1. «Рискуя собственной шубой» — так называется выставка питерской художницы, режиссера и арт-фотографа с мировым именем Юлдус Бахтиозиной, открывшаяся в галерее современного искусства «БИЗОN». Название экспозиции — это обыгранное название книги знаменитого американского экономиста, автора ныне популярного термина «черный лебедь» Нассима Талеба «Рискуя собственной шкурой». В ней он определяет художников как категорию лиц, ставящих на кон не только свою шкуру, но и душу. К книге Талеба и обращается Бахтиозина, размышляя в своем проекте о рисках вольного самовыражения, ссылаясь на культурный код волшебной сказки и проводя параллель между визуальным и литературным нарративом. Кстати, нынешняя выставка — дебют для художницы с татарскими корнями в Казани.

  2. В 2014 году Би-би-си назвал Бахтиозину среди топ-100 женщин, которые меняют мир к лучшему, а в 2016-м итальянский Vogue — лучшим молодым фотографом. Помимо всего прочего, наша героиня делала костюмы для спектаклей в Ковент-Гарден и Мариинке.

  3. Первая персональная выставка Бахтиозиной в столице Татарстана — инициатива галереи «БИЗОN». Подробнее о «Рискуя собственной шубой» на церемонии открытия рассказала арт-директор питерской галереи современного искусства Anna Nova Полина Слепенкова. «Кажется, что это небольшой проект, не так много работ, тем не менее проделана колоссальная работа. Скорее получилась мини-ретроспектива, в которой собраны лучшие фотографии из разных проектов», — обратила внимание Слепенкова.

  4. На выставке представлено 16 фоторабот, которые занимают первый этаж галереи, каждая из них погружает зрителя в мир русских сказок, но совсем не тех, что мы помним из детства. Ее тут же принялся исследовать один из гостей, известный казанский художник Альберт Закиров.

  5. А это картина «Маша и медведь» из проекта RUSSLAND.

  6. Кажется, еще одна гостья вернисажа, автор благотворительных проектов для детей-сирот Татьяна Ширяева, судя по всему, сразу поняла, какой смысл таит в себе вот этот триптих Бахтиозиной (название картин слева направо): «Чтобы узнать правила жизни, нужно узнать себя», «Зевающие красавицы» и «Если вы умеете любить, полюбите сначала себя». Все эти работы входят в пленочную серию «Сотворенная жизнь» 2016 года.

  7. «В Казани я во второй раз. В первый была, когда приехала увидеть галерею, — продолжился в „БИЗОNе“ артист-ток с самой художницей. — Здесь собраны работы с 2014 по 2021 год — большой достаточно спектр. Можно даже, наверное, попробовать оценить по годам, где первые работы, где — недавние». Кроме того, Бахтиозина призналась, что, т. к. она сама наполовину татарка, ей было интересно и важно побывать там, где живут много татар, и, называя себя «амбассадором „татарского барокко“», она тем самым отдает дань своим корням. 

  8. Молодежи «Рискуя собственной шубой» явно «зашла».

  9. Когда дело дошло до вопросов, логично, что среди них оказался и такой: почему художница называет себя «амбассадором „татарского барокко“» и есть ли конкретные персонажи в татарской культуре и истории, которые привлекают ее? «На самом деле, — призналась Бахтиозина, — это определение изначально пришло ко мне интуитивно. Но чем больше я общаюсь с татарами, чем больше находилась здесь, чем больше спрашивала об основных артефактах, архетипах, том, за что можно зацепиться, как, условно, за русскую матрешку или кокошник, все ответы все равно вели к слову „характер“. И это я всегда лично ощущала. Не знаю, как это работает… „кровь моей крови“. Мы действительно себя так ощущаем и чувствуем, какая-то коммуникация есть. Я пока не могу дать этому нормальное объяснение, человеческое, но я для себя это так объясняла: что это про характер, про кочевничество, про что-то чрезмерное, очень спонтанное и своеобразное. То есть про татар — это про характер».

  10. Многие, кто пришел на вернисаж, подолгу останавливаясь возле фоторабот Бахтиозиной, потом говорили о «бесконечных метафорах». «У меня есть такое ощущение, что это Рената Литвинова в самом начале пути, — такой неожиданный вывод сделала наша собеседница, педагог по вокалу Алсу Баширова. — Я обычный гость „БИЗОNa“, уже несколько лет подряд бываю на разных выставках, и эта была очередной, анонс которой я увидела и заинтересовалась. Скорее я здесь знакомлюсь непосредственно с автором, прямо в моменте».

  11. Дымящийся букет увядших цветов… «Второй день дня рождения» (2016).

  12. Основательница концептуального бренда татарской одежды Your Yool и режиссер Татьяна Черногузова призналась в разговоре с нашим корреспондентом, что давно следит за творчеством Бахтиозиной, поэтому в первую очередь пришла на выставку, чтобы познакомиться с ней лично.

  13. Кроме фотографий, на выставке представлены кокошники из дебютного игрового фильма Бахтиозиной «Дочь рыбака», вышедшего в прокат в 2020 году и успешно проехавшегося по ряду российских и международных фестивалей.

  14. А это мультимедиаработа «Титаническая ложь» 2021 года. На ней девушка со множеством ушей на лице поедает то ли шнуры, то ли кабель…

  15. На работе с названием «Кобылка» изображена сама Бахтиозина, которая часто в своем творчестве практикует автопортреты.

  16. Драматург и пиар-директор фонда «Живой город» Зоя Рутер отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online», что работы Бахтиозиной — пример того, что с фольклором нужно работать, можно актуализировать его, а не мумифицировать, закрывая в стеклянный короб. «Во-первых, тут несколько моментов сошлось в одном. Круто, что в Казань привозят небольшие выставки современных художников, появляются новые площадки, чтобы художники выставлялись, — подчеркнула Рутер. — Во-вторых, Юлдус — тот человек, который не просто работает с контекстом, но ее смысл понятен широкому кругу зрителей. Мы часто задаемся вопросом в плане современного визуального искусства, копаемся в смыслах. У нее круто работает эмоциональный контекст, ты подключаешься к этим работам, и круто видеть их автора. И, наверное, еще важный момент про формат работы со сказками, подобной фольклорной мифологией: как будто мы отодвигаем вообще все вещи, связанные со сказками в нашем понимании, на второй план, относясь к этому не очень серьезно, будто есть вещи более сложные и важные. Но, по моему ощущению, такие выставки добавляют веру в то, что такие темы особенно сейчас важно актуализировать и показывать».

  17. Интересно, какие мысли возникают у гостей при взгляде на работу «Эскапизм»?

  18. Выставка «Рискуя собственной шубой» будет работать в «БИЗОNе» до 18 сентября.

  19. Напоминаем, что галерея современного искусства «БИЗОN» располагается на территории ТЦ «Родина» (ул. Баумана, 44/8, первый этаж) и открыта ежедневно с 12:00 до 20:00. Вход: 200 рублей, пенсионерам — бесплатно.