажутся от развязки возле бывшего «Акчарлака», потом — от Проезда 1. «Сколько держали этот коридор, но периодически то одно, то другое возникает, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Территорию, которую сегодня как бы бережем для развязки, кто-нибудь быстренько застроит — и все. Освобождать землю очень сложно. Будет как с М12, которая задумывалась 40 лет назад: если вы бережете коридор, не надо его отдавать под коттеджи. Это горизонт планирования. Мы что-то эпизодически красиво строим, а потом говорим: сделали ошибку. Это не ошибка — изменяется система. Если мы что-то реализуем, нельзя сделать кусочек, а дальше перейти на другую схему. В итоге из-за одного интересного перекрестка мы в перспективе рискуем остаться без магистралей».

Однако, по мнению автора ряда транспортных концепций Казани экономиста Тахира Давлетшина, развязка возле бывшего «Акчарлака» решила бы множество проблем, в том числе беспрепятственного выезда на Мамадышский тракт, даже сделала бы ненужным дербышкинский вылет. Действительно, зачем из центра города добираться к М7 через Дербышки, если почти туда же можно выехать через бывший «Акчарлак»? «Если не сделать там развязку, проблема пробок останется, сколько бы дорог ни строили», — заверил Давлетшин в беседе с «БИЗНЕС Online».

Дублер Оренбургского тракта принципиально важен тем, что именно он претендует на роль главного казанского выезда на М12 Дублер Оренбургского тракта принципиально важен тем, что именно он претендует на роль главного казанского выезда на М12 Фото: gosekspertiza.tatarstan.ru

Промчаться вдоль Волги

Чуть менее радикальный перекрой территорий предполагает вторая общегородская дорога непрерывного движения — на волжском направлении (Проезд 2). Особая актуальность проекта в том, что эта трасса — внутриказанское продолжение дублера Оренбургского тракта, напрямую увязывающегося с автобаном М12 Москва – Казань. Проезд 2 начинается в месте пересечения БКК и улицы Технической, переходит на трассу Казань – Боровое Матюшино, оттуда — в район эстакады между Усадами и Столбищем и далее — к пересечению Атабаевской трассы и дороги 16К-1076, ведущей из Песчаных Ковалей.

Дублер принципиально важен тем, что именно он претендует на роль главного казанского выезда на М12: на Атабаевской трассе расположится первая на этом берегу Волги развязка с автобаном. Каким будет трафик с последнего, пока предположить сложно, но понятно, что дублер должен перехватить и часть транспортного потока, который сегодня идет по Оренбургскому тракту, трассе Р239 Казань – Оренбург, улицам Ново-Давликеевской (поселок Мирный), Дорожной (Усады), Советской (Столбище), Октябрьской (Песчаные Ковали) и Матюшинскому тракту. Не забудем и о все набирающем обороты в Лаишевском районе жилищном строительстве.

Вылететь на М12: Казани готовят прямой выезд на автобан до Москвы

По словам Кадырова, волжская связь данной магистрали вдоль Кировской дамбы до дублера Горьковского шоссе принципиальна не только тем, что это возможность выехать из Казани на новый мост, но и тем, что это транзит из центра. Туда потенциально уйдет трафик с Булака, Профсоюзной, Московской, Нариманова и других улиц. Одновременно большой объем дорожного строительства предстоит и от станции Вахитово до Даурской с выходом на проспект Универсиады. Эта перемычка поможет ликвидировать заторы на Назарбаева, Технической, Вахитова.

По сути, Проезд 2 становится частью БКК. Он, как и Проезд 1, идет, прижимаясь с внешней от города стороны к железной дороге через станции Тихорецкая, Вахитово, проходит пляж «Локомотив», вокзал «Казань-1». В районе Кировской дамбы под него понадобится еще один мост. Как говорит Кадыров, в принципе, коридор свободен, особых сложностей нет, только в промзоне под снос попадает ряд предприятий. Большой вопрос лишь с районом «Локомотива» — там все занято путевым хозяйством РЖД.

В начале 2021 года стало известно, что власти РТ обсуждают с РЖД перенос их хозяйства от Волги. Вариантов два: район станции Тихорецкая и перегон от платформы Юбилейная до аэропорта «Казань». Мэр Казани Ильсур Метшин говорил, что таким образом город получит 55 га земли под общественные пространства, жилую и коммерческую застройку и коридор для интересующей нас дороги. По словам Кадырова, с РЖД прорабатывается и вопрос очистки конкретно «Локомотива». Прежде всего речь идет о почти бездействующей ветке к элеватору. Согласно концепции у вокзала остается только несколько путей, к ним максимально прижимается дорога, чтобы она шла не по дамбе и набережной, а по бывшим путям.

В районе Адмиралтейской слободы Проезд 1 соединяется с еще одним дублером — Горьковского шоссе В районе Адмиралтейской слободы Проезд 1 соединяется с еще одним дублером — Горьковского шоссе Фото: mindortrans.tatarstan.ru

«Следующий самый крупный казанский дорожный проект»

В районе Адмиралтейской слободы Проезд 1 соединяется с еще одним дублером — Горьковского шоссе. Здесь надо упомянуть любопытный момент. По информации «БИЗНЕС Online», изначально миндортранс РТ видел дублером данной трассы коридор вдоль так и не состоявшейся высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), который через улицу Миля должен был соединяться с дербышкинским вылетом. Судя по генплану, если там и будет строительство, то только дороги II класса, т. е. общегородского значения с регулируемым движением. Как полагает Кадыров, эта связь актуальна и без ВСМ. Данная территория постепенно развивается, в одном из районов уже согласовано масштабное жилищное строительство, а заездов-выездов всего два, через Воровского и Амирхана, и они уже сейчас изрядно загружены.

Как полагает Давлетшин, выбранный для Проезда 1 коридор тесен — там нет места для строительства новой дороги, а в акватории — есть.

Не надо трогать Магистральную. Лучше Тихорецкую продолжить на Волгу, намыть там мелководье и идти на Портовую, к элеватору. Все нынешние планы — по старым дорогам, а надо бы прорубить окно, которое толкнет развитие Казани. Не надо «вгрызаться в тело» города, который и без того страдает от транспорта и дорог.
Тахир Давлетшин Экономист, автор ряда транспортных концепций Казани
Тахир Давлетшин экономист, автор ряда транспортных концепций Казани

Саначин с ним не согласен: «Это не мелководье, там гавань, то есть глубоко. Логичнее пожертвовать какими-то складами».

«Это вещь исторического масштаба»: освободит ли Олег Белозеров центр Казани от «ржавого пояса»?

Есть ли у вышеперечисленных планов конкретные сроки реализации? Как говорит Кадыров, генплан рассчитан до 2040 года и по большому счету все зависит от финансирования, но проработка не отложена и постепенно идет. Эксперт также утверждает, что в любом случае после строительства вылетов создание их продолжений в виде Проезда 1 и Проезда 2 — «следующий самый крупный казанский дорожный проект».

Есть ли у вышеперечисленных планов конкретные сроки реализации? Как говорит Кадыров, генплан рассчитан до 2040 года и по большому счету все зависит от финансирования Есть ли у вышеперечисленных планов конкретные сроки реализации? Как говорит Кадыров, генплан рассчитан до 2040 года и по большому счету все зависит от финансирования Фото: «БИЗНЕС Online»

Важное уточнение сделал Васильев: «Дорожный раздел генплана хорош, но было бы разумно на этой же математической базе создать модель для Казанской агломерации, то есть подцепить к генплану и потоки, которые сейчас формируются на периферии города. Без этого вылетные потоки не просчитать».